Активизация познавательной и мыслительной деятельности младших школьников на уроках через использование игровых технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:00, доклад

Краткое описание

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий пе-дагогического процесса .
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Файлы: 1 файл

Активизация познавательной и мыслительной деятельности младших школьников.docx

— 18.49 Кб (Скачать)

Активизация познавательной и мыслительной деятельности младших школьников

 на уроках через  использование игровых технологий

 

  В настоящее время в педагогический  лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий пе-дагогического процесса .

  Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства составляют главную  идею и основу эффективности  результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

  Значение игры невозможно исчерпать  и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

  Каждая игра имеет близкий  результат (окончание игры), стимулирует  учащихся к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения  цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, умений. Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре стимулирует познавательную деятельность. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.

  Игра наряду с трудом – один  из основных видов деятельности  человека.

  По определению, игра – это  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

  В структуру игры как деятельности  органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а  также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможность выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной  технологии;

- как элемент другой технологии;

- в качестве урока или его  части.

  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

  Игровая форма занятий создаётся  на уроках при помощи игровых  приёмов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  Реализация игровых приёмов и  ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким  основным направлениям:

- дидактическая цель ставится  перед учащимися в форме игровой  задачи;

- учебная деятельность подчиняется  правилам игры;

- учебный материал используется  в качестве её средства.

  По характеру педагогического  процесса выделяют следующие  группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитывающие, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентированные .

  Для младших школьников учение  – новое дело. Поэтому при знакомстве  со школьной жизнью игра способствует  снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

  Игра является одним из средств  формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию внимания, памяти, вызывает у детей живой интерес к предмету и помогает им усвоить учебный материал.

  Так как ведущий вид деятельности  младших школьников – учебная  деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование свободной учебной деятельности.

  По характеру познавательной  деятельности игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной  деятельности. С помощью этих  игр дети выполняют действие  по образцу.

2. Игры, в ходе которых дети  выполняют воспроизводящую деятельность.

3. Игры, в которых запрограммирована  контролирующая деятельность учащихся.

4. Игры, с помощью которых дети  осуществляют преобразующую деятельность .

  Использование потенциала игры  в педагогической работе в  значительной мере связано с  профессионализмом и творчеством самого педагога. Чтобы успешно организовывать игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры». В игре важно продумывать не только характер деятельности, но и организационную сторону, характер управления игрой. Надо заранее продумывать способы оценки результатов игры и определения её победителей. Главное – не убить интерес к работе, а стремится развивать его. С этой целью я, например, использую такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре. Кроме этого в большинство игр вношу элементы соревнования, что также повышает активность и мыслительную деятельность в процессе обучения математике.

  Без педагогической игры на  уроке невозможно увлечь учеников  в мир знаний и нравственных  переживаний, сделать их активными  участниками и творцами урока. Поэтому стремлюсь на уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их всё-таки играли. Игры или игровые моменты дают большой результат в достижении цели урока. Они не только активизируют познавательную и мыслительную деятельность, но и прививают интерес к предмету, а главное – ни одного скучающего ученика на уроке!

 

 


Информация о работе Активизация познавательной и мыслительной деятельности младших школьников на уроках через использование игровых технологий