Ф. Фребель и его система воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе (в конце XVIII — начале XIX вв.) после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.

Оглавление

Немного истории.............................................................................................стр. 3
Жжизнь и деятельность Ф.Фребеля..............................................................стр.4
Детский сад Ф.Фребеля..................................................................................стр.6
Теория развития ребенка................................................................................стр.7
Педагогика и методика воспитания в детском саду.....................................стр.9
Игра и шесть «даров» Фребеля......................................................................стр.11
Заключение......................................................................................................стр.13
Список литературы.........................................................................................стр.16

Файлы: 1 файл

Истроия образования и пед. мысли.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

4. Фребель  заметил любовь детей к пению  и цветам. Он дал им песни  и сад с грядками цветов, за  которыми они сами ухаживают.

5. Фребель  горячо любил детей, верил в  их непорочность и наказание  не вводил в детский сад.

Итак, материал для занятия детей был Фребелем найден. Но надо было еще знать, как  им пользоваться, какой метод приложить  к делу. Фребель ввел сознательный, наглядный метод, основываясь на том наблюдении, что чем нежнее возраст ребенка, тем менее в состоянии он постигнуть отвлеченное, а все его органы чувств просят конкретных впечатлений.

 

Педагогика  и методика воспитания в детском  саду

Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду, отсюда и название детский «сад».

                              
Фребель считал, что ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. И главная задача воспитания— не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «…следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным».

 

 Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка. Необходимо видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание. «Дитя— существо деятельное, творящее,— писал он. Дело воспитателя— охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их». Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

 

Один из важнейших принципов  педагогической системы Фребеля— необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Эта связь делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

 
Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое  начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.   

Игра и шесть  «даров» Фребеля                                          
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.                   
 
Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

 

Материалом  для детских игр (или игрушек) стали простые и недорогие  предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.  

                           
Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”. 
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.                                           
 
Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является “единством в единстве”, шар — символ движения, шар — символ бесконечности.                                                 
 
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.                                 
 
Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях (“сложное единство”, “единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя. 
 
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).                                                 
 
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.                               
 
Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.                        
 
Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.           
 
Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.                         
Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.                                  
 
Следует отметить еще как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и самую мысль о строительном материале для игр-занятий детей. Эта идея была затем широко использована: ящики с набором строительного материала сделались одним из самых распространенных пособий для детей (правда, без соблюдения той строгой последовательности, которую предлагал Фребель). Недостатком же этих даров является их надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность, значительный формализм материала. Стремясь дать детям представление об окружающей жизни, Фребель, наоборот, своей системой, пособиями, занятиями, практически не связанными с живой действительностью, сильно ограничивал их кругозор и свободу творчества.       

 

 Другое важное изменение— это текстовое, словесное оформление игры. Все «дары» Фрёбеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Таким образом реализовывался принцип единства действия и слова, который делает действия ребенка и его чувственный опыт более осмысленными и осознанными, способствует эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма, гармонии и др.

 

В детских  играх непременно должен участвовать взрослый. Детские «садовницы», получившие специальную подготовку, должны были, по Фрёбелю, стать душой детских игр, показывать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект.                                                   
 
Много страниц в сочинениях Фребеля посвящено развитию речи детей, песенкам, играм; им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия, для этого им были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, и др.           
 
Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

 

Заключение

Фридрих Фребель  создал первый проект детского сада как  формы общественного воспитания, разработав обширную, детальную, почти  законченную систему дошкольного воспитания.

 
 Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки – мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.                                    
 
Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. Однако отметим: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах. Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе».                                            
 
Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения. 
 
Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.                         
 
  Фребелевские общества, объединяющие представителей прогрессивной русской интеллигенции, содействовали распространению идей великого немецкого педагога, созданию дошкольных учреждений, способствовали улучшению семейного воспитания детей. При этих обществах создавались курсы для подготовки воспитательниц для семей и детских садов по системе Фребеля. 
 
К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее не отрицали и положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. В наше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Список литературы

1 Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв.  Ред. И сост. П.В. Алексеев: С.И.  Гессен — Москва, Школа-Пресс, 1995 г.- 448 с.

2 Дошкольное и начальное образованис за рубежом: История и современность: Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова — Москва, Академия, 2001г.- 240 с.

3 Дошкольная педагогика: В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин — Москва, Просвещение, 1979 г.- 429 с.

4 История зарубежной педагогики: А.Н. Джуринский — Москва, Форум Инфра-М, 1998 г.- 272 с.

                                                                          


Информация о работе Ф. Фребель и его система воспитания дошкольников