Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:02, реферат

Краткое описание

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и
умел учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание.

Файлы: 1 файл

Differenciaciya_obucheniya.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Дифференциация  обучения, как средство 
повышения эффективности учебной деятельности 
младших школьников

 

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий 
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и 
умел учиться.

Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и 
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными 
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение 
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это 
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно 
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а 
«слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к 
средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с 
разными особенностями восприятия, мышления, памяти. 
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу,  
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, 
сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался 
в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе 
принципа индивидуального подхода.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является 
дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий

учащихся.

Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические 
особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик 
сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не 
противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с 
отдельными учащимися.

 

Положительные стороны дифференцированного  обучения

  • сильным учащимся можно уделить время;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • повышается уровень Я-концепции
  • (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
  • повышается уровень мотивации у сильных учеников

 

Отрицательные стороны дифференцированного  обучения

  • слабые не имеют возможности тянуться за сильными; 
      понижается уровень мотивации в слабых группах

 

Выделяют два основных вида дифференциации обучения 
школьников

1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).

    Предполагает создание особых типов школ и классов

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация  учебной 
       работы).

Предполагает организацию работы внутри класса

 

Организация внутриклассной дифференциации включает 
несколько этапов:

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются 
группы

2. Проведение диагностики на  основе выбранных критериев. 
(Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)

3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

4. Определение способов дифференциации, разработка 
дифференцированных заданий

5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах 
урока

6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с 
которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

 

Определение способов дифференциации.

 

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, 
учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала 
дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках 
ознакомления с новым материалом

 

Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:

 

- по уровню творчества (Не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных) 

-по уровню трудности.

 

-по объему (Выполняется ещё  кроме основного  и дополнительное задание 
аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие 
или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера)  

А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности 
детей  и единые задания, дифференцировать по :

 

- степени самостоятельности. ( Все дети выполняют одно задание, но одни это 
делают под руководством учителя, а другие самостоятельно)

 

- характеру помощи учащимся. ( Эта работа не предусматривает фронтальную 
работу под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной 
работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде

• вспомогательных карточек,

• подготовительных упражнений,

• записей на доске

Карточки- помощники являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо 
подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающем уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается, 
На карточках могут использоваться различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения

- справочные материалы

- алгоритмы, памятки.

-иллюстрации, краткая запись, схема,

- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.

- вспомогательные вопросы.

- план решения,

- начало решения )

 

- характеру учебных действий. 
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут 
предлагаться по выбору.

 

 Младший школьник должен  учиться в ситуации успеха: только тогда 
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои 
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя 
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником 
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно 
сможет достичь большего, преодолеет все трудности.

.


Информация о работе Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников