Аналитическая теория личности К.Г. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Карл Густав Юнг (1875-1961) – известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В 1909-1913 гг. он сотрудничал с 3. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.
Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считал именно Юнга своим первым учеником и последователем. Наряду с 3. Фрейдом, А. Адлером и др. Юнг является одним из основателей глубинной психологии, изучающей так называемые глубинные уровни психики.

Оглавление

Введение 3
1. Структура психики человека в концепции К.Г. Юнга 5
1.1. Структура сознательного и бессознательного в психике человека 6
1.2. Коллективное бессознательное и архетипы 9
2. Типология личности 19
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

1.doc

— 211.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Психология личности

 

на тему: «Аналитическая теория личности К.Г. Юнга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание

 

Введение 3

1. Структура психики  человека в концепции К.Г. Юнга 5

1.1. Структура сознательного и бессознательного в психике человека 6

1.2. Коллективное бессознательное и архетипы 9

2. Типология личности 19

Заключение  21

Список литературы  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Карл Густав Юнг (1875-1961) – известный  швейцарский психолог, психиатр и  философ. В 1909-1913 гг. он сотрудничал с 3. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считал именно Юнга своим первым учеником и последователем.

Наряду с 3. Фрейдом, А. Адлером и  др. Юнг является одним из основателей  глубинной психологии, изучающей  так называемые глубинные уровни психики. Их составляют влечения и иные мотивационные тенденции, среди которых главные – бессознательные мотивы, вообще бессознательное, противопоставляемое процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. В своей теории бессознательного Юнг во многом продолжает линию Фрейда. Прежде всего он разделяет и развивает подход к психике как к энергетической, противоречивой системе – многоуровневой и многополюсной.

Вместе с тем, несмотря на близость позиций и стремлений, между Юнгом и Фрейдом существуют и значительные разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессознательного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным».

Не соглашаясь с пансексуализмом  Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Если Фрейд видел в либидо всего лишь сексуальную энергию, то Юнг рассматривал его как творческую жизненную силу, которая может способствовать постоянному личностному росту. Такое очень широкое, десексуализированное понятие либидо не могло быть принято Фрейдом[3].

Кроме К. Юнга, такие представители  неофрейдистов, как А. Адлер, К. Хорни и Э. Фромм, пытались опровергнуть теорию З. Фрейда, аргументируя версию о значительно меньшем влиянии сексуальных влечений на формирование личности, чем о том говорит З. Фрейд[1].

Не менее значимыми  были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Определенные расхождения существовали и по вопросу психокоррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса психотерапии, считал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.

Окончательный разрыв между  ними произошел в 1912 г., после того как Юнг опубликовал свою книгу «Символы трансформации».

В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную  теорию, названную им аналитической психологией, которая была изложена им в книгах «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939), «Подход к бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу заслуженную славу. [3]

Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение  личности во взаимоотношениях с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

Своими идеями Юнг оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. Помимо этого Юнг – один из основателей трансперсональной психологии. Его вклад в развитие психологии трудно переоценить.

1. Структура психики человека в концепции К.Г. Юнга

 

Юнг считал, что структура  личности состоит из трех частей -  коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного(Оно) и сознания (Эго).

Рис.1. Структура психики  по Юнгу[6].

 

Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о нем  радикально отличалось от представлений  Фрейда. Юнг отошел от фрейдизма, считая, что бессознательное не сводится к биологическому. По его мнению, бессознательное представляет психический опыт предыдущих поколений, является суммой типов поведения, эмоциональных реакций, образов спонтанных фантазий, сновидений [5].

.

Он рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Он считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом.

 

1.1. Структура  сознательного и бессознательного  в психике человека

 

Рассмотрим подробнее  то, как понимал Юнг структуры сознания и бессознательного в психике человека.

Юнг отмечал, что сознание человека состоит из ряда компонентов.

Первый – это восприятие. Человек видит, слышит, осязает мир и тем самым его осознает. Восприятие свидетельствует о том, что нечто существует. Но оно не говорит, что это такое. Его конкретизирует процесс апперцепции – комплексный процесс работы памяти и мышления, который позволяет нам понять, чем является такое нечто. Таким образом, второй компонент сознания – мышление.

Однако часто, еще полностью  не проанализировав информацию, мы уже испытываем эмоциональные реакции  приятного или неприятного характера, т.е. чувственные, эмоциональные оценки, которые также являются обязательным компонентом человеческого сознания (таков третий компонент).

Процесс предвосхищения, интуиции (восприятие заключенных в  ситуации потенциальных возможностей) – одна из основных функций психики. Человек может осознавать эти интуитивные предвосхищения (четвертый компонент сознания).

В зависимости от того, какой из компонентов сознания является преобладающим у данного человека, на какой из них он опирается в  получении и переработке информации, Юнг выделял разные типы людей:

♦ мыслительный или эмоциональный;

♦ ощущающий (опирается  на свои реальные восприятия в данный момент) или интуитивный (в большей  мере опирается на предчувствия и  интуицию);

♦ волевой, рациональный или воспринимающий, иррациональный, стихийный.

Для волевого типа характерна большая выраженность процессов воли (это пятый компонент сознания), причем они представляют собой направленные мышлением импульсы, которые позволяют человеку действовать по своему усмотрению, исходя из принятого четкого решения, и последовательно реализовывать свои решения.

Воспринимающему, иррациональному, стихийному типу свойственно преобладание процессов влечений (шестой компонент сознания). Они побуждают человека многократно изменять свои решения и действия, колебаться, гибко реагировать. У людей этого типа господствуют «влечения-импульсы, проистекающие из бессознательного и носящие характер зависимости и принуждения».

 Сновидения – это специфический компонент сознания; по словам Юнга, «вторгнувшаяся в сознание равнодействующая бессознательных процессов»». Сон является состоянием, в котором сознание существенно ограничено, но не исчезло полностью, подобно тому как и бессознательная душевная жизнь не прекращается во время бодрствования. Юнг отмечает, что любая работа, обычно совершающаяся в сознании, может протекать и в бессознательном – даже интеллектуальная деятельность (например, поиск решения порой осуществляется во сне) [6].

Заслуга Юнга – выявление  того, что бессознательная часть психики человека представляет собой важнейшую информационную и творческую базу, что она содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому служит связующим звеном с миром, природой, космосом. Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека. Правота Юнга была подтверждена современными исследованиями, которые выяснили что бессознательное несравненно более информационно насыщено, чем сознание, и теснее связано с миром, природой, людьми, космосом. И в то же время в бессознательной части психики хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности.

Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, которые назвал комплексами. Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Это – «особые аффективные содержания, которые обладают определенной автономией, способны оказывать сопротивление сознательным намерениям, способны появляться и исчезать, когда им заблагорассудится, так как они лишены контроля со стороны сознания». Комплексы – либо следствие, либо причина конфликта, шока, потрясения, неловкости. Они содержат воспоминания, желания, опасения, обязанности, мысли, от которых никак не удается отделаться, и потому постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь. Комплексы, по мнению Юнга, являются «узловым пунктом душевной жизни», они дают стимул к новым устремлениям, не позволяя возникнуть «пагубному застою», но, с другой стороны, «комплекс означает ту область в человеке, в которой он сейчас терпит поражение, где не может что-либо преодолеть». Они проявляются в виде тех или иных симптомов (это психические и поведенческие странности и нарушения, телесные недомогания и болезни). Устраняя отдельные из них, не удается реально помочь человеку, пока не будет устранен сам комплекс – первопричина самих симптомов.

Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных  областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих  паттернов, которые он назвал архетипами. Внутри каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с аспектами физической среды. Проводя исследования, Юнг пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидами.

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим Я, соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии [6].

 

1.2. Коллективное бессознательное и архетипы

 

Коллективное  бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного), идентично у всех людей, одно для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Это наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное – «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому». Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой  психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

1)своим существованием  оно обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано  на личном опыте и не развивается  индивидуально;

3) его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми [6].

Содержание коллективного  бессознательного состоит из совокупности архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида.

Информация о работе Аналитическая теория личности К.Г. Юнга