Диагностика и коррекция детско-родительских отношений с позиции ребенка
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 19:32, реферат
Краткое описание
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Оглавление
Введение
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребёнок» глазами ребёнка
Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений
Важнейшим фактором, влияющим
на формирование личности ребенка,
являются гармоничные внутрисемейные
отношения родителей и детей,
принятие родителей детей, заинтересованность
родителя в планах ребенка, его
будущем, воспитание независимости,
самостоятельности ребенка, вера
в успешность ребенка.
Для достижения воспитательных
целей в семье родители обращаются
к разнообразным средствам воздействия:
поощряют и наказывают ребенка,
стремятся стать для него образцом.
В результате разумного применения
поощрений развитие детей как личности
можно ускорить, сделать более успешным,
чем при использовании запретов и наказаний.
Если все же возникает нужда в наказаниях,
то для усиления воспитательного эффекта
наказания по возможности должны следовать
непосредственно за заслуживающим их
проступком. Наказание должно быть справедливым,
но не жестоким. Очень суровое наказание
может вызвать у ребенка страх или озлобленность.
Наказание более эффективно в том случае,
если проступок, за который он наказан,
разумно ему объяснен. Любое физическое
воздействие формирует у ребенка убеждение,
что он тоже сможет действовать силой,
когда его что-то не устроит.
По Э.
Арутюнянц, такая семья является демократической.
«Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие,
автономность членов. Воспитательное
воздействие - "горизонтальное", диалог
равных: родителей и ребенка. В семейной
жизни всегда учитываются взаимные интересы,
причем, чем старше ребенок, тем больше
его интересы учитываются. Итогом такого
воспитания является усвоение ребенком
демократических ценностей, гармонизация
его представлений о правах и обязанностях,
свободе и ответственности, развитие активности,
самостоятельности, доброжелательности,
адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной
устойчивости. Вместе с тем у этих детей
может отсутствовать навык подчинения
социальным требованиям. Они плохо адаптируются
в среде, построенной по "вертикальному"
принципу (т.е. практически ко всем социальным
институтам)".
Родителям
нужно стремиться развивать в своих детях
следующие личностные качества: уверенность,
базирующуюся на сознании самоценности,
понимание достоинств и недостатков в
себе и окружающих, уважение к доброте,
честности, дружелюбию, сопереживанию,
терпению и мужеству, умение находить
общий язык и радость в общении с людьми
разных полов, возрастов и интересов.
В процессе
работы с родителями необходимо
формировать у них адекватные
представления о личности и
психофизических возможностях ребенка.
Правильно организованная система
психокоррекционных воздействий (групповая
дискуссия, индивидуальная беседа, анализ
конфликтных ситуаций и прочее) способствует
позитивной перестройке отношений родителей
к ребенку, гармонизирует семейные отношения
в целом, помогает редукции их негативных
переживаний. Необходима также психотерапевтическая
работа с родителями.
Основной
метод групповой коррекции родительских
отношений - когнитивно-поведенческий
тренинг, осуществляемый с помощью ролевых
игр и программы видеотренинга. Обоснование
метода: семья - целостная система. Именно
поэтому проблемы диады "родитель -
ребенок" не могут быть решены только
благодаря психокоррекции ребенка или
родителя. Параллельная работа позволяет
увеличить эффективность занятий родительской
группы. Специфическими эффектами работы
с родителями является повышение их сенситивности
к ребенку, выработка более адекватного
представления о детских возможностях
и потребностях, ликвидация психолого-педагогической
неграмотности, продуктивная реорганизация
арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические
эффекты: получение родителями информации
о восприятии семейной ситуации своих
родителей ребенком, динамике его поведения
в группе.
Оказывая помощь
семье в трудные периоды жизни, не имеет
смысла заниматься выявлением психоаналитических
причин конфликта: гораздо важнее путем
конкретных целенаправленных действий
изменить отношения между ее членами.
При удачно выбранной стратегии и тактике
работы семейная обстановка улучшается
по мере того, как выполняются рекомендации
специалиста. Перемены ведут к сдвигам
в механизме функционирования семьи и
способствуют уменьшению проявления симптомов
психологического неблагополучия у одного
или нескольких ее членов.
Заключение
Психологи
сделали вывод, что одна и та
же доминирующая черта личности
или поведения родителя способна
в зависимости от разных условий
вызывать и самые разные формы
реагирования, а в дальнейшем
и устойчивого поведения ребенка.
Связь воспитания с другими
видами деятельности, подчинение
воспитания тем или иным мотивам,
а так же место воспитания
в целостной личности человека
- все это и придает воспитанию
каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер.
Именно
поэтому родителям, которые хотели
бы воспитывать своего ребенка
не стихийно, а сознательно, необходимо
начать анализ воспитания своего
ребенка с анализа самих себя,
с анализа особенностей своей
собственной личности.