Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа
Понятие школьная адаптация стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Однако адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Результат теста - это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам.
Классификация результатов:
1...... + 24 и лучше;
2...... + 14 до + 23;
3...... + 0 до 13;
4...... -1 до -10;
5...... -11 и хуже.
Для заключения по результатам этого теста можно воспользоваться рекомендациями Н. И. Гуткиной (Рабочая книга школьного психолога / Научн. ред. И. В. Дубровака. - М., 1991,- С. 89).
Для исследования диагностики готовности к школьному обучению на примере теста “Вербальное мышление” были взяты четверо детей в возрасте от 5-7 лет. Двое мальчиков и двое девочек.
Цель: определить уровень готовности младшего школьника к учебному процессу.
По итогам проведенного теста были получены следующие результаты:
Аня =16
Дима =25
Алеша =22
Оля =12
В соответствии с результатами можно сделать следующий вывод: более
50% детей достаточно адаптированы и готовы к учебному процессу, а 25% находятся на среднем уровне подготовки.
Практическая
часть
Мною было проведено исследование уровня адаптации учащихся 1-го класса Поповской средней школы с помощью методики рисунка на тему "Школа". Детям предлагалось нарисовать свою школу, используя цветные карандаши и фломастеры. В исследовании принимали участие 25 человек. В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных цветов и степень детальности изображения.
В результате исследования я выяснила, что 13 человек из класса имеют высокий уровень адаптации. Эти первоклассники положительно относятся к школе, у них сформирована готовность к школе и готовность к школьному обучению, они проявляют интерес к учебной работе, общительны со сверстниками, воспринимают предъявленные требования. В школу идут охотно.
Школа изображена детально, количество этажей, дверей, окон соответствует реальности. Использовано от 2 до 5 цветов. Рисунок расположен на средней линии листа. Наличие детей и учителей рядом со школой и в самой школе. Изображение ребенком самого себя, идущего в школу по дорожке или поднимающегося по лестнице. Наличие пейзажного изображения, соответствующего действительности.
Средний уровень адаптации имеют 6 человек. Они положительно относятся к школе, но недостаточно выражена учебная мотивация, готовность к обучению, к систематическому соблюдению порядка и выполнению требований взрослых. Школа изображена схематично. Использовано от 5 до 7 цветов.
Низкий уровень адаптации также у 6 человек из класса. Первоклассники отрицательно относятся к школе, настроение подавлено, испытывают страх перед учителями, не имеют друзей, в школу ходят неохотно.
Школа изображена на краю листа, ниже центра. Использовано 1-2 цвета. Размер маленький, наличие штор на окнах, отсутствие людей или заменяющих их животных. Это свидетельствует о том, что ребёнок чувствует себя тревожно, ощущает враждебность со стороны окружающих, индифферентен к школе, к учебной деятельности, к новым условиям жизни.
Результаты исследования
приведены в следующей
Таким образом, я выяснила, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей, но у некоторых неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма отмечаются лишь в начальном периоде (1-я учебная четверть), затем физиологические показатели улучшаются и повышается уровень работоспособности. Высокая работоспособность школьников данной группы сочетается с высокой учебной активностью, хорошей успеваемостью. Такие дети успешно справляются с основной своей задачей - учебной деятельностью - без ущерба для здоровья. Возможны и значительные индивидуальные колебания в сроках наступления адаптации: от 3 до 16 недель.
В то же время у части школьников на протяжении всего 1-го года обучения отсутствует четкая картина в изменениях показателей. Чаще всего отмечается разнонаправленность сдвигов, следовательно, адаптация у этих детей не приобрела достаточной силы и устойчивости и их лишь весьма условно можно причислить к адаптировавшимся за это время. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и физического развития. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям и учителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Значит, не давление, а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.
В исследовании
я достигла поставленной цели и выявила
психофизиологические аспекты адаптации
ребенка к школе. В результате исследования
я пришла к выводу, что гипотеза подтвердилась:
если педагогами будут учтены психофизиологические
особенности адаптации ребенка, то его
адаптация к школе пройдет эффективнее.
Заключение
Таким образом, к концу первого полугодия заканчивается интенсивная педагогическая и психологическая работа по оказанию поддержки и сопровождению первоклассников в период адаптации. Первые итоги могут быть подведены и по результатам методической работы педагогов. Многим детям к этому времени уже была оказана необходимая психолого-педагогическая помощь, активная работа с ними также завершена. При этом, конечно, обязательно остаются ученики, работе с которыми не видно конца, так как они нуждаются в постоянных активных сопровождающих действиях со стороны взрослых. Итоги работы в первом полугодии могут быть обсуждены на специальных семинарах, педсоветах, совещаниях с администрацией. Чем больше сделано в этот период, тем менее трудоемкой и объемной будет работа в следующем полугодии, связанная в основном с оказанием помощи детям, не приспособившимся к новой социальной ситуации.
Во втором
полугодии первого класса в рамках программы
психолого-педагогического сопровождения
разворачивается работа, направленная
прежде всего на выявление группы детей,
испытывающих различные трудности в обучении,
поведении или самочувствии в школьных
ситуациях, и оказание им необходимой
помощи. Кроме того, осуществляется серьезная
методическая работа педагогов по совершенствованию
процесса и содержания преподавания с
учетом результатов психолого-педагогической
диагностики. Таким образом, основные
задачи данного этапа работы - это определение
уровня школьной адаптации первоклассников
и создание психолого-педагогических
условий для решения проблем обучения,
поведения и психологического самочувствия
школьников, испытывающих трудности в
процессе школьной адаптации.
Литература
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж: НПО «Модек», 1997.
2.Бондаревский
В.Б. Воспитание интересов к
знаниям и потребности к
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учится. - М.: Академический Проект, 2004.
5. Всё о младшем школьнике: Книга для родителей / Под ред. Проф. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Веданта-Граф, 2004.
6. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989.
7. Дусавицкий А.К., Репнин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения.//Вопросы психологии, 1975, № 3.
8. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.:Политиздат, 1986
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: «Питер», 2000.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Курочкин Н.И.
Методы изучения личности
12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: «Педагогика», 1971.
13. Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок - взрослый: терапия отношений//Школьный психолог, 2004, № 27.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.
15. Матюхина М.В.
Мотивация учения младших
16. Морозова Н.Г.
Учителю о познавательном