Дидактические тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-4
ПРОБЛЕМАТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………5-9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...11

Файлы: 1 файл

Содержание,введение,литература.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-4

ПРОБЛЕМАТИКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………5-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Контроль знаний и умений обучающихся  является  важным  звеном  учебного процесса,  от  правильной  постановки  которого  во  многом  зависит   успех обучения. В методической литературе принято считать, что  контроль  является так называемой "обратной связью"  между  учителем  и  учеником,  тем  этапом учебного  процесса,  когда  учитель  получает  информацию  об  эффективности обучения предмету. Систему  контроля  образуют  экзамены  и  зачеты,  устный опрос, контрольные работы,  коллоквиумы,  рефераты,  семинары,  лабораторные работы, отчеты по производственной практике.  Такие  методы  контролирования успеваемости студентов и учеников в настоящее время  используют  большинство учебных  заведений.  Выбор  форм  контроля  зависит  от  цели,   содержания, методов, времени и места.

       В литературе встречается следующее определение тестов:

        Тесты  [англ.  test  испытание,  исследование]  -  это   достаточно

краткие, стандартизированные  или не  стандартизированные  пробы,  испытания, позволяющие   за   сравнительно   короткие   промежутки   времени    оценить преподавателями и студентами  результативность  познавательной  деятельности студентов, т.е. оценить  степень  и  качество  достижения  каждым  студентом целей обучения (целей изучения).

       Тесты предназначены для  того,  чтобы оценить успешность  овладения

конкретными знаниями  и  даже  отдельными  разделами  учебных  дисциплин,  и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

       Одним из  недостатков  тестового   метода  контроля  знаний  студентов

является то, что создание тестов, их  унификация  и анализ – это  большая

кропотливая работа.

       Чтобы довести тест  до  полной  готовности  к  применению  необходимо

несколько лет  собирать  статистические  данные.  Возможно  возникновение  и других трудностей. Довольно часто встречается  значительный  субъективизм  в формировании содержания самих  тестов,  в  отборе  и  формулировке  тестовых вопросов, многое также зависит от  конкретной  тестовой  системы,  от  того, сколько времени отводится на контроль  знаний,  от  структуры  включенных  в тестовое задание вопросов и т.д.

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМАТИКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

В настоящее  время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Тестирование - как  метод педагогического контроля.

Для диагностики  успешности обучения разрабатываются  специальные методы, которые разными  авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

Дидактические тесты предназначены  для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты достижений применяются  для оценки успешности овладения  конкретными знаниями с целью  определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также  могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку дидактические тесты предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель.

По форме проведения тесты  могут быть индивидуальными и  групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах  проверки на надежность, способах обработки  и оценки результатов. 

Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки.

Преимуществом групповых  тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их.

Кроме того, при групповом  тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление  и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо студента, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование.

Индивидуальные тесты  лишены этих недостатков.

Тестирование  широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а  также для обучения и самоподготовки обучающихся.

Результаты  тестирования могут выступать и  как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

В настоящее  время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных  мероприятий:

  • "автоматический", когда обучаемый выполняет задание в

непосредственном  диалоге с ЭВМ, результаты сразу  переносятся в блок обработки;

  • “полуавтоматический”, когда задания выполняются письменно, а ответы

со специальных  бланков вводятся в ЭВМ (решения  не проверяются);

  • “автоматизированный”, когда задания выполняются письменно,

решения проверяются  преподавателем, а в ЭВМ вводятся результаты проверки.

Необходимо  заметить, что тесты, создаваемые  с привлечением компьютерных технологий или же без них, должны быть максимально  просты в использовании (особенно на ЭВМ), и не требовали специальной  подготовки для работы на компьютере.

 

Требования, предъявляемые  к преподавателю при составлении  тестовых заданий.

При составлении  заданий теста следует соблюдать  ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента  оценки успешности овладения определенными  учебными дисциплинами или их разделами.

Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями. Задания  теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все  учащиеся понимали смысл того, что  у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов  на каждое задание должны подбираться  таким образом, чтобы исключались  возможности простой догадки  или отбрасывания заведомо неподходящего  ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов  на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда  учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да – нет”, “верно – неверно”.

Тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это незадачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

 

Достоинства и недостатки тестирования.

Одним из недостатков  тестового метода контроля знаний  является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая  кропотливая работа.

Чтобы довести  тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком  студентов 100-120 человек.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести: большая объективность  и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя; ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем; универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет  быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает лектору скорректировать курс.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы пришлось изучить педагогическую литературу по проблеме влияния дидактических тестов в учебной деятельности, раскрыто понятие тестов, их виды. Были выявлены плюсы и минусы тестов.

Изучив различные  информационные источники, я сделал вывод, что не существует четких рекомендаций по составлению шкал оценок, т.к. обучение студентов происходит по множеству дисциплин и невозможно по каждому разделу данной дисциплины рекомендовать однотипные шкалы оценок, а также по причине того, что по каждому предмету существует свое определенное количество часов для прохождения данного курса.

С моей точки  зрения, необходимо, чтобы оценочную  шкалу формировала группа преподавателей с целью выполнения одного из основных требований тестирования - объективности контроля.

Систематическое проведение контрольных мероприятий  с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет учителям формировать высококлассных учеников в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.

Полученные  знания пригодятся  в будущей профессии педагога, также в дальнейшем правильном построении заданий, как с ними работать. А для этого надо работать плюсами и искоренять  минусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической

экспертизы  обучения /Д.Т.Аллахвердиева. – М.: Просвещение, 1993. – 345с.

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учеб. пособие для студентов

педагогических  вузов /Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

  1. Куклин, В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О

компьютерной  технологии оценки качества знаний//Высшее образование в России. №3, 1993.

  1. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад;

Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.: ил.

  1. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов

Информация о работе Дидактические тесты