Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налоговых источников, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика источников налогового права
Понятие источников налогового права………………………………..5
Особенности Законодательства РФ о налогах и сборах……………11
Глава 2. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
2.1 История развития кодификации источников на примере НК РФ…..15
2.2 Характеристика налогового кодекса РФ……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….30
Приложение

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 57.13 Кб (Скачать)

2. Ограниченные налоговые  соглашения. Они посвящены либо  отдельным налогам (например, соглашения  о налогах на наследства, о  налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных  видов деятельности (например, соглашения  об устранении двойного налогообложения  морских и воздушных перевозок  и т.п.).

Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены  СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей.

Особое место среди  источников налогового права занимают постановления высших судебных органов  РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ, а также международные  договоры по вопросам налогообложения [9, с.496].

В статье 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ» определяются полномочия Конституционного Суда РФ». Согласно данной норме, основными  полномочиями Конституционного Суда РФ являются:

- разрешение дел о соответствии  Конституции РФ других нормативных  актов РФ, субъектов РФ;

- разрешение споров о  компетенции между государственными  органами власти;

- рассмотрение дел по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод;

- толкование Конституции  РФ;

- другие полномочия, предусмотренные  ст. 3 [7, с.24];

 

Переходы к п/главам, чтобы работа носила целостный характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  законодательства РФ о налогах  и сборах

 

Одним из источников налогового права является законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Следуя нормам НК РФ, в  систему законодательства о налогах  и сборах входят:

    • НК РФ;
    • федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;
    • законы и иные нормативные правовые акты законодательных органов субъектов Федерации;
    • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;

Федеральные законы и федеральные конституционные законы. Например, налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются [17].

Региональное законодательство о налогах и сборах - это законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т. д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.

В статье 4 НК РФ перечислены  федеральные органы, которые имеют  право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Такими органами являются:

  • Правительство Российской Федерации; 
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов;
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • исполнительные органы местного самоуправления.

Указанные органы вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование  в сфере налогов и сборов и  в сфере таможенного дела только в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  и в пределах своей компетенции. При этом, издаваемые ими нормативно-правовые акты не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах, а только раскрывать или разъяснять их содержание [16].

В ст. 5 НК РФ установлен особый порядок принятия, вступления в силу и действия законодательства о налогах  и сборах во времени.

Акты законодательства о  налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Акты законодательства о  сборах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о  налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о  налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это [5, с.30].

Законодательство РФ о  налогах и сборах входит в понятие  источников налогового права и является его неотъемлемой частью. Особенность Законодательства состоит в том, что оно регулирует только лишь те налоги, которые взимаются в федеральный, региональный и местный бюджет. Такой вывод можно сделать исходя из определения системы налогов и сборов: система налогов и сборов – это часть налоговой системы, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. А налоговая система – это основанная на определенных принципах, закрепленная в особых источниках, система, урегулированная нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговый  кодекс как источник налогового права

2.1 История развития  кодификации источников на примере  НК РФ

 

История реформирования современного законодательства о налогах и сборах в России - это в значительной степени история его кодификации.

В настоящее время кодифицированные акты в системе российского законодательства занимают одно из основных мест. Они  выполняют роль фундамента законодательства, поскольку именно на основе их норм возникают законы и подзаконные  акты. Сущность кодификации состоит  в создании правотворческим путем  единого, логически цельного и внутренне  согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно "отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований".

Кодификация как специфический  вид правотворчества способствует повышению значения кодекса, который  является результатом систематизирующей  законодательной деятельности [13, с.29].

Являясь кодифицированным актом прямого действия, НК РФ занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившем вектор развития налогового законодательства на годы вперед [14, с.11].

 Нельзя переоценивать возможности кодификации. Еще в самом начале этого процесса многие авторы предостерегали от неоправданной "фетишизации" кодификационной работы. А.В. Брызгалин верно заметил, что Налоговый кодекс нельзя рассматривать как "панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России" [13, с.30].  Некоторые специалисты указывали на преждевременность налоговой кодификации, полагая, что для этого не созрели объективные предпосылки, и что более актуальна проблема качественного совершенствования налогового законодательства при помощи установления и внедрения юридических принципов налогообложения, решения проблемы собираемости налогов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков [4, с. 15].

На первоначальном этапе  становления налогового права России, начиная с 1991 г. и вплоть до принятия НК РФ, в общем массиве источников налогового права преобладало подзаконное нормотворчество. В.В. Гриценко с сожалением констатировал, что "из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего двадцать законов". Помимо многочисленных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ важнейшее регулирующее значение имели ведомственные инструкции Госналогслужбы РФ, разъясняющие и дополняющие слишком общие и лаконичные налоговые законы. Такая ситуация позволяла делать выводы о том, что "основное место в системе российского налогового законодательства занимают именно нормативные акты Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации". Кодификация не в последнюю очередь была предпринята с целью ограничения и постепенного вытеснения ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения [5, с. 17].

С 1 января 1999 года вступил в силу НК РФ - основополагающий для любого правового государства документ.

НК РФ - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

Законодательные основы действующей  налоговой системы были заложены в декабре 1991 г., когда был принят Закон об основах налоговой системы  в Российской Федерации. В том  же году были приняты законы по всем основным федеральным налогам: о  налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль предприятий, налоге на доходы банков и страховых организаций, налоге на имущество предприятий, подоходном налоге, акцизах, налоге на операции с  ценными бумагами и другие, введенные  с началом реформ 1 января 1992 г.

С тех пор в законодательство о налогах были внесены десятки  изменений и дополнений, даны сотни  разъяснений и уточнений, а Правительством предпринят ряд чрезвычайных мер  по улучшению ситуации со сбором налоговых  платежей. Налоговое законодательство того времени состояло из федеральных  и региональных законов, указов Президента, постановлений Правительства, писем  и инструкций Министерства финансов, Центрального Банка, Госналогслужбы, решений  и постановлений местных органов  власти и других документов, имеющих  силу закона (всего более 2500).

 На протяжении всех этих лет было очевидно, что налоговая дисциплина в стране падает год от года, соотношение налоговых поступлений и валового внутреннего продукта (ВВП) неуклонно снижается. Собираемость налогов в целом по России оценивалась по разным налогам в среднем в 60-80%, являясь одновременно и свидетельством, и результатом неэффективности государственных институтов в области налогового администрирования. Ситуация со сбором налоговых платежей указывала на явную невозможность налоговой системы выполнять свои основные функции - создания эффективных условий для экономической деятельности, с одной стороны, и инвестиций и сбора налогов, обеспечивающего снижение дефицита бюджета - с другой.

Отсутствие комплексного подхода  при формировании налоговой системы  РФ привело к обострению экономических  и социальных противоречий, бегству  капитала за рубеж, развитию теневой  экономики.

Необходимо было разработать комплексный  и системный документ, который  бы свел воедино требования изменения  налогового законодательства в условиях рыночной экономики.

 Первый вариант НК, работа над подготовкой которого началась в 1993 г., состоял из шести разделов и включал основные определения, федеральные, региональные и местные налоги, правила налогового администрирования и принципы налогового федерализма. Позднее существенным изменениям подверглась как форма, так и содержание Налогового кодекса. Общие разделы были объединены в одну общую часть, а разделы по разным уровням налоговой системы - в специальную. Такая структура соответствовала структуре вводимого в действие Гражданского кодекса РФ.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах как источник налогового права