Дикция в вокале

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:08, реферат

Краткое описание

Пение – вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью. В ее образовании, как и в обычной речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав – артикуляционными органами. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Файлы: 1 файл

Дикция -основной,отформат.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

    В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные, т.к. на этих звуках работают голосовые  складки и они имеют высоту звучания.

    Согласные звуки в зависимости от того, какие  органы участвуют в их образовании, делятся на губные (б, м, п), язычные (д, л, р, т, ц, ч), нёбные (м, н). По месту образования в ротовой полости согласные бывают заднего (к, г), среднего (х, ш, р) и переднего (все кроме указанных) уклада. Согласные заднего уклада могут помочь при исправлении чрезмерно близкого, “белого” звучания.

    Положение артикуляционных органов при  образовании различных согласных  звуков может благоприятно или, наоборот, отрицательно влиять на последующий  вокальный гласный. При согласных  “к”, “г” значительно сокращаются  мышцы мягкого нёба, и оно при этом хорошо поднимается. Эти согласные помогают удерживать мягкое нёбо поднятым, способствуют его активизации. В то же время они связаны с напряжением корня языка, их применение может еще больше усугубить имеющийся горловой призвук. Губные согласные (б, м, п) хорошо активизируют губы, а губно-язычные (ж, в, ф) и язык.

    Образование взрывных согласных (т, п) связано со значительным напором дыхательной  струи. Эти согласные могут быть использованы для активизации дыхательной  функции. А согласные “б”, “д”, “р”, образуемые при большом сопротивлении артикуляционных органов току не только дыхательной, но и звуковой струи, могут служить средством стимуляции не только дыхания, но и голосовых складок. Они же, особенно согласный “д”, формируют твердую атаку.

    Сонорные  согласные “л”, “м”, “н”, “р”  как полугласные могут вокально звучать, поэтому имеют исключительно  важное значение для певческого голосообразования  и широко применяются в вокальных  упражнениях. Они помогают найти  головное резонирование. Кроме того, “л” активизирует кончик языка, тем самым делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки; “л”, “м” как согласные переднего уклада приближают звук; “м”, “н” – нёбные, или носовые согласные, образуются при опущенном мягком нёбе, усиливают резонирование носовой полости, они не применяются при вялом, малоподвижном мягком нёбе и, особенно при носовом призвуке; “р” – рокочущий согласный, он хорошо активизирует дыхание и сокращение голосовых складок.

    Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов, и или дикцию.

    Активная, четкая, правильная и согласованная  работа артикуляционных органов  создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой, неудовлетворительной дикции. А несогласованная работа артикуляционных органов порождает искаженную дикцию. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют. Кроме того, плохая дикция ведет к снижению художественно ценных качеств певческой речи. 
 

    Вокальная речь имеет свои особенности. “Носителями” вокального звука являются гласные. Поэтому в выпеваемом слоге гласные  удлиняются. Они занимают почти всю  длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. В связи с этой особенностью меняется сущность певческой дикции. Если речевая дикция зависит целиком от ясного и четкого произношения согласных, то певческая дикция зависит и от формирования гласных.

    Вокальная речь отличается от обычной и по акустическому строю. Диапазон обычной  речи мал. Диапазон звуков, воспроизводимых  в пении, может простираться на две и более октавы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Работа  над дикцией

    Причиной  невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи  и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются такие упражнения:

“Пятачок” - вытянуть губы вперед и совершать  ими вращательные движения.

 “Шпага”  - при сомкнутых губах хорошо  открыть рот, языком “колоть”  щеки.

  Для  раскрепощения нижней челюсти  использовать гласный “а” и  слоги с ним.

 Для  активизации губ – упражнения  с губными согласными “б”,  “п”, м”, с гласными “о”, “у”,  “и” (очень хорошо сочетание  “и-у”)

  При  вялости языка – слог “ля” (внимание на кончик языка), слоги  с согласными “р”, “ц”, “ч”.

Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.

Выделять  в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.

Произведения  с активным произношением предварительно пропевать на слоги “бра”, “дри”, “гри” и т.п.

Использовать  для тренажа различные скороговорки. 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

    * Из книги: Менабени А., “Методика  обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987 

    * Из книги: Дмитревский Г.А., “Хороведение  и управление хором”, М., Музгиз, 1957

Информация о работе Дикция в вокале