Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:05, курсовая работа
Краткое описание
Объект: Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста. Предмет: Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.
Оглавление
Введение Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры 1.1. Истоки декоративно – прикладного искусства 1.2. Виды декоративно – прикладного искусства Глава 2. Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста 2.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 2.2 Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста 2.3. Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста Заключение Список литературы
Художественный образ матрешки
весьма условен. Образ женщины-матери
большого семейства близок и понятен.
Плодородие, изобилие, бесконечность жизни,
по всей видимости, в этом глубокий смысл
игрушки. Условны форма, изображение лица
и наряда. Матрешка выражает предельно
обобщенный образ русской красавицы: круглое
лицо, яркий румянец, черные брови, маленький
рот.
В Сергиевом Посаде и в Семенове
делали матрешек-мальчиков и отцов семейства.
Кроме летнего наряда матрешек
одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки,
изображающие жениха и невесту, героев
сказок, литературных героев.
Процесс изготовления всех
матрешек одинаков. Сначала вытачивают
форму на токарном станке. Затем подготавливают
ее под роспись. Мастерицы расписывают
матрешек без предварительного рисунка
с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки
получаются разные, чуть непохожие, и в
этом их художественная ценность.
У Сергиевской матрешки скромный
наряд, расписана она чистыми яркими цветами.
Черная графическая наводка подчеркивает
детали одежды и черты лица милой, добродушной
матрешки.
У матрешек из Семенова на фартуках
яркие букеты. Их изображение сочетается
с формой и размером игрушки: чем больше
матрешка, тем крупнее цветы в букете.
Основной цвет в росписи-красный, черный
контур обозначает край фартука и рукава
кофты. На голове традиционный платок,
украшенный по кайме. В росписи используют
прием «пестушка», который делается «тычком».
Полхов-Майданские матрешки
можно сразу узнать по необычной форме
головы, удлиненному силуэту, характерному
цветку и традиционному для этой росписи
малиновому цвету. Яркие и сочные краски
звучат во всю силу. Все объединяет черный
контур. Украшают матрешку так, что цветы,
ягоды и листья сплошным ковром закрывают
фигурку спереди. Лицо порой изображают
одним черным цветом, окружают забавными
кудряшками.[Пр.13]
Глава 2. Декоративно-прикладное
искусство в работе с детьми старшего
дошкольного возраста
2.1 Возрастные
особенности детей старшего дошкольного
возраста
Личностное развитие человека
несет на себе печать его возрастных и
индивидуальных особенностей, которые
необходимо учитывать в процессе воспитания.
С возрастом связан характер деятельности
человека, особенности его мышления, круг
его запросов, интересов, а также социальные
проявления. Вместе с тем каждому возрасту
присущи свои возможности и ограничения
в развитии. Так, например, развитие мыслительных
способностей и памяти наиболее интенсивно
происходит в детские и юношеские годы.
Если же возможности этого периода в развитии
мышления и памяти не будут в должной мере
использованы, то в более поздние годы
уже трудно, а иногда и невозможно наверстать
упущенное. В то же время не могут дать
эффекта и попытки слишком забегать вперед
в воздействии на физическое, умственное
и нравственное развитие ребенка, без
учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание
на необходимость глубокого изучения
и правильного учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей учитывать в процессе
воспитания. Эти вопросы, в частности,
ставили Л.А.Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж.Руссо,
а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие.
Более того, некоторые из них разрабатывали
педагогическую теорию, исходя из идеи
природосообразности воспитания, то есть
учета природных особенностей возрастного
развития, хотя эта идея и интерпретировалась
ими по-разному. Коменский, например, в
понятие природосообразности вкладывал
мысль об учете в процессе воспитания
тех закономерностей развития ребенка,
которые присущи природе человека, а именно:
врожденного человеку стремления к знанию,
к труду, способности к многостороннему
развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой
трактовали этот вопрос иначе. Они исходили
из того, что ребенок от природы является
существом совершенным и что воспитание
не должно нарушать это природное совершенство,
а идти за ним, выявляя и развивая лучшие
качества детей. Однако все они сходились
в одном, что нужно внимательно изучать
ребенка, знать его особенности и опираться
на них подхода в процессе воспитания.
Научными исследованиями доказано,
что существует прямая зависимость между
физическим, умственным и нравственным
развитием человека. Физическое воспитание
тесно связано с совершенствованием органов
чувств, зрения, слуха, что в свою очередь
оказывает глубокое влияние на умственное
развитие и формирование характера человека.
Дошкольный возраст – это начало
всестороннего развития и формирования
личности. В этот период деятельность
анализаторов, развитие представлений,
воображения, памяти, мышления, речи в
комплексе приводят к формированию чувственного
этапа познания мира. Интенсивно формируется
логическое мышление, появляются элементы
абстрактных рассуждений. Дошкольник
стремиться представить мир таким, каким
он его видит. Даже фантазию он может расценивать
как реальность.
Умственное воспитание формирует
систему представлений об окружающем
мире, интеллектуальные умения и навыки,
развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании
у ребенка формируются моральные нормы,
свой опыт поведения, отношение к людям.
Интенсивно формируются нравственные
чувства ребенка.
Важнейшей составной частью
развития дошкольника является эстетическое
воспитание. Свойственный дошкольнику
этап чувственного познания окружающего
мира способствует формированию эстетических
представлений о мире, природе людях. Эстетическое
воспитание способствует развитию творческих
способностей детей, формирует эстетический
вкус и потребности.
Нравственное воспитание оказывает
существенное влияние на формирование
воли и характера
Представление того, что в прошлом
человек не воспринимал, создание образов
предметов и явлений, с которым раньше
не встречался, возникновение наглядного
образа того, что еще только будут создано,
составляет особую форму психологической
деятельности – воображение.
Воображение – это создание
нового в форме образов представлений.
Процесс воображения наблюдается в любой
человеческой деятельности. Воображение
– очень ценное психологическое свойство
человека. Одна из разновидностей воображения
– фантазия, и она есть качество величайшей.
Воображение свойственно только человеку.
Возникло и развивалось воображение в
процессе труда. Прежде чем сделать какую
либо вещь, человек представляет, как он
будет её делать, как будет выглядеть вещь.
Это представление последующих действий
и того, что будет достигнуто в результате
последующих действий, составляет одну
из характерных особенностей труда, отличающую
человеческую деятельность от поведения
животных.
Представление воображения
формируется у детей на базе развития
их восприятия. Обогащая опыт восприятия
и специальных наблюдений ребенка, воспитатель
тем самым обогащает и развивает его восприятие.
Исследования показали, что задержанные
в своем речевом развитии дети оказываются
чрезвычайно отсталыми и в развитии своего
воображения.
Развитие воображения у детей
создает предпосылки для эстетического
воспитания, а хорошо поставленное эстетическое
воспитание в свою очередь развивает воображение.
На развитие воображения детей влияет
чтение художественной литературы, просмотр
картин, слушание музыки, восприятие природы
и т. д. Благодаря знакомству с искусством
образы воображения у детей становятся
более полными и яркими.
Старший дошкольный возраст
– возраст активного рисования. Рисунки
могут быть самыми разными по содержанию,
они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется
восприятие цвета, формы, величины, строения
предметов; представления детей систематизируются.
Дети различают по светлоте и называют
не только основные цвета и их оттенки,
но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Однако дети могут испытывать
трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются
с несоответствием формы и их пространственного
расположения.
В различных ситуациях восприятие
представляет для дошкольников известные
сложности, особенно если они должны одновременно
учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
Продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные
решения окажутся правильными только
в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства.
Комплексные представления,
отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты,
а также представления, отражающие стадии
преобразования различных объектов и
явлений.
Развитие воображения в этом
возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории. Воображение будет активно развиваться
при условии проведения специальной работы
по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость,
распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного
к произвольному вниманию.
Высокая продуктивность в развитии
изо деятельности.
Восприятие характеризуется
анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления
о цикличности изменений); развивается
умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь,
образ «Я».
Образы из окружающей жизни
и литературных произведений, передаваемые
детьми в изобразительной деятельности,
становятся сложнее. Рисунки приобретают
более детализированный характер, обогащается
их цветовая гамма.
У детей продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных
признаков. Развивается образное мышление.
Продолжают развиваться навыки обобщения
и рассуждения, но они в значительной степени
еще ограничиваются наглядными признаками
ситуации.
Продолжает развиваться воображение,
однако в подготовительной группе развитие
снижается, по сравнению со старшей группой.
Это можно объяснить различными влияниями,
в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности
детских образов.
Продолжает развиваться внимание,
оно становится произвольным. В некоторых
видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
Основные достижения старшего
дошкольного возраста связаны с освоением
мира вещей как предметов человеческой
культуры. К концу дошкольного возраста
ребенок обладает высоким уровнем познавательного
и личностного развития, что позволяет
ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2.2 Виды декоративно
– прикладного искусства на
занятиях с детьми старшего
дошкольного возраста
"Мы уверены в том,
что народная игрушка является,
при тщательном ее изучении, неисчерпаемым
источником мудрой и творческой
педагогики".
Е.Флерина
Матрешки
Народная игрушка будит мысль
и фантазию ребенка. Деревянная точеная
фигурка девушки Матрены в сарафане и
с платочком на голове невольно привлекает
внимание яркой раскраской и вызывает
улыбку. Фигурка разнимается и представляет
еще фигурку, точнее несколько.
Учитывая особенности матрешки
надо целенаправленно использовать ее
в детском саду. Работа проводится с детьми
старшей и подготовительной к школе групп.
. Основные задачи можно сформулировать
так:
1. Научить дошкольников
различать виды матрешек (по месту
производства и основным признакам:
цвету, форме, узору).
2. Выяснить влияние русской
народной игрушки - матрешки на
эстетическое развитие дошкольника.
3. Учить детей изображать
игрушку (в лепке, аппликации, рисунке,
в игре).
Для реализации этих задач используются
следующие методы и приемы:
1). Рассматривание и описание
детьми матрешек.
2). Рассказ воспитателя
о матрешке и ее мастерах.
3). Составление детьми
рассказов с персонажем - матрешкой.
4). Дидактические и хороводные
игры с участием матрешки.
Работа проходит в несколько
этапов:
а) изучение представлений детей
о матрешке.
б) ознакомление детей с матрешкой
как с предметом народного творчества.
в) умение различать матрешек
по форме, цвету, узору, по месту производства.
г) составление сказок и рассказов
о матрешке.
д) использование детьми матрешки
в самостоятельно организованной деятельности
детей.
Дымковская игрушка
Дымковские игрушки просты,
но своеобразны, наивны, но выразительны.
Они дают возможность мастеру показать
и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора,
отразить в своей работе эстетическое
видение и чувствование окружающего мира.
Основные задачи.
1.Освоение дымковской
росписи и начало лепки игрушек
(старшая группа);
2.Лепка и роспись дымковских
игрушек (подготовительная группа).
Здесь мы уже учим ребят составлять
узоры из знакомых элементов, украшать
орнаментом рисунки, силуэты игрушек,
т.е. составлять композицию; подбирать
нужный цвет, работать с несколькими кистями
для выполнения различных элементов; давать
оценку сделанному своими руками, подмечать
красоту, оригинальность изделия. Работа
в старшей группе предусматривает: знакомство
с дымковским промыслом, роспись силуэтов
игрушек с помощью таблиц и самостоятельно,
подготовка к лепке и начало -освоения
лепных форм.
Расписывая силуэты, старшие
дошкольники первоначально использовали
в рисунках только отдельные легкие элементы,
упрощали орнамент, невыразительно пользовались
цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать
таблицы, работать над композицией рисунков,
над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью,
надо обращать внимание на то, что нарядность
игрушке придает сочетание разных узоров,
например, на фартуке и на юбке барыни.
Дети самостоятельно составляют узоры
из отдельных элементов к концу старшей
группы.
Готовя детей к поделке игрушек
из глины, мы берем простые задания (слепить
бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой
"Декоративное искусство детям".
Рисовать на объемной форме намного труднее,
чем на листе бумаги. В старшей группе
дети лепят петушков, курочек, уток, так
как объемная форма и способы лепки этих
игрушек наиболее просты.