Деловая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:48, лекция

Краткое описание

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Файлы: 1 файл

L1delkomm.docx

— 74.37 Кб (Скачать)
    • лозунги;
    • художественно оформленные призывы;
    • транспаранты;
    • портреты политических деятелей;
    • листовки;
    • флажками;
    • политические карикатуры;
    • политическая реклама;
    • политическая фотография (в т. ч. с элементами фотомонтажа, в виде коллажа)
    • значки с эмблемой.

Символ – это уже передача информации. Вы помещаете свою эмблему на майке или корпоративных блокнотах – вы уже передаете информацию всем. Это информация о том, что тот, кто пользуется предметом с эмблемой, имеет непосредственное отношение к организации, разделяет её ценности и идеи. Значит, символ одновременно является специфическим средством общения между людьми, он помогает определять их принадлежность к конкретной социальной общности, усваивать пронизывающую эту общность центральную идею и т.д. С другой стороны смысл отделяет «свою» информацию от чуждой, определяет границы социальной группы и указывает на содержание её деятельности.

Разрабатывая символику своей организации, помните, что смысл символа должен быть определенным образом разработан и организован, так как символ самым примитивным и элементарным образом выражает идеологию организации. А.Ф. Лосев считал, «внешнее изображение в символе связывается с его внутренним идейным содержанием, это изображение может быть незначительным, схематичным и т.п., но оно обязательно должно быть существенным».

 

Общение и коммуникация

Часто термины «общение» и «коммуникация» используются как равнозначные, синонимические. Однако, по мнению других исследователей, коммуникация – это связь, в процессе которой происходит передача информации. При этом объектом, получающим информацию, может быть не только человек, но и машина, животное. Общение же – это всегда двусторонний процесс, основанный на взаимодействии равноправных партнёров – субъектов общения. Общение, наряду с коммуникативной (передача информации), выполняет и другие функции: регулятивную (служит для регулирования поведения), перцептивную (способствует восприятию собеседниками друг друга), суггестивную (функция внушения). Мы же примем первую точку зрения и будем рассматривать термины «общение» и «коммуникация» как синонимы, поскольку в человеческом общении коммуникация в чистом виде практически не встречается, ведь передача информации, как правило, в обществе представляет собой именно двусторонний процесс, речевое взаимодействие.

 

Что такое деловая коммуникация?

Если коммуникация лежит в сфере официальных отношений и направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов, то она называется деловой. Деловое общение – самый массовый вид общения людей в социуме. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений.

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего, лидера общественной организации. Для достижения высокой результативности практически в любом виде управленческой деятельности вы должны владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения коммуникации, о постулатах делового общения.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками статусной роли: начальник – подчиненный, партнеры, коллеги и др. Если деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы, говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшему по чину. Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов.

Деловое общение всегда целесообразно. Это значит, что сама организация делового общения, выбор коммуникативных стратегий и тактик, использование языковых средств в деловой речи четко подчинены цели достижения позитивного результата в решении конкретной проблемы.

 

Коммуникация в деятельности лидера общественной организации

Готовы ли вы провести совещание и деловые переговоры, выступить с программной речью, сделать критические, но конструктивные замечания, отстоять позицию в дебатах, уверенно выступить в прямом эфире? А ведь это важная составляющая деятельности молодёжного лидера! Не может быть преуспевающего руководителя, испытывающего трудности с общением. Современный руководитель и лидер должен владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты.

Основная задача лидера общественной организации – сплотить людей для выполнения какой-либо социально значимой деятельности, будь то защита прав населения, помощь нуждающимся, образовательная программа или организация досуга. В общественную организацию приходят люди, объединённые общей целью, идеей, системой ценностей. И эти идеи, цели, ценности должны быть поняты и приняты членами организации, а значит, изложены грамотно, чётко и ясно. Лидер общественной организации – это не только генератор идей, но и их проводник. Можно быть хоть семи пядей во лбу и разрабатывать гениальные проекты, но без умения понятно и тактично излагать свои мысли, а также слушать окружающих, реализовать эти проекты не удастся.

Общественная организация, как правило, осуществляет какую-либо деятельность, а значит, лидер – это гарант умелого управления работой целого коллектива. Он должен уметь произнести организационную речь, мотивировать людей к выполнению поручений, чётко давать инструкции, поощрять инициативу, анализировать результаты деятельности. Кроме того, лидер устанавливает и поддерживает внешние контакты организации. В связи с этим лидер общественной организации проводит совещания и переговоры, участвует во взаимодействии со СМИ, организует деловую переписку, заботится об имидже организации, выступает в дискуссиях и дебатах с оппонентами. Важная функция руководителя общественной организации – ведение диалога с властными структурами. Лидер должен заботиться о том, чтобы в организации укрепилась атмосфера доверия в общении. Такая атмосфера возможна тогда, когда руководство организацией открыто демонстрирует свои намерения и уверенно излагает свою точку зрения, устанавливает доброжелательный стиль в общении, при котором соблюдаются принципы кооперативного общения.

Чтобы показать роль владения лидером общественной организации навыками эффективного общения, рассмотрим некоторые функции лидера и необходимые коммуникативно-речевые умения и навыки общения, без которых выполнение этих функций невозможно.

 

Функции лидера общественной организации

Коммуникативно-речевые умения и навыки общения

Формирование команды

Умение произносить речь, мотивирующую людей вступить в организацию (агитационная речь)у

Генерация и продвижение идей

Умение выражать мысль в действенной словесной форме

Организация деятельности

Умение организовать совещание: выступить с организационной речью, организовать обмен мнениями, слушать других, резюмировать; умение выступить с информирующей речью, владение приемами передачи информации в системе горизонтальных и вертикальных связей; умение аргументировать и произносить аргументирующую речь

Установление атмосферы доверительного общения в организации

Умение соблюдать нормы кооперативного общения и добиваться того, чтобы это стало традицией организации.

Разрешение конфликтов

Умение общаться в конфликтной ситуации

Мотивация членов организации, создание корпоративной культуры

Умение произнести воодушевляющую речь, похвальное слово, благодарственную речь

Взаимодействие с обществом

Умение разъяснить цели и задачи организации в информационной речи, комментировать деятельность организации; владение всеми видами общения

Установление внешних связей с организациями-партнёрами и органами государственной власти

Умение проводить переговоры, вести деловую переписку, умение выступать в СМИ; умение выступать на митинге

Взаимодействия с оппонентами

Умение участвовать в дебатах, дискуссиях, владение приёмами конструктивной критики


Конечно, этот список нельзя считать исчерпывающим, но уже он даёт возможность понять, насколько важны умения и навыки эффективного общения для результативной работы лидера общественной организации.

Итак, лидер молодёжной общественной организации взаимодействует с людьми и руководит ими, поэтому его задача – научиться эффективному общению.

 

Постулаты делового общения (правила «хорошего тона»)

Культура делового общения и соблюдение этических норм содействуют установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами.

Этические нормы – это правила речевого общения, которые обеспечивают гармонию в отношениях. Этические нормы основываются на общепринятых нравственных ценностях: уважении, признании достоинства человека, равноправии и др. Золотое правило этики гласит: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». Мы все хотели бы, чтобы с нами общались учтиво и доброжелательно, принимая во внимание наши права и интересы, подчёркивая нашу ценность и значимость. Значит, наши собеседники тоже желают такого отношения к себе. Признание этого позволяет выработать важные установки общения:

  1. Общение призвано приносить нам благо.
  2. Общаясь, мы настраиваемся на позитивный исход.
  3. Избираемые нами для общения стратегии и тактики должны способствовать установлению конструктивных отношений.
  4. За результат общения больше других отвечаем мы сами.
  5. Все участники общения имеют равные права быть выслушанными, иметь свою точку зрения, принимать или не принимать нашу аргументацию.

Нарушение принципов вежливости (этических норм) порождает этические ошибки. Этическая ошибка может быть связана с унижением человеческого достоинства, выражением высокомерного, циничного отношения к человеческой личности, проявления недоброжелательности, агрессии, категоричности в суждениях, попытками манипулировать сознанием слушателя. Некорректным является использование грубых и бранных выражений, навешивание ярлыков, словесное выражение негативных эмоций, чувств в неприемлемой для культурного общества форме (оскорбление, издёвка, насмешка и т.п.).

Для эффективного общения мало знать язык. Собеседники должны придерживаться определённых принципов, правил ведения разговора, которые позволяют встроить общение, сделать его этичным, а в конечном счёте – гармонизирующим.

Центральным принципом речевого поведения является принцип кооперации, сформулированный Г.П. Грайсом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога». Согласно этому принципу, коммуниканты должны иметь определённую, одинаково понятную всем участникам коммуникации цель общения и двигаться сообща к достижению этой цели, внося собственный вклад. Г.П. Грайс конкретизирует этот принцип через 4 конкретных постулата (постулаты Грайса).

Постулаты Грайса


 

Количества

Качества

Отношения

Способа

 

Общение должно содержать не больше и не меньше информации, чем нужно

 

Высказывание должно быть истинным; не следует говорить то, на что нет достаточных оснований

 

Ответная реакция на общение должна быть адекватна тому, что побудило к общению; нельзя уклоняться от темы

 

Следует выражаться ясно, избегать непонятных фраз, неоднозначности, многословия; слушателю должен быть понятен любой вклад в общение


 

Дж. Линч сформулировал ещё один важный принцип коммуникации – принцип вежливости, который раскрыл в шести максимах (правилах поведения):

  • максима такта – соблюдение дистанции (нельзя без желания собеседника затрагивать темы, касающиеся его личной жизни, предпочтений, религиозных убеждений, зарплаты и т.п.);
  • максима великодушия – стремление создать для собеседника комфортные условия (нельзя обременять его обязательствами, ставить в неудобное положение);
  • максима одобрения – позитивная оценка других, стремление к совпадению позиций по отношению к миру, людям;
  • максима симпатии – доброжелательность, отказ от безучастного контакта;
  • максима согласия – отказ от конфликтной позиции, снятие конфликта путём взаимной коррекции поведения;
  • максима скромности – неприятие похвал и лести в свой адрес, реалистическая самооценка.

Не все эти максимы могут быть реализованы в каждой речевой ситуации: не всегда необходимо соглашаться с собеседником, выказывать ему симпатию, но обязательно надо быть тактичным, корректным, уважать право собеседника на получение точной и полной информации и на выражение ее со своей стороны.

Несоблюдение принципов общения ведёт к разногласию и взаимному непониманию. Это бывает тогда, когда собеседник только на словах, а не на деле признаёт возможность существования различных точек зрения, не признаёт права каждого высказать свою точку зрения, не подходит конструктивно к решению проблем. Мешают конструктивному диалогу (а иногда делают его невозможным) амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, стереотипность мышления, нежелание идти на компромиссы. Так ведут себя те, кого называют «некомандными игроками».

Информация о работе Деловая коммуникация