Формирование грамматического строя речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:38, доклад

Краткое описание

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

Файлы: 1 файл

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Особенности развития речи в дошкольном возрасте: 
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; 
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; 
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; 
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; 
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; 
- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; 
- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; 
- складывается понимание форм языковой деятельности; 
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; 
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, 
рассуждения и рассказы; 
- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; 
- возникают предпосылки для освоения грамоты.

В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается  от двух сотен до нескольких тысяч  слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. То, как это происходит в действительности, до сих пор недостаточно хорошо известно, хотя ясно, что большую роль играют процессы обозначения и понимания, а не простое рефлекторное ассоциативное научение. Следует добавить, что дети также изучают правила, а не специфические автоматические конструкции. Это период постоянных вопросов, наиболее частыми среди которых вначале являются вопросы типа «что это?», затем «где?» и «кто это?», а к концу четвертого года жизни — вопрос «почему?». И хотя вопросы обычно задаются ради поиска информации, родителей раздражает частота, с которой дети спрашивают о том, что им известно. Создается впечатление, что детей интересует то, как взрослый построит свою ответную фразу, — может быть, они стремятся узнать скорее что-то о языке, а не о той вещи, которая упоминается в вопросе. Подобным образом дети проводят много времени, разговаривая сами с собой, «испытывая» различные типы словесных комбинаций и различные способы рассуждения о вещах.

Параллельно тому, как дети изучают новые слова, их произношение значительно улучшается. Приблизительно две трети детей сразу начинают говорить на понятном языке, но около  трети из них проходят через фазу, когда их понять невозможно, и приблизительно у одного из 25 детей до начала шестилетнего возраста, то есть до времени поступления в школу, сохраняется косноязычие.

Ключевые слова: 

Развитие

Речь

Дошкольники


Информация о работе Формирование грамматического строя речи дошкольников