Цели воспитания:
- воспитать умение
самостоятельно мыслить, отстаивать свои
убеждения, принципиальность, ответственность,
самостоятельность мысли;
- воспитать чувство
собственного достоинства;
- раскрыть и обогатить
творческие способности каждого ученика,
объединяя их в единое целое, в один творческий
коллектив.
Принципы воспитательной
системы:
- Национальная
школа и национальная психология. Основные
принципы должны закладываться в семье;
через религиозное воспитание и труд воспитание
на традициях устного народного творчества.
- Демократичность
воспитания и обучения.
- Принцип коллективного
воспитания с учетом индивидуальности
каждого воспитанника.
- Переход от принуждения
к принципу добровольчества на основе
самодеятельности, самоуправления, соревновательности
и самокритичности. Всякое знание превращать
в деяние.
- Принцип игры
как естественной потребности растущего
организма в организации всей жизнедеятельности
воспитанников и учебы.
- Принципы суворовской
педагогики, положенные в основу своей
воспитательной системы: «Глазомер, быстрота,
натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».
Проблемы воспитания
трудных детей
Решительно выступал
против понимания трудных детей как морально
или психически дефектных. В. Н. Сорока-Росинский
считал, что это вполне нормальные дети,
попавшие в тяжелые жизненные условия.
Они вполне поддаются педагогической
коррекции.
В работе с трудными
подростками «лучшим орудием воспитания
является личность педагога, его пример…»,
учитель должен быть «породистым».
Классификация учителей:
- учителя-теоретисты;
- педагоги-реалисты
и утилитаристы;
- педагоги-артисты;
- учителя-интуитивисты.
Выступал за смягчение
беспрерывной «артельной» жизни
в детских домах, предложил создавать
специальные уединенные помещения
для индивидуального творчества
и размышления [4, с.162].
В. Н. Сорока-Росинским
были выработаны и сформулированы принципы
новой педагогики коллектива как наиболее
необходимого инструмента для воспитания
трудновоспитуемых детей.
В школе для трудных
подростков создал мастерские, в которых
дети занимались различными ремеслами.
Разработал методику
преподавания русского языка в средних
классах.
Организовал детский
клуб на дому – «академию», как ,шутя, называл
ее В.Н. Сорока-Росинский, где собирались
дети из окрестных школ и семей. В тесно
набитой комнатке занятия проходили в
несколько смен. Дети не только «подтягивали
школьные хвосты», но и слушали увлекательные
рассказы по истории, литературе, искусству,
и вообще говорили про жизнь. 80-летний
педагог бродил с детьми по городу, знакомил
их с историей. Архитектурой, ездил с ними
на море, мечтал о ребячьей флотилии. Это
была его давнишняя голубая мечта [3, с.9].
Теоретически обосновал
и апробировал в практике оригинальную
систему воспитания трудных подростков-сирот
на основе развития их творческих способностей.
Своих воспитанников В. Н. Сорока-Росинский
относил к одарённым натурам, но с отклонениями
от нормы в результате специфичного развития
и особого душевного и психического склада.
Для таких детей В. Н. Сорока-Росинский
предлагал создавать учебно-воспитательные
учреждения, осуществляющие гармоничное
воспитание и специальную коррекцию психики
подростков. Главным в учебно-воспитательном
процессе он считал фундаментальную образовательную
подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную,
творческую деятельность воспитанников,
способную «дать надлежащий выход той
буйной беспокойной энергии, которой полны
эти дети». Воплощение детских чувств
в активные действия позволяло лучше изучать
личность и развивать индивидуальность
учащихся. Широко использовал метод длительных
игр: инсценировки, постановки; журналистское
творчество; соревнования.
В. Н. Сорока-Росинский
в период всеобщего увлечения трудовой
школой – плетением корзин, изготовлением
пособий, обработкой грядок – имел незаурядную
смелость придать своей школе иную направленность
– на творческую интеллектуальную познавательную
деятельность.
Тонкий психолог
и психиатр, он подобрал верные ключи к
исковерканным войной и лишениями душам
своих питомцев. Многие из них были богато
одаренные натуры, но с искалеченной психикой.
Но главным воспитателем в школе оказывалось
творчество. Журналы, которые создавали
сами подростки, спектакли, постоянно
ставившиеся педагогами и их воспитанниками,
увлекали всех атмосферой соревновательности,
стремления подняться к вершинам творчества.
Дух напряженной интеллектуальной деятельности
заражал всех. Неудивительно, что из питомцев
школы вышли десятки писателей, ученых,
художников [2, c.81].
Одной из характерных
особенностей воспитательной системы,
созданной в школе имени Достоевского,
было всемерное стимулирование художественной
деятельности, пробуждение и развитие
у детей интереса к литературе, создание
общей творческой атмосферы. Любой воспитанник
имел право на выпуск своей газеты, своего
журнала, право на полемику. Здесь не было
жесткого контроля и навязывания мнений.
В.Н. Сорока-Росинский был сторонником
«духа соревнования и состязания», побуждающих
к достижению максимальных успехов. Как
подлинный педагог-гуманист он умел направлять
импульсы, приходящие извне и находящие
отклик в школьной среде, в русло работы
самопознания, общественной активности,
формирования личности. В этом была одна
из главных черт педагогической системы
В.Н. Сороки-Росинского.
Воспитывая у подростков
принципиальность, ответственность, самостоятельность
мысли, В.Н. Сорока-Росинский не только
формировал их интересы, но в некоторых
случаях, когда считал это целесообразным,
сам шел навстречу интересам подростков,
даже если они не совпадали с его убеждениями.
Например, В.Н. Сорока-Росинский считал,
что школа должна быть вне политики. Но
когда ребята потребовали ввести политграмоту
в программу обучения и даже создали «подпольную
организацию РКСМ», (для трудновоспитуемых
не разрешалось создание такой ячейки
в школе), он с пониманием отнесся к их
желанию. Вдумчивый педагог увидел в этом
не очередное увлечение, а стремление
отстоять свое право быть наравне с прочими
гражданами страны. В признании гражданских
прав ребят – залог их перевоспитания.
Даже кружок юных коммунаров был организован
при поддержке Виктора-Николаевича. Воспитанию
чувства собственного достоинства во
многом способствовало и самоуправление,
введенное в школе. Само по себе оно вовсе
не было оригинальным: учкомы в то время
были повсеместно и играли очень заметную
роль. Но здесь был особый случай – школа
для трудновоспитуемых. И тем не менее
В.Н. Сорока-Росинский ввел самоуправление.
Выборные старосты были не только по спальням
и классам, но даже по кухне и гардеробу,
что, учитывая полу уголовное прошлое
большинства учеников, было нелегким решением.
Однако, предоставляя своим подопечным
самоуправление, директор ввел и соответствующие
методы контроля. Был и изолятор, к которому
прибегали лишь в критических случаях,
и система пяти разрядов, в зависимости
от которых предоставлялись поощрения,
в первую очередь отпуска. Самые примерные,
если таковые были, имели первый разряд,
самые бесшабашные – пятый. Система на
первый взгляд кажется антипедагогичной.
Но, как это часто бывает, дело заключалось
не столько в системе, сколько в практике
ее применения. Все опиралось на заработанное
во многих испытаниях доверие ребят к
своему заведующему и основному коллективу
педагогов.
Решая задачи единства
обучения и воспитания, В.Н. Сорока-Росинский
подчеркивал необходимость формирования
тесно спаянного учительского и ученического
коллектива. Эта идея была заложена в основу
созданной им воспитательной системы.
«Лучшим критериумом воспитательской
работы любого педагогического коллектива,
– отмечал он, – является ответ на вопрос:
удалось ли педагогам преодолеть то противостояние
«мы» и «они», которое обычно возникает
в любом учебном заведении». Для решения
этой задачи в таком коллективе, каким
являлась школа имени Достоевского, требовались
педагоги особого закала, обладавшие тонким
педагогическим чутьем. Их отбирала сама
жизнь. Из шестидесяти педагогов, в разное
время пришедших в школу, удержалось всего
десять. Но это были, как писал В. Н. Сорока-Росинский,
«породистые», с четко выраженной личностью
педагоги. Именно поэтому в школе удалось
создать единый дружный коллектив, объединенный
общими целями.
Школа, руководимая
В.Н. Сорокой-Росинским, не знала социальных
различий. Там учились ребята из разных
семей – рабочих, ремесленников, интеллигенции,
даже аристократов. Столь же различны
по происхождению были и педагоги. Учителя
и ученики жили общей жизнью, жизнью школы,
со всеми ее повседневными заботами, радостями
и драмами, не ведая социальных различий.
Это было, пожалуй, основное, что отличало
школу от внешнего мира, как бы многочисленны
ни были взаимосвязи. Работая в условиях
антигуманной среды, В.Н. Сорока-Росинский
и его сподвижники воспитывали в детях
гуманизм.
Опыт школы имени
Достоевского, как и других воспитательных
учреждений, возглавляемых видными педагогами-гуманистами
20-х годов, неповторим во всех своих деталях,
ибо он слагается из бесчисленных обстоятельств,
которые никогда не вернутся вновь. Но
останется главное, характерное для этих
коллективов – общий гуманистический
настрой, преданность педагогов своему
делу, преданность общечеловеческим ценностям
и зреющее на этой почве понимание их воспитанниками
чувства гражданственности, веры в будущее,
понимание того, что оно достижимо и ради
него стоит работать.
Думая о том, чем важен
опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой
российской школы, стоящей на пороге XXI
века, хочется, прежде всего, сказать о
его понимании роли культуры, значения
постижения знаний для гуманистического
и гражданского воспитания молодежи. С
этим неразрывно связано уважение к личности
ребенка или подростка, основанное на
сочетании требовательности и доброты.
Опыт Виктора Николаевича учит педагога
умению уважать интересы ребенка, и, формируя
эти интересы, быть готовым к пересмотру
своей собственной педагогической позиции,
если она оказывается насилием над личностью
воспитанника. И, наконец, вся деятельность
В.Н. Сороки-Росинского, как и его педагогические
размышления, – это постоянный поиск истинно
гуманистических отношений между учителями
и учащимися, высокая требовательность
к профессиональным и личным качествам
учителя.
Осмысливая путь,
пройденный Виктором Николаевичем, вчитываясь
в его работы, видишь главный мотив, звучавший
на протяжении всей его жизни: чувство
любви к Родине, к своему народу. В.Н. Сорока-Росинский
всегда стремился делать то, что было нужно
его стране – будь то размышления о путях
развития русской национальной школы
или перевоспитание трудных детей. Какие
бы тяготы ни выпадали на его долю, вера
в силы народа позволила ему выстоять
и остаться в нашей памяти [1, c.5-15].
Причины
успешности взглядов
В.Н. Сорока-Росинского
В последние годы
значительно возрос интерес широкой педагогической
общественности к имени Виктора Николаевича
Сороки-Росинского. Этому способствовало
появление целого ряда статей и книг, авторы
которых высоко оценивают деятельность
замечательного педагога и справедливо
относят его к числу классиков советской
педагогической науки. Он начал осуществлять
трудовое воспитание, но только посредством
не физического, а умственного труда.
В современных условиях
весьма актуальна мысль В.Н. Сороки-Росинского
об объединяющей роли русской культуры
для представителей многочисленных народностей
России, вынужденных в силу исторических,
экономических и, культурных условий жить
«под одной крышей». Это вовсе не означает
насильственного насаждения русской культуры,
силовых методов ее внедрения. Будучи
высшей этической и художественной ценностью,
она может очаровывать, привлекать и пленять
любого человека независимо от его национальности.
Думая о том, чем важен
опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой
российской школы XXI века, хочется, прежде
всего, сказать о его понимании роли культуры,
значения постижения знаний для гуманистического
и гражданского воспитания молодежи. С
этим неразрывно связано уважение к личности
ребенка или подростка, основанное на
сочетании требовательности и доброты.
Опыт В.Н. Сороки-Росинского учит педагога
умению уважать интересы ребенка, и, формируя
эти интересы, быть готовым к пересмотру
своей собственной педагогической позиции,
если она оказывается насилием над личностью
воспитанника. И, наконец, вся деятельность
Виктора Николаевича, как и его педагогические
размышления, – это постоянный поиск истинно
гуманистических отношений между учителями
и учащимися, высокая требовательность
к профессиональным и личным качествам
учителя.
Осмысливая путь,
пройденный В.Н. Сорокой-Росинским, вчитываясь
в его работы, видишь главный мотив, звучавший
на протяжении всей его жизни: чувство
любви к Родине, к своему народу. Виктор
Николаевич всегда стремился делать то,
что было нужно его стране – будь то размышления
о путях развития русской национальной
школы или перевоспитание трудных детей.
Какие бы тяготы ни выпадали на его долю,
вера в силы народа позволила ему выстоять
и остаться в нашей памяти. |