Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:14, реферат
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.
Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению
Синько Алла Анатольевна, учитель-логопед
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
(Cлайд № 1. Тема выступления). Презентация
(Cлайд № 2. Определение – речевая готовность)
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.
Следует помнить, что в подготовительной
группе окончательно определяется дальнейший
образовательный маршрут ребенк
(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)
Согласно разделу речевое
правильно произносить все звуки родного языка;
различать и называть слова с определенным звуком;
уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
делить слова на слоги;
составлять слова из слогов;
иметь представление о предложении;
уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
подбирать синонимы и антонимы;
использовать разные способы образования слов;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
В дошкольных образовательных учреждениях
третьего вида, где отсутствует специалист-
хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.
(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)
Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность
- Правильность произношения
- Умение различать звуки речи на слух.
- Владение связной речью.
(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)
В соответствии с методическими рекомендациями обследования речевой готовности к школе проводится в два этапа: начало года сентябрь-октябрь и конец года март.
Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.
Соблюдение условия
Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
(Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)
При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).
Наблюдение
дает возможность составить
Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.
В процессе
воспитательно-образовательной
В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.
Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).
Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.
(Подробнее советы по
(Cлайд № 10. Модель коррекционно-
В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.
Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)
Главными помощниками в
В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.
(Cлайд № 11. Анализ собранных материалов… )
Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.
(Cлайд № 12. Спасибо за внимание )
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1998.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1998.
Бородич А.М., Методика развития речи детей. - М., 1981.
Бельтюков В.И., О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми./Дефектология. 1983 №2/.
Бельтюков В.И., Пути исследования механизма речи. /Дефектология 1984 №3./
Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./
Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982.
Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо.
Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб.: Детская речь. Под ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/
Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе “ Радуга”/ - М., 2002.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный
материал для логопедического
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
гризлик Т.И. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2004.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург. – 2001.
Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991.
Запорожец А.В. Психология. М., 1959.
Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.
Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок учится говорить.- С.-Петербург.,1998.
Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.
Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983
Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей… / Системные нарушения речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /
Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.
Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.
Программа “Из детства в отрочество”./ Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 2002
Программа “ Детство”./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ - С.-Петербург, 1999.
Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998
Радуга. Программа и методическое руководство. / Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 1997. п.гр.,ст.гр, 1994 - ср.гр., 199 - мл.гр.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.
Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.
Стребелева Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С-Петербург. 1999.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.
Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
Приложение 1
Информация о работе Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению