Аудирование как цель и как средство обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:03, реферат

Краткое описание

В реальном общении нам приходится много слушать, и то, на­сколько точно и полно мы воспринимаем полученную информа­цию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь — одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального обще­ния мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоя­тельным видом речевой .деятельности?

Файлы: 1 файл

Аудирование как цель и как средство обучения.docx

— 26.63 Кб (Скачать)

Упражнения и вопросы  не столько запрашивают информацию, сколько несут её. Знакомясь с  ними и обсуждая ответы, наши студенты слышат те слова, которые затем будут  использованы в тексте, ведь контекст уже определён, а вместе с ним  и семанти­ческое поле. Здесь хотелось бы отметить, что многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвис­тической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить вни­мание на прецизионные слова, которые иначе могут ускользнуть отвнимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содер­жательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения. 

Если же предлагаемые утверждения и вопросы слишком  пря­молинейны, безлики или примитивны, то это настораживает уча­щихся, лишает задание смысла, а вместе с ним и интереса. 

Приведём примеры  вопросов из книги для чтения на английс­ком языке. (Вопросы переведены на русский.) Какие из них вам нравятся больше и почему? Смогли бы вы предвосхитить содержа­ние данных текстов? 

2. Догадка по заголовку  / новым словам / возможным иллюстрация. 

Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном  содержании текста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно объяснил или проиллюстрировал. Давайте попро­буем поэкспериментировать на себе и проверить, насколько дан­ное задание готовит к восприятию текста и помогает в преодоле­нии возможных сложностей. 

Итак, название текста – Fast Food (Еда быстрого приготовле­ния). Как вы думаете, о чём пойдет речь в данном тексте? Какие вопросы и проблемы, связанные с этой темой, будут обсуждаться? (Перечень обычно включает названия блюд, ресторанов быстрого питания в мире и в России, рост популярности данной еды, ставшей почти интернациональной, способы её приготовления, её плю­сы и минусы для современного человека с его бешеным ритмом жизни и т.д.) 

А теперь мы предложим  небольшой список слов, которые могут  оказаться неизвестными, а вас  попросим прокомментировать, на­сколько они помогают развитию догадки и сужают круг проблем. 

3. Краткое изложение  основной темы учителем, введение  в про­блематику текста 

Это сообщение можно  превратить в небольшую беседу, предло­жив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хоте­ли бы получить. Это задание является и установкой на прослуши­вание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спро­воцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены. 

Этап собственно слушания текста (While listening) 

В ходе первого прослушивания  учащиеся выполняют те задания, о  которых мы говорили выше, однако при  формировании навыков аудирования таких прослушиваний может быть несколь­ко. В этом случае очень важно не потерять мотивацию. Новизна задания поможет нам в этом. 

Рассмотрите некоторые  из них. Как вы определите их учеб­ную цель? Какие механизмы аудирования можно развивать с их помощью? 

1. Прослушайте текст  и вставьте пропущенные слова  в следую­щих предложениях. 

Как вы думаете, какие  слова могут быть пропущены и  почему выбор падает именно на них? 

Ключевые, несущие  основную информацию; предлоги; артик­ли; незнакомые слова. 

2. Прослушайте текст  и скажите, какие из предложенных  ниже словосочетаний употреблялись  в нём без каких либо изменений. 

3. Прослушайте текст  и скажите, какие определения  к следую­щим словам в нём встречались. 

дисциплина, ситуация, отношение и т.д. 

4. Закончите следующие  предложения. 

Здесь также возможны варианты. Какой из них вам кажется  легче и почему? 

а) Есть начало предложения, а конец пропущен; 

б) пропущена середина предложения; 

    в) пропущено  начало предложения, но есть  окончание. 

    5. Прослушайте  текст и скажите, что в нём  говорилось о... 

6. Прослушайте текст  и найдите русский (английский  и т.д.) эквивалент следующих слов  в параллельном столбце. 

  

Послетекстовый этап (Follow-up activities) 

Прослушав текст  и выполнив ряд упражнений, можно  дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Чтение и аудирование многое объединяет, поскольку они являют­ся рецептивными, то есть основанными на понимании передавае­мой информации. 

Примерные варианты заданий на контроль навыков аудирова­ния можно найти в следующей лекции, посвящённой контролю этих видов речевой деятельности.

Информация о работе Аудирование как цель и как средство обучения