Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:02, реферат
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий 
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и 
умел учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и 
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными 
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение 
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это 
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно 
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а 
«слабые» обречены на хроническое отставание.
Дифференциация 
обучения, как средство 
повышения эффективности учебной деятельности 
младших школьников
Одна из важнейших задач начального 
образования - это создание условий 
для того, чтобы каждый ученик мог полностью 
реализовать себя, желал и 
умел учиться.
Любой класс состоит из учеников 
с неодинаковым развитием и 
степенью подготовленности, разным отношением 
к учению и разными 
интересами. Зачастую учитель вынужден 
вести обучение 
применительно к среднему уровню развития 
и обученности детей. Это 
неизбежно приводит к тому, что «сильные» 
ученики искусственно 
сдерживаются в своем развитии, теряют 
интерес к учению, а 
«слабые» обречены на хроническое отставание. 
Те, кто относится к 
средним, тоже очень разные, с разными 
интересами и склонностями, с 
разными особенностями восприятия, мышления, 
памяти. 
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал 
в полную силу,  
 чувствовал уверенность в себе, ощущал 
радость учебного труда, 
сознательно и прочно усваивал программный 
материал, продвигался 
в развитии. Для этого учебный процесс 
необходимо строить на основе 
принципа индивидуального подхода.
Одним из средств индивидуального 
подхода к детям является 
дифференцированное обучения, т.е. учет 
типичных индивидуальных различий
учащихся.
Если в процессе обучения учитель,  
зная индивидуально-типологические 
особенности учащихся, будет умело подбирать 
формы и методы, ученик 
сможет комфортно чувствовать себя на 
уроке, получая развитие, которое не 
противоречило бы его возможностям, склонностям, 
интересам.
Он ни в коей мере не 
исключает индивидуальной работы с 
отдельными учащимися.
Положительные стороны дифференцированного обучения
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
Выделяют два основных вида дифференциации 
обучения 
школьников
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация 
учебной 
       работы).
Предполагает организацию 
Организация внутриклассной дифференциации 
включает 
несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии 
с которыми создаются 
группы
2. Проведение диагностики на 
основе выбранных критериев. 
(Наиболее полную дают разноуровневые 
контр. работы)
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, 
разработка 
дифференцированных заданий
5.Реализация дифференцированного подхода 
на различных этапах 
урока
6. Диагностический контроль над результатами, 
в соответствии с 
которыми могут изменяться состав группы 
и характер дифференцированных заданий.
Определение способов дифференциации.
Нужна ли на уроке дифференцированная 
работа, учитель определяет, 
учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения 
ранее изученного материала 
дифференциация используется гораздо 
чаще, чем на уроках 
ознакомления с новым материалом
Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:
- по уровню творчества (Не творческое 
выполнение заданий- это работа по образцу, 
работа по воспроизведению знаний , К творческим 
заданиям относятся упражнения , отличающиеся 
от стандартных) 
-по уровню трудности.
-по объему (Выполняется ещё  кроме 
основного  и дополнительное задание 
аналогичное основному. Это обусловлено 
разным темпом работы учащихся.
Дифференциация по объему сочетается 
с другими способами, могут быть творческие 
или более трудные задания. Дополнительными 
могут быть задания на смекалку, задачи 
игрового характера)  
А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности 
детей  и единые задания, дифференцировать 
по :
- степени самостоятельности. ( Все 
дети выполняют одно задание, но одни это 
делают под руководством учителя, а другие 
самостоятельно)
- характеру помощи учащимся. ( Эта 
работа не предусматривает фронтальную 
работу под руководством учителя. Все 
учащиеся сразу приступают к самостоятельной 
работе. Но тем детям, которые испытывают 
затруднения, оказывается помощь в виде
• вспомогательных карточек,
• подготовительных упражнений,
• записей на доске
Карточки- помощники являются либо 
одинаковыми для всех детей группы, либо 
подбираются индивидуально. Ученик может 
получить несколько карточек с нарастающем 
уровнем помощи. От урока к уроку степень 
помощи ученику уменьшается, 
На карточках могут использоваться различные 
виды помощи:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения
- справочные материалы
- алгоритмы, памятки.
-иллюстрации, краткая запись, схема,
- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.
- вспомогательные вопросы.
- план решения,
- начало решения )
- характеру учебных действий. 
Способы дифференциации могут сочетаться 
друг с другом, а задания могут 
предлагаться по выбору.
 Младший школьник должен 
учиться в ситуации успеха: 
только тогда 
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует 
с его помощью свои 
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная 
реакция учителя 
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, 
огорчаясь вместе с учеником 
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность 
в том, что он непременно 
сможет достичь большего, преодолеет все 
трудности.
.