Диагностика и коррекция детско-родительских отношений с позиции ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 19:32, реферат

Краткое описание

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Оглавление

Введение


Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребёнок» глазами ребёнка


Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений

Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 29.13 Кб (Скачать)

 Важнейшим фактором, влияющим  на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные  отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность  родителя в планах ребенка, его  будущем, воспитание независимости, самостоятельности ребенка, вера  в успешность ребенка.

 Для достижения воспитательных  целей в семье родители обращаются  к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения  поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

 По Э. Арутюнянц, такая семья является демократической. «Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е. практически ко всем социальным институтам)".

  Родителям нужно стремиться развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных полов, возрастов и интересов.

 В процессе  работы с родителями необходимо  формировать у них адекватные  представления о личности и  психофизических возможностях ребенка. Правильно организованная система  психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями.

  Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. Обоснование метода: семья - целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

  Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Психологи  сделали вывод, что одна и та  же доминирующая черта личности  или поведения родителя способна  в зависимости от разных условий  вызывать и самые разные формы  реагирования, а в дальнейшем  и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими  видами деятельности, подчинение  воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания  в целостной личности человека - все это и придает воспитанию  каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

 Именно  поэтому родителям, которые хотели  бы воспитывать своего ребенка  не стихийно, а сознательно, необходимо  начать анализ воспитания своего  ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей  собственной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003. - 324с.

2. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 1983. - 188с.

3. Варга А.Я. Структура и типы  родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.

4. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007. - 282с.

5. Гарбузов В.И. От младенца до  подростка - М.: Проспект, 2006. - 196с.

6. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 295с.

7. Ковалёв А.Г. Психология семейного  воспитания - М.: Проспект, 2006. - 354с.

8. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481с.

9. Куликова Т.А. Семейная педагогика  и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.

10. Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007. - 342с.

 

 


Информация о работе Диагностика и коррекция детско-родительских отношений с позиции ребенка