Брадилалия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) - это патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».

Файлы: 1 файл

брадилалия.docx

— 19.80 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

«Нижегородский государственный педагогический университет» 
 
 
 
 

Контрольная работа по логопедии  на тему:

«Брадилалия» 
 
 
 
 

                                 Выполнила: студентка 4 курса

                                 психолого-педагогического факультета

                                 специальность «олигофренопедагогика»

                                 Карамзина И.В.

                                 Проверила: Медведева Е.Ю. 
 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2011

Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) - это патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».

Большинству детей с такой патологией свойственна  общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

М. Е. Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей.

Замедленность речи обусловлена затруднениями  артикуляции вследствие поражения  бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую  брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.

Этиология.

В этиологии  исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.

Патогенез.

Патологическое  усиление тормозного процесса, который  начинает доминировать над процессом  возбуждения.

Симптомы.

Симптомами  брадилалии являются:

— замедленность  темпа внешней и внутренней речи;

— замедленность  процессов чтения и письма (замедленный  темп чтения носит название брадилексии);

— монотонность голоса;

— удлинение  пауз между словами;

— растянутое произношение звуков.

Неречевая симптоматика.

Выражается  в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика у детей не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

Методика  логопедической работы.

Работа  по устранению брадилалии проводится комплексно. Она состоит из следующих  направлений:

1. Медицинское  воздействие (лечебное укрепление  нервной системы медикаментами,  физиотерапевтическими процедурами).

2. Специальные  виды лечебной физкультуры.

3. Логопедические  занятия, основной целью которых  является выработка четких и  быстрых речевых движений.

4. Логопедическая  ритмика (нормализация темпа и  ритма общих движений, развитие  речевой и общей моторики, внимания, памяти). Большой эффект дают занятия  с быстрой маршировкой и бегом  под музыку, частые переключения  движений в зависимости от  изменения характера музыки, разнообразные  подвижные игры, сопровождаемые  речью.

Все логопедические занятия проводятся на чуть ускоренной речи. Но начинают эту работу очень  постепенно и осторожно. Сначала  логопед дает образец нормального  темпа, произнося легкую для проговаривания фразу. Затем «задает» темп отхлопыванием, дирижированием и т. д., и дети повторяют фразу многократно, постепенно ускоряя темп речи и следуя за все убыстряющимися хлопками логопеда. При этом необходимо следить, чтобы дети не переутомлялись, так как их возможности весьма ограниченны.

На следующем  этапе детей упражняют в быстром  произнесении (по очереди) заученного стихотворения по строчкам. Логопед  показывает на ребенка, а тот быстро произносит очередную строчку. Для  оживления занятий нужно вводить  в них элементы игры, «обмана», например логопед смотрит на одного ребенка, а указывает на другого. Эмоциональная атмосфера занятия способствует лучшему усвоению навыка, развивает внимание.

Затем проводят различного рода инсценировки, рассказывание сказок по ролям. При  этом логопед добивается не только ускоренного темпа речи, но и ее выразительности.

На последних  этапах работы детей упражняют в  произнесении скороговорок и закрепляют навыки нормальной речи.

Таким образом, при устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

Основные  упражнения:

1. Произношение  речевого материала различной  сложности, чтение.

2. Занятия  по логопедической ритмике. 

3. Упражнения, активизирующие внимание.

Рекомендуемые упражнения

1. Счет  в быстром темпе.

В быстром  темпе посчитать до 10 (если ребенок  не умеет считать до 10, то счет ведется  до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.

Как вариант  задания:

— посчитать  в быстром темпе от заданного  числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),

— посчитать  двойками до 10 (от заданного числа  до заданного числа),

— посчитать  тройками до 12 (от заданного числа  до заданного числа).

2. Произнесение  слогов со стечением согласных.

Четко произносить слоги, например:

тра-дра          тро-дро           тру-дру

пра-бра          про-бро          тры-дры

кра-гра           кро-гро           тро-дре

фра-вра          фро-вро

тру-дру          тры-дры

пру-бру          пры-бры

кру-гру           кры-гры

фру-вру          фры-вры

сби-зпи           азба-аспа            апша-абжа            апша-абжа

сба-зпа            озбо-оспо           опша-обжа            опшо-обжо

сбо-зпо            узбу-успу            ипша-ибжа           упшу-убжу

сбу-зпу            изба-испа            упша-убжа            ипши-ибжи

сбы-зпы          ызба-ыспа           ыпша-ыбжа          епше-ебже

По аналогии можно самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.

3. Быстро  изменить одну букву в слове  так, чтобы получилось новое  слово.

Например: мак - рак - бак.

Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д. 

4. Пение  быстрых, ритмичных песен для  тренировки темпа речи.

5. Для  детей 5-7 лет и младших школьников упражнение на объяснение фразеологизмов. Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.

Быстро  одним - двумя словами объяснить  значение фразеологизмов:

— не вешай  нос

— тянуть за язык

— считать  ворон

— расстилать уши

— как  с гуся вода

— не лыком  шит

— намылить шею

— устроить головомойку

— заварить кашу

— посадить в калошу

— разделать  под орех

— выносить сор из избы

— бить в одну точку

— яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть - как вариант)

Можете  использовать любые другие фразеологизмы  по своему выбору.

6. Проговаривание  чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.

Скороговорки  можете подобрать по своему выбору :

— Капа лопаткой копала канавку.

— Коваль выковал коню крепкие подковы.

— Ссорились  сороки из-за ссора.

— Брат с братом брели по Арбату.

— Лезут  козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)

— Лара у Вали играет на рояле.

— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл  улов.

— Течет  речка, печет печка.

— В  гнездышке яички - выведутся птички.

— Сене все бы спать на сене.

— У  Сени и Сани в сетях сом с  усами.

— Щипцы  да клещи - вот наши вещи.

— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.

— В  лесу слышен шелест листьев.

Большой выбор скороговорок представлен  в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для "непослушных язычков" Ярославль. Академия развития, 2007

7. Чтение  текста (лучше использовать стихи)  в сопровождении быстрого ритма.  Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома. 

Таким образом, при устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. В.  С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия,  спотыкание / Расстройство речи у  детей и подростков. - М., 1969. - с.214-226

2. К.  П. Беккер, М. Совак Логопедия. - М., 1981

3. М.  Г. Генинг. Учусь правильно говорить. Учпедгиз, 1939 (выпуск первый)


Информация о работе Брадилалия