Аксиологические основы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Вначале 3 тыс. все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных, духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы духовной жизни общества: культуру, науку, религию и образование. Именно образование вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества.

Файлы: 1 файл

Аксиологические основы педагогики.docx1.docx

— 13.96 Кб (Скачать)

Аксиологические основы педагогики.

Общечеловеческие ценности.

Вначале 3 тыс. все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных, духовных  ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы духовной жизни общества: культуру, науку, религию и образование. Именно образование вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества.                                                                                   Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, на возрождение гуманистической традиции является важнейшей задачей, поставленной жизнью. Роль механизма связи между познанием и практикой выполняет аксиологический, ценностный подход , выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Аксиология - это учение о ценностях.  Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальной  проблема целей, поскольку от того, на чем концентрировал внимание педагог, какие ценности для него были приоритетными и особенно значимыми, зависел, в каком направлении будет выстраиваться, и осуществляться процесс воспитания.  Цели по отношению к ценностям являются вторичными. Это значит, что человек, социальная группа, общество, государство сначала либо эмпирическим путем (под влиянием традиции, старших и сверстников и т.д.), либо в результате труда специалистов (политиков, философов, педагогов и т.д.) определяется с системой ценностей.  Затем на основе этой системы ставятся цели, в частности цели образования, обучения и воспитания.  Сейчас много говорится об общечеловеческих ценностях. В качестве приемлемой рабочей модели общечеловеческих ценностей следует принимать те наиболее общие ценностные представления, которые принимают все люди или подавляющее большинство.  Среди ценностей и ценностных ориентаций учащейся молодежи чаще всего называют такие, как: стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, здоровье, доброжелательность и гуманность, альтруизм и готовность придти на помощь, уважение к таланту   инакомыслию, миролюбие и способность к самодисциплине, любовь к Отечеству и пр.    Общечеловеческие ценности с точки зрения их содержания  могут быть дифференцированы на следующие категории: 1) социальные: свобода, равенство, братство и пр. ; 2)духовно-нравственные: вера, дружба, любовь уважение, гуманность, готовность прийти на помощь; 3) экологические: любовь к природе, здоровье окружающих; 4) интеллектуальные: творчество, талант, гениальность; 5)патриотические: любовь к Родине, уважение к традициям своего и другого народа и пр.      Однако это желательные ценности, то, что мы хотели бы  видеть в людях. К сожалению, название ценности часто уступают место совсем другим – жесткой, иногда жестокой по целям и средствам конкуренции, примату материальных интересов над духовными, собственно человеческими, отношению к другим людям исключительно как к средствам достижения личных целей и т.д.    Воспитание в духе гуманных ценностей невозможно только в рамках системы образования, человека воспитывает вся жизнь, во всей её полноте добра и зла. Результатом этого воздействия являются барьеры, возникающие в процессе формирования гуманных ценностей.                 Барьеры формирования гуманных общечеловеческих ценностей:     1. Гипертрофия в  представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное и материальное благополучие любой ценой.   2. Недооценка, а порой пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным: культура, быт, поведение людей и их жизненные стратегии.    3. Недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека. Отношение к природе только как потребителя, а не как созидателя.    4. Нетерпимое отношение к инакомыслящим. Неприятие духовных ценностей других народов и наций.  5. Недооценка доброты, совестливости, милосердия и других нравственных качеств.    


Информация о работе Аксиологические основы педагогики