Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:02, реферат
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и
умел учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание.
Дифференциация
обучения, как средство
повышения эффективности учебной деятельности
младших школьников
Одна из важнейших задач начального
образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью
реализовать себя, желал и
умел учиться.
Любой класс состоит из учеников
с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением
к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден
вести обучение
применительно к среднему уровню развития
и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные»
ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют
интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание.
Те, кто относится к
средним, тоже очень разные, с разными
интересами и склонностями, с
разными особенностями восприятия, мышления,
памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал
в полную силу,
чувствовал уверенность в себе, ощущал
радость учебного труда,
сознательно и прочно усваивал программный
материал, продвигался
в развитии. Для этого учебный процесс
необходимо строить на основе
принципа индивидуального подхода.
Одним из средств индивидуального
подхода к детям является
дифференцированное обучения, т.е. учет
типичных индивидуальных различий
учащихся.
Если в процессе обучения учитель,
зная индивидуально-типологические
особенности учащихся, будет умело подбирать
формы и методы, ученик
сможет комфортно чувствовать себя на
уроке, получая развитие, которое не
противоречило бы его возможностям, склонностям,
интересам.
Он ни в коей мере не
исключает индивидуальной работы с
отдельными учащимися.
Положительные стороны дифференцированного обучения
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
Выделяют два основных вида дифференциации
обучения
школьников
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация
учебной
работы).
Предполагает организацию
Организация внутриклассной дифференциации
включает
несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии
с которыми создаются
группы
2. Проведение диагностики на
основе выбранных критериев.
(Наиболее полную дают разноуровневые
контр. работы)
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации,
разработка
дифференцированных заданий
5.Реализация дифференцированного подхода
на различных этапах
урока
6. Диагностический контроль над результатами,
в соответствии с
которыми могут изменяться состав группы
и характер дифференцированных заданий.
Определение способов дифференциации.
Нужна ли на уроке дифференцированная
работа, учитель определяет,
учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения
ранее изученного материала
дифференциация используется гораздо
чаще, чем на уроках
ознакомления с новым материалом
Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:
- по уровню творчества (Не творческое
выполнение заданий- это работа по образцу,
работа по воспроизведению знаний , К творческим
заданиям относятся упражнения , отличающиеся
от стандартных)
-по уровню трудности.
-по объему (Выполняется ещё кроме
основного и дополнительное задание
аналогичное основному. Это обусловлено
разным темпом работы учащихся.
Дифференциация по объему сочетается
с другими способами, могут быть творческие
или более трудные задания. Дополнительными
могут быть задания на смекалку, задачи
игрового характера)
А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности
детей и единые задания, дифференцировать
по :
- степени самостоятельности. ( Все
дети выполняют одно задание, но одни это
делают под руководством учителя, а другие
самостоятельно)
- характеру помощи учащимся. ( Эта
работа не предусматривает фронтальную
работу под руководством учителя. Все
учащиеся сразу приступают к самостоятельной
работе. Но тем детям, которые испытывают
затруднения, оказывается помощь в виде
• вспомогательных карточек,
• подготовительных упражнений,
• записей на доске
Карточки- помощники являются либо
одинаковыми для всех детей группы, либо
подбираются индивидуально. Ученик может
получить несколько карточек с нарастающем
уровнем помощи. От урока к уроку степень
помощи ученику уменьшается,
На карточках могут использоваться различные
виды помощи:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения
- справочные материалы
- алгоритмы, памятки.
-иллюстрации, краткая запись, схема,
- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.
- вспомогательные вопросы.
- план решения,
- начало решения )
- характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться
друг с другом, а задания могут
предлагаться по выбору.
Младший школьник должен
учиться в ситуации успеха:
только тогда
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует
с его помощью свои
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная
реакция учителя
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь,
огорчаясь вместе с учеником
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность
в том, что он непременно
сможет достичь большего, преодолеет все
трудности.
.