Физическое воспитание в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

К сожалению, далеко не все подростки понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность.
Поэтому по актуальности эта тема должна занимать одно из первых мест в педагогике.

Оглавление

Введение 3
Сущность и значение физического воспитания 4
Связь теории и методики физического воспитания с другими науками 5
История развития физического воспитания 6
Физиология физического воспитания 8
Функции и задачи физического воспитания 10
Задачи физического воспитания 11
Методы и принципы физического воспитания 11
Принципы физического воспитания 12
Традиционные формы организации физического воспитания 14
Основные проблемы физического воспитания 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Физическое воспитание.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 Методы и принципы физического воспитания

Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования.  Формирования здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга.

Формирование физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств  и методов физического развития учащихся.

Средствами физического  воспитания являются

1)физические упражнения;

2) естественные силы  природы;

3) режим питания, труда  и отдыха;

4)утренняя гимнастика;

5)разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы.

В процессе физического  воспитания в качестве основного  метода выступают физические упражнения. Диапазон применения физических упражнений исключительно широк. Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательного стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Большое значение в физическом  воспитании учащихся имеют методы убеждения  и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего  в процессе организации  физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий. С их помощью разъясняется  значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения.

Важное стимулирующее  значение в физическом воспитании имеют  методы одобрения и осуждения, а также контроль над выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

Принципы физического воспитания

К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования,  относят общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания.

Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, трудового, физического). Обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности. Отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том числе военной.

В системе образования  и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Кроме этих принципов  в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических  закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его  системного построения».

Таким образом, в системе  физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.

Педагогическими принципами физической культуры называются кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности и построения занятий физической культурой.

  • Принцип единства обучения и развития основан на органической взаимосвязи и взаимозависимости формы и содержания вещей и явления;
  • Закономерность, лежащая в основе принципа структурности занятий, состоит в том, что любой вид деятельности предполагает  организованный выход из нее. Данные принцип определяет необходимость во всех случаях соблюдать выше структурную последовательность.
  • Принцип учета особенностей и  состояния занимающихся базируется на существовании различий между людьми, которые обусловлены биологическими закономерностями и социальными условиями жизни.
  • Анализ – синтез движений является отражением закономерности мышления и практической деятельности. На занятиях реализуется путем расчленения сложных физических упражнений на более простые.
  • Принцип осознанного и чувственного контроля в процессе упражнений основан на закономерной связи между движениями и психикой человека.
  • Принцип постепенного повышения нагрузки на организм и ее варьирование базируется на закономерности, в соответствии с которой деятельность является основным критерием формирования и развития человека.
  • Принцип учета, регулирования и варьирования сопутствующих условий   выражает закономерную зависимость результатов двигательной деятельности от среды, в которой она происходит.

Все принципы находятся  в единстве и во взаимосвязи.

 Традиционные формы организации физического воспитания

 

Формы организации физического  воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности,  основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации  физического воспитания школьников относятся 

1)физкультурные занятия; 

2)физкультурно-оздоровительные  (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) ,

3) повседневная работа  по физическому воспитанию детей  (подвижные игры, прогулки, индивидуальная  работа с отдельными детьми  и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники).

Эти формы, отвечая общим  задачам  физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме  дня школьного учреждения.

В процессе учебных занятий  нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы – физкультминутки. Физкультминутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также при выполнении домашних заданий. Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся.

Важным средством физического  воспитания являются также игры и  упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда младший школьник испытывает большое желание побегать, попрыгать, поиграть

Существенным элементом  физического воспитания является проведение с учащимися гигиенической гимнастики. Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был в начале   занятия.

Основные проблемы физического  воспитания

В настоящее время  образовательные задачи физического  воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узкоутилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки молодежи. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, является основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но учащиеся не получают его в достаточном объеме.

В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного поведения.

 «Физическая культура  как учебная дисциплина «выпадает»  из образовательного и воспитательного пространства средних заведений. Все это позволяет рассматривать проблему общего для всех физкультурного образования как одну из наиболее актуальных. А ориентацию физического воспитания на общее физкультурное образование как приоритетную.

Одной из проблем, требующих  последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, отсутствие преемственности целевых установок физического воспитания, недостаточная преемственность содержания практического и теоретического разделов учебного материала, несогласованность показателей и нормативов оценки физической подготовленности в школе, ПТУ и высших учебных заведениях.

Воспитание ребенка в семье является важным фактором его физического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья. Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время  в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и к физическому воспитанию в семье. Причина этой проблемы заключается в несоответствии полученного физкультурного образования тем требованиям, которые предъявляет жизнь к учащимся после окончания обучения. Следствием этой проблемы являются отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, состоянии здоровья детей, дающие тяжелые рецидивы в последующей их жизни. Одной из главных проблем, которую призвано решать физическое воспитание, является проблема укрепления здоровья школьников. В настоящее время она решается недостаточно эффективно. С возрастом число здоровых учащихся уменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения, зависящую от комплекса факторов.

Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания.

Реализация перечисленных  проблем существенно осложняют  недостатки кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, врачебного контроля над здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания.

 

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные в работе, были достигнуты методом анализа и синтеза материала. В работе были раскрыты проблемы физического воспитания. Показаны основные задачи и средства реализации физического воспитания. Рассмотрены методы физического воспитания и их применения, принципы осуществления физического воспитания. Описаны  основные проблемы физического воспитания.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации.

 В целом следует  отметить, что влияние учебных  занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи. Правильное осуществление внеклассных мероприятий включает в себя как массовое вовлечение учащихся в разнообразные формы занятий физкультурой и спортом, так и индивидуальную работу с ними.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.,1978.
  2. Белорусова В.В. Педагогика. – М., 1983.
  3. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. – М., 1979
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2001.
  5. Харламов И. Ф. Педагогика. – М, 1997.
  6. Щукина Г.И. Педагогика.

7.      Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:         Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

   8.       Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания




Информация о работе Физическое воспитание в системе образования