» Почему
мы не помним свое раннее детство? |
|
|
Подумайте
о самом раннем моменте своей жизни,
который вы можете вспомнить. Возможно,
перед вашими глазами возникнут картинки
праздника в честь дня рождения или придут
на ум сцены семейного отдыха. А теперь
подумайте, сколько вам было лет, когда
все это происходило. Фактически, взрослые
люди могут вспомнить себя в период от
3-х до 7-ми летнего возраста и, как правило,
это довольно отрывочные воспоминания,
хотя семейные фотоальбомы, какие-то фразы
из детства могут вызвать из памяти больше
деталей.
Психологи приписывают неспособность
большинства взрослых людей помнить события
своего раннего детства, включая и момент
рождения, феномену психики, который получил
название амнезия детства.
Впервые термин младенческая амнезия,
сейчас более известная как амнезия детства,
ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. После того
как обратил внимание на то, что его взрослые
пациенты не способны вспомнить события
первых 3-5 лет своей жизни. Фрейд предположил,
что это происходит потому, что в первые
годы жизни ребенок испытывает агрессивные
и часто сексуальные побуждения в отношении
своих родителей. Однако, если это так,
то амнезия детства должна была бы затронуть
только события, связанные с сексуальными
и агрессивными мыслями, тогда как на самом
деле амнезия детства распространяется
на все события первых лет жизни.
Скорее всего, главная причина - это существенная
разница в кодировании полученной информации
у маленьких детей и взрослых.
Психологи обнаружили, что дети и в 3 и
в 6 месяцев могут сформировать долгосрочные
воспоминания, однако в отличие от взрослых
людей, маленькие дети запоминают свои
переживания, никак не связывая их со смежными
событиями. Если сравнивать память с дуршлагом,
то взрослая память это дуршлаг с очень
маленькими отверстиями, не больше пшеничного
семени, через такие отверстия просачиваются
небольшие количества информации. Тогда
как детская память это дуршлаг с большими
дырами, в которых пропадают целые куски
воспоминаний. Способность формировать
воспоминания зависит от целой сети нервных
клеток в мозге, части которой развиваются
в разное время. Полноценная сеть более-менее
создаётся между 6 и 18 месяцами жизни, а
с ней - краткосрочная и долгосрочная память.
Но если память ребенка к 18 месяцем уже
практически достигает уровня взрослого
человека, почему же тогда мы не можем
вспомнить то, что происходило с нами в
этом возрасте?
Скорее всего, самые ранние воспоминания
могут оказаться блокированными в сознании,
потому что мы не имели возможности связать
их со словами, описывающими произошедшее
событие, т.к. тогда еще не имели достаточных
языковых навыков.
В 2004 году в ходе исследования группы 27-и
39-месячных мальчиков и девочек было обнаружено,
что если дети не знали слов, с помощью
которых можно было бы описать то, что
с ними случилось, они не могли сделать
этого и позже, после изучения соответствующих
понятий. Кроме того, мы обогащаем наши
знания о своем прошлом, когда помещаем
воспоминания в контекст, т.е. связываем
их во времени и пространстве с другими
событиями нашей жизни. Много детей дошкольного
возраста могут последовательно рассказать
различные случаи из своего прошлого,
например о поездке в цирк, но только в
возрасте пяти лет у детей появляется
ощущение времени и они в состоянии соотнести
свою поездку в цирк с определенным моментом
времени в прошлом.
Бросая вызов, исследователям детской
амнезии, некоторые люди утверждают, что
помнят себя еще в том возрасте, когда
у них не было языковых навыков, т.е. настаивают
на том, что обладают пред - речевыми воспоминаниями
и даже что помнят себя в утробе матери.
Одна из форм психоанализа сосредотачивается
на травмирующих ранних воспоминаниях,
связывая существующие страдания человека
с болью рождения, и тем самым, возвращая
пациентам, в так называемом процессе
перерождения, воспоминания о дне их появления
на свет. Однако никакие научные исследования
пока не подтвердили описанные выше возможности
такой формы психоанализа и достоверность
полученных в ходе терапии данных. |
|