Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:10, контрольная работа
Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) - это патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».
Федеральное агентство по образованию
«Нижегородский
государственный педагогический
университет»
Контрольная работа по логопедии на тему:
«Брадилалия»
Нижний Новгород, 2011
Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) - это патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».
Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.
М. Е. Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей.
Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.
Этиология.
В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.
Патогенез.
Патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.
Симптомы.
Симптомами брадилалии являются:
— замедленность темпа внешней и внутренней речи;
— замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
— монотонность голоса;
— удлинение пауз между словами;
— растянутое произношение звуков.
Неречевая симптоматика.
Выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика у детей не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.
Методика логопедической работы.
Работа по устранению брадилалии проводится комплексно. Она состоит из следующих направлений:
1. Медицинское
воздействие (лечебное
2. Специальные виды лечебной физкультуры.
3. Логопедические
занятия, основной целью
4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, развитие речевой и общей моторики, внимания, памяти). Большой эффект дают занятия с быстрой маршировкой и бегом под музыку, частые переключения движений в зависимости от изменения характера музыки, разнообразные подвижные игры, сопровождаемые речью.
Все логопедические занятия проводятся на чуть ускоренной речи. Но начинают эту работу очень постепенно и осторожно. Сначала логопед дает образец нормального темпа, произнося легкую для проговаривания фразу. Затем «задает» темп отхлопыванием, дирижированием и т. д., и дети повторяют фразу многократно, постепенно ускоряя темп речи и следуя за все убыстряющимися хлопками логопеда. При этом необходимо следить, чтобы дети не переутомлялись, так как их возможности весьма ограниченны.
На следующем
этапе детей упражняют в
Затем проводят различного рода инсценировки, рассказывание сказок по ролям. При этом логопед добивается не только ускоренного темпа речи, но и ее выразительности.
На последних этапах работы детей упражняют в произнесении скороговорок и закрепляют навыки нормальной речи.
Таким образом, при устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.
Основные упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
2. Занятия по логопедической ритмике.
3. Упражнения, активизирующие внимание.
Рекомендуемые упражнения
1. Счет в быстром темпе.
В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
— посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
— посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
— посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных.
Четко произносить слоги, например:
тра-дра тро-дро тру-дру
пра-бра про-бро тры-дры
кра-гра кро-гро тро-дре
фра-вра фро-вро
тру-дру тры-дры
пру-бру пры-бры
кру-гру кры-гры
фру-вру фры-вры
сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа
сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо
сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу
сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи
сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже
По аналогии можно самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.
3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.
Например: мак - рак - бак.
Предлагаю
несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар,
ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт,
миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка,
шишка, санки, парта, салат, белка, палка,
цапля, бабочка, ручка и т.д.
4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.
5. Для детей 5-7 лет и младших школьников упражнение на объяснение фразеологизмов. Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.
Быстро одним - двумя словами объяснить значение фразеологизмов:
— не вешай нос
— тянуть за язык
— считать ворон
— расстилать уши
— как с гуся вода
— не лыком шит
— намылить шею
— устроить головомойку
— заварить кашу
— посадить в калошу
— разделать под орех
— выносить сор из избы
— бить в одну точку
— яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть - как вариант)
Можете использовать любые другие фразеологизмы по своему выбору.
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.
Скороговорки можете подобрать по своему выбору :
— Капа лопаткой копала канавку.
— Коваль выковал коню крепкие подковы.
— Ссорились сороки из-за ссора.
— Брат с братом брели по Арбату.
— Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)
— Лара у Вали играет на рояле.
— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
— Течет речка, печет печка.
— В гнездышке яички - выведутся птички.
— Сене все бы спать на сене.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Щипцы да клещи - вот наши вещи.
— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.
— В лесу слышен шелест листьев.
Большой выбор скороговорок представлен в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для "непослушных язычков" Ярославль. Академия развития, 2007
7. Чтение
текста (лучше использовать стихи)
в сопровождении быстрого
Таким
образом, при устранении брадилалии логопедические
приемы направлены на воспитание более
быстрых и четких речевых движений в процессе
речи; убыстрение речевых реакций; темпа
внутренней речи; темпов письма и речи.
Литература
1. В. С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание / Расстройство речи у детей и подростков. - М., 1969. - с.214-226
2. К. П. Беккер, М. Совак Логопедия. - М., 1981
3. М. Г. Генинг. Учусь правильно говорить. Учпедгиз, 1939 (выпуск первый)