Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:42, контрольная работа
В работе рассмотрена одна из главных задач в воспитании : научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности.
Обоснование актуальности темы 3
Характеристика возраста 5
Цели и задачи 7
Список литературы 10
8
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Контрольная работа:
«Формирование культуры чтения младших школьников в условиях библиотеки»
По дисциплине: Прикладная культурология
Выполнила: студентка заочного отделения, 4 курса
Группа 30440
Пигарева Юлия Олеговна
Преподаватель: Литвинцева Галина Юрьевна
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Обоснование актуальности темы
Характеристика возраста
Цели и задачи
Список литературы
В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Согласно исследованиям международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР к 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
На лицо сравнительно низкий уровень читательской грамотности школьников. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности, являются необходимым условием социализации последней. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – одна из главных задач в воспитании ребенка.
Крупнейшие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, Я.С. Гогебавшили, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, В.Ф. Рамишвили, Э.В. Какабадзе и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского чтения, пути воспитания читателя.
Решением данной проблемы в сфере досуга, прежде всего, занимаются библиотеки. Методике организации работы библиотек в сфере социально-культурной деятельности посвящены работы Жарковой Л.С.,
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни.
Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка — это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.
Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание — раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более тщательно.Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.
Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.
В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7—8 лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности.
Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста.
Цель работы:
- описать методику формирования культуры чтения ребенка младшего школьного возраста в условиях библиотеки
Задачи:
Сформировать у ребенка интерес к книге и чтению
Информировать родителей о важности формирования культуры чтения у детей
Организовать совместную работу культурно-досуговых учреждений (библиотека, дом культуры) и школы
8
Задачи | Формы | Методы | Средства |
Сформировать у ребенка интерес к книге и чтению
| Групповые эпизодические формы работы: познавательно-развивающие программы: викторины, олимпиады, конкурсы, литературные путешествия, парад литературных героев, литературные загадки, игры | Метод вовлечения в социально-культурную деятельность: игра Методы стимулирования социально-культурной активности: соревнование, поощрение Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, обобщение, заражение, убеждение
| Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка Изобразительные средства: оформление пространства с помощью плакатов и книг; костюмы Технические средства: магнитофон, компьютер Материальные средства: канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань,бумага, краски) для изготовления плакатов и костюмов, призы, подарки, грамоты участникам Финансовые средства: средства, выделяемые из местного бюджета |
Групповая стабильная форма: клуб юных читателей | Метод вовлечения в социально-культурную деятельность: включение в форму непрерывного просвещения, приучение к выполнению общественно культурных функций , игра Методы стимулирования социально-культурной активности: соревнование, поощрение, положительный пример Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, обобщение, заражение, убеждение, комментирование
| ||
Информировать родителей о важности формирования культуры чтения у детей
| Индивидуальные эпизодические формы: индивидуальная беседа с родителями | Методы формирования общественного сознания:информирование,
| Художественно - выразительные средства: живое слово |
Групповые эпизодические формы работы: конференции для родителей на тему: «Ребенок и книга», «Особенности развития детей младшего школьного возраста» | Методы формирования общественного сознания:информирование, Методы стимулирования социально-культурной активности: общественное мнение | Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка Изобразительные средства: оформление пространства с помощью плакатов и книг; Технические средства: магнитофон, компьютер Материальные средства: канцелярские принадлежности, поделочные материалы (бумага, краски) для изготовления плакатов Финансовые средства: средства, выделяемые из местного бюджета
| |
Организовать совместную работу с Домом культуры и школой
| Массовые эпизодические формы: совместные праздники, посвященные юбилеям (дням рождения) писателей, книжные ярмарки и.т.п. | Метод вовлечения в социально-культурную деятельность: игра Методы стимулирования социально-культурной активности: соревнование, поощрение Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, обобщение, заражение, убеждение
| Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка, пение, хореография Изобразительные средства: оформление пространства; костюмы Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура, компьютер Материальные средства: ткань для изготовления костюмов, призы и подарки участникам Финансовые средства: средства, выделяемые из местного бюджета |
8
1. Ариарский М.А., Методика «погружения» в специальность/ М.А., Ариарский, И.А. Ивлиева, Л.В.Полагутина . – СПб.:СПБГУКИ, 2007. – С.188 -197
2. Возрастные особенности младших школьников [электронный ресурс]: http://roditelyam.
3. Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотек в сфере социально-культурной деятельности [электронный ресурс]:
4. Кобахидзе Марина Джуаншеровна «Автореферат диссертации: Формироваине интереса к чтению у младших школьников» [электронный ресурс]: http://www.childpsy.ru/
Информация о работе Формирование культуры чтения младших школьников в условиях библиотеки