Аксиологические
основы педагогики.
Общечеловеческие ценности.
Вначале 3 тыс. все более очевидной становится
непрерывная девальвация нравственных,
духовных ценностей человека, человеческих
общностей, социумов. Причиной является
системный кризис, который охватил важнейшие
сферы духовной жизни общества: культуру,
науку, религию и образование. Именно образование
вернет людям утраченную веру в высшие
нравственные ценности бытия и смысл человеческой
жизни, предотвратив тем самым реальную
опасность необратимой духовной деградации
человека и человечества.
Переориентация современной педагогики
на человека и его развитие, на возрождение
гуманистической традиции является важнейшей
задачей, поставленной жизнью. Роль механизма
связи между познанием и практикой выполняет аксиологический,
ценностный подход , выступающий своеобразным
«мостом» между теорией и практикой. Аксиология
- это учение о ценностях. Наряду с проблемой
ценностей в образовании всегда была актуальной
проблема целей, поскольку от того, на
чем концентрировал внимание педагог,
какие ценности для него были приоритетными
и особенно значимыми, зависел, в каком
направлении будет выстраиваться, и осуществляться
процесс воспитания. Цели по отношению
к ценностям являются вторичными. Это
значит, что человек, социальная группа,
общество, государство сначала либо эмпирическим
путем (под влиянием традиции, старших
и сверстников и т.д.), либо в результате
труда специалистов (политиков, философов,
педагогов и т.д.) определяется с системой
ценностей. Затем на основе этой системы
ставятся цели, в частности цели образования,
обучения и воспитания. Сейчас много
говорится об общечеловеческих ценностях.
В качестве приемлемой рабочей модели
общечеловеческих ценностей следует принимать
те наиболее общие ценностные представления,
которые принимают все люди или подавляющее
большинство. Среди ценностей и ценностных
ориентаций учащейся молодежи чаще всего
называют такие, как: стремление к истине,
социальная справедливость, честность
и достоинство, здоровье, доброжелательность
и гуманность, альтруизм и готовность
придти на помощь, уважение к таланту
инакомыслию, миролюбие и способность
к самодисциплине, любовь к Отечеству
и пр. Общечеловеческие ценности
с точки зрения их содержания могут
быть дифференцированы на следующие категории:
1) социальные: свобода, равенство,
братство и пр. ; 2)духовно-нравственные:
вера, дружба, любовь уважение, гуманность,
готовность прийти на помощь; 3) экологические: любовь
к природе, здоровье окружающих; 4) интеллектуальные: творчество,
талант, гениальность; 5)патриотические: любовь
к Родине, уважение к традициям своего
и другого народа и пр.
Однако это желательные ценности, то, что
мы хотели бы видеть в людях. К сожалению,
название ценности часто уступают место
совсем другим – жесткой, иногда жестокой
по целям и средствам конкуренции, примату
материальных интересов над духовными,
собственно человеческими, отношению
к другим людям исключительно как к средствам
достижения личных целей и т.д.
Воспитание в духе гуманных ценностей
невозможно только в рамках системы образования,
человека воспитывает вся жизнь, во всей
её полноте добра и зла. Результатом этого
воздействия являются барьеры, возникающие
в процессе формирования гуманных ценностей. Барьеры формирования гуманных общечеловеческих
ценностей: 1. Гипертрофия в представлениях
учащейся молодежи роли и значения денег,
вещизм, ориентация на личное и материальное
благополучие любой ценой. 2. Недооценка,
а порой пренебрежительное отношение
к национальным культурным ценностям;
слепое, часто бездумное преклонение перед всем
иностранным: культура, быт, поведение
людей и их жизненные стратегии.
3. Недооценка роли и значения природы
в жизнедеятельности человека. Отношение
к природе только как потребителя, а не
как созидателя. 4. Нетерпимое отношение
к инакомыслящим. Неприятие духовных
ценностей других народов и наций.
5. Недооценка доброты, совестливости,
милосердия и других нравственных качеств.