Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:06, статья
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Это избирательная возможность, повышенная восприимчивость к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога.
Важно поставить проблему, довести до сведения ребят , в каком сложном положении оказался Николай I , которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом . После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I .
После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой.)
Работа с видеоматериалами на уроках истории.
Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность.
Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В отличие от компьютера такие технические средства обучения, как телевизор и видеомагнитофон широко используются фактически в каждом учебном заведении, прочно вошли в практику массовой школы. Многие учителя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи; документальное кино и прочее.
Документальные фильмы («Первая Мировая война.», «Россия в войне. Кровь на снегу.», «Обыкновенный фашизм.» и др.), построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, позволяющих приблизиться к решению задачи формирования исследовательских навыков учащихся. Однако сопровождающие такие фильмы конкретные, выверенные комментарии содержат, как правило, готовые оценочные суждения и выводы, не позволяющие учащимся полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого.
В связи с этим в практике работы рекомендуется использовать собственные видеоматериалы, особенно при изучении процессов, происходящих в современной России. Обращение к этому периоду объясняется еще тем, что в учебной литературе события 1992 - 2012 гг. освещаются довольно скупо, а знания учащихся вряд ли могут быть полноценно сформированы без привлечения материалов, подобранных учителем. Возможно сопоставление вполне самостоятельных, но взаимосвязанных между собой блоков видеоматериалов, посвященных парламентским выборам (1995, 1999) и президентским (1996, 2000) выборам, включающие фрагменты транслировавшихся на каналах «Первый» и «Россия» материалов предвыборной агитации политических партий, движений, блоков, кандидатов в президенты Российской Федерации, а также информационных и информационно-аналитических программ, сопровождавших выборы.
Безусловно, подготовка таких блоков видеоматериалов предполагает значительные затраты времени со стороны учителя. Однако процесс работы с учащимися и её результат стоят затраченных усилий. В ходе обсуждения просмотренного, учащиеся самостоятельно анализируют основные идеи и программные установки политических партий и движений России, отличают на основе выступлений их лидеров негативные процессы в социально-экономической сфере, падение жизненного уровня населения, неоднозначность преобразований начала 1990-х гг. Опора на знания по истории нашей страны конца 1980-х - начала 1990-х гг. позволяет школьникам объяснить появление многочисленных политических объединений, не имевших в своем большинстве опыта участия в предвыборной борьбе.
Семинар как форма активизации познавательной деятельности.
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.
Семинар - это:
• «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;
• «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».
Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения истории: оно не всегда отвечает потребностям исторического образования. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.
При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.
Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.
Использование компьютерных технологий.
Сегодня, когда информация и международное
разделение труда являются неотъемлемыми
чертами мировой экономики, образование
продолжает оставаться основой персонального
и профессионального успеха любого человека.
Его влияние на возможности трудоустройства
и жизненный уровень стало намного выше,
чем раньше. Очевидно, что уже сегодня
надо готовить и себя и нынешних школьников
к встрече с теми возможностями, которые
предоставят информационные технологии
в ближайшем будущем.
Требования, предъявляемые к образованию,
изменились: помимо базовых знаний и постоянного
овладения новыми, современный работник
должен уметь продуктивно использовать
информационные ресурсы, грамотно вести
поиск, обработку и использование необходимой
информации средствами информационных
технологий (информационная компетентность).
Сегодня от него требуется умение творчески
мыслить, принимать решения и учиться
на протяжении всей жизни.
Технологии, используемые для связи учащихся
с сообществами и друг с другом, могут
сделать процесс обучения более интересным,
отвечающим реалиям сегодняшнего дня,
предоставляя нужную информацию в нужное
время. Этот процесс во многом определяется
ранее полученными знаниями, ожиданиями
и получаемыми результатами, которые формируют
среду обучения. Информационные технологии
могут сыграть ключевую роль в этой реформе.
Имеются многочисленные примеры, показывающие,
как компьютерные и сетевые технологии
используются для того, чтобы:
– лучше приспособить обучение к потребностям
и способностям обучающегося;
– обеспечить доступ всем учащимся к информационным
ресурсам за пределами школы, как обогащая
их обучение, так и увеличивая время, посвященное
самостоятельному обучению;
– реально оценить успехи учащихся в образовании;
помочь школам в управлении и руководстве
учебной деятельности учащихся.
При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:
§ для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;
§ какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
§ какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
§ как организовать занятия с использованием компьютера.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в
2) с использованием в
3) с использованием в
Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
- для успешного преподавания
истории в 5 - 9 классах необходимо
знание психологических
- подростка привлекают
- важная задача учителя - обучить
подростков способам
- одним из резервов повышения
эффективности обучения
- существенное значение при
положительном отношении
- в целях качественного
- на основе предложенного
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 2004.
2. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М., 2001.
3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
4. Интернет-ресурсы.