Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Диагностика речевой готовности ребенка  к школьному обучению

 

Синько Алла Анатольевна, учитель-логопед 

 

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками 

 

(Cлайд № 1. Тема выступления). Презентация

 

(Cлайд № 2. Определение – речевая  готовность)

 

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

 

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

 

(Cлайд № 3. Критерии речевого  развития ребенка семи лет)

 

Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:

правильно произносить все звуки  родного языка;

различать и называть слова с  определенным звуком;

уметь определять место звука в  слове (начало, середина, конец);

делить слова на слоги;

составлять слова из слогов;

иметь представление о предложении;

уметь согласовывать слова в  роде, числе и падеже;

подбирать синонимы и антонимы;

использовать разные способы образования  слов;

пересказывать знакомые сказки и рассказы;

составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

 

В дошкольных образовательных учреждениях  третьего вида, где отсутствует специалист-логопед, главная роль в выявлении речевых  нарушений и развитии речи детей  отводится воспитателю. Выполнение образовательной программы - всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовки его к школьному обучению ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные методики для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка. (В приложении преведены примеры методических пособий речевой диагностики.) Наилучших результатов по развитию речи детей возможно достичь тогда, когда педагоги:

хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;

знают индивидуальные особенности  формирования речи каждого ребенка  группы;

умеют соотнести индивидуальные и  возрастные особенности развития речи ребенка.

 

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой  диагностики)

 

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

 

- Состояние словарного запаса.

 

- Сформированность грамматического  строя речи.

 

- Правильность произношения звуков.

 

- Умение различать звуки речи  на слух.

 

- Владение связной речью.

 

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

 

В соответствии с методическими  рекомендациями обследования речевой  готовности к школе проводится в  два этапа: начало года сентябрь-октябрь  и конец года март.

 

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или  с небольшой подгруппой, воспитатель  должен располагает достаточным  для этого материалом, но так же можно проводить обследование и  фронтально в режимных моментах, игровой  деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

 

Соблюдение условия обследования

Физическое и эмоциональное  состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.

Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым  важным, так как часто ребенок  не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.

Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.

 

(Cлайд №  9. Методы диагностики речевого  развития)

 

При выявлении  состояния речевого развития детей  особое место отводится специальным  наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

 

Наблюдение  дает возможность составить предварительное  представление о возможностях каждого  ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

 

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без  отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

 

Для выявления  понимания старшими дошкольниками  смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические  упражнения и игры.

 

В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог  в течении определенного времени  не только наблюдает, но и фиксирует  речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так  и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

 

В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными  индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

 

Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется  консультация логопеда. Детям с опережением  в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском  саду и особенно в семье).

 

Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

 

(Подробнее советы по организации  обследования детей можно найти  в методическом пособии для  воспитателей дошкольных образовательных  учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

 

(Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической  работы с детьми раннего возраста)

 

В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где  есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач  является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

 

Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего  возраста и не пропустить момент выявления  нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены  в пособии О.Е. Громовой “Методика  формирования начального детского лексикона”)

 

Главными помощниками в диагностике  развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей  могут предлагаются анкеты на выявление  раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

 

В результате изучения речи детей  педагоги получают данные, требующие  серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском  саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

 

(Cлайд № 11. Анализ собранных  материалов… )

 

Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть  перспективы развития речи детей  конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

 

(Cлайд № 12. Спасибо за внимание )

 

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1998.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое  развитие дошкольников. - М., 1998.

Бородич А.М., Методика развития речи детей. - М., 1981.

Бельтюков В.И., О сроках усвоения в  произношении звуков речи слышащими  детьми./Дефектология. 1983 №2/.

Бельтюков В.И., Пути исследования механизма  речи. /Дефектология 1984 №3./

Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./

Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982.

Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо.

Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного  языка. /В сб.: Детская речь. Под  ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/

Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе “ Радуга”/ - М., 2002.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие.

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

гризлик Т.И. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2004.

Диагностика нарушений речи у детей  и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург. – 2001.

Дидактический материал по исправлению  недостатков речи у детей дошкольного  возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991.

Запорожец А.В. Психология. М., 1959.

Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.

Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок  учится говорить.- С.-Петербург.,1998.

Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.

Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983

Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры  слова у детей… / Системные нарушения  речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /

Правдина  О.В. Логопедия. – М., 1969.

Программа воспитания и обучения в детском  саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.

Программа “Из детства в отрочество”./ Под  редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 2002

Программа “ Детство”./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ - С.-Петербург, 1999.

Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998

Радуга. Программа  и методическое руководство. / Под  редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 1997. п.гр.,ст.гр, 1994 - ср.гр., 199 - мл.гр.

Репина  З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. –  Екатеринбург, 1999.

Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.

Стребелева  Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому  изучению детей, Москва 1994.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.

Ткаченко  Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С-Петербург. 1999.

Филичева  Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

Филичева  Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.

Фомичева  М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.

Эльконин  Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

 

Приложение 1


Информация о работе Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению