Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налоговых источников, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика источников налогового права
Понятие источников налогового права………………………………..5
Особенности Законодательства РФ о налогах и сборах……………11
Глава 2. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
2.1 История развития кодификации источников на примере НК РФ…..15
2.2 Характеристика налогового кодекса РФ……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….30
Приложение
2. Ограниченные налоговые
соглашения. Они посвящены либо
отдельным налогам (например, соглашения
о налогах на наследства, о
налогах по социальному
Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей.
Особое место среди источников налогового права занимают постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ, а также международные договоры по вопросам налогообложения [9, с.496].
В статье 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» определяются полномочия Конституционного Суда РФ». Согласно данной норме, основными полномочиями Конституционного Суда РФ являются:
- разрешение дел о соответствии
Конституции РФ других
- разрешение споров о
компетенции между
- рассмотрение дел по
жалобам на нарушение
- толкование Конституции РФ;
- другие полномочия, предусмотренные ст. 3 [7, с.24];
Переходы к п/главам, чтобы работа носила целостный характер
1.2 Особенности законодательства РФ о налогах и сборах
Одним из источников налогового права является законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Следуя нормам НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:
Федеральные законы и федеральные конституционные законы. Например, налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются [17].
Региональное законодательство о налогах и сборах - это законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т. д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.
В статье 4 НК РФ перечислены федеральные органы, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Такими органами являются:
Указанные органы вправе осуществлять
нормативно-правовое регулирование
в сфере налогов и сборов и
в сфере таможенного дела только
в предусмотренных
В ст. 5 НК РФ установлен особый порядок принятия, вступления в силу и действия законодательства о налогах и сборах во времени.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о
налогах и сборах, отменяющие налоги
и (или) сборы, снижающие размеры
ставок налогов (сборов), устраняющие
обязанности
Законодательство РФ о налогах и сборах входит в понятие источников налогового права и является его неотъемлемой частью. Особенность Законодательства состоит в том, что оно регулирует только лишь те налоги, которые взимаются в федеральный, региональный и местный бюджет. Такой вывод можно сделать исходя из определения системы налогов и сборов: система налогов и сборов – это часть налоговой системы, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. А налоговая система – это основанная на определенных принципах, закрепленная в особых источниках, система, урегулированная нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Глава 2. Налоговый кодекс как источник налогового права
2.1 История развития
кодификации источников на
История реформирования современного законодательства о налогах и сборах в России - это в значительной степени история его кодификации.
В настоящее время
Кодификация как специфический
вид правотворчества
Являясь кодифицированным актом прямого действия, НК РФ занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившем вектор развития налогового законодательства на годы вперед [14, с.11].
Нельзя переоценивать возможности кодификации. Еще в самом начале этого процесса многие авторы предостерегали от неоправданной "фетишизации" кодификационной работы. А.В. Брызгалин верно заметил, что Налоговый кодекс нельзя рассматривать как "панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России" [13, с.30]. Некоторые специалисты указывали на преждевременность налоговой кодификации, полагая, что для этого не созрели объективные предпосылки, и что более актуальна проблема качественного совершенствования налогового законодательства при помощи установления и внедрения юридических принципов налогообложения, решения проблемы собираемости налогов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков [4, с. 15].
На первоначальном этапе становления налогового права России, начиная с 1991 г. и вплоть до принятия НК РФ, в общем массиве источников налогового права преобладало подзаконное нормотворчество. В.В. Гриценко с сожалением констатировал, что "из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего двадцать законов". Помимо многочисленных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ важнейшее регулирующее значение имели ведомственные инструкции Госналогслужбы РФ, разъясняющие и дополняющие слишком общие и лаконичные налоговые законы. Такая ситуация позволяла делать выводы о том, что "основное место в системе российского налогового законодательства занимают именно нормативные акты Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации". Кодификация не в последнюю очередь была предпринята с целью ограничения и постепенного вытеснения ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения [5, с. 17].
С 1 января 1999 года вступил в силу НК РФ - основополагающий для любого правового государства документ.
НК РФ - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.
Законодательные основы действующей налоговой системы были заложены в декабре 1991 г., когда был принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. В том же году были приняты законы по всем основным федеральным налогам: о налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль предприятий, налоге на доходы банков и страховых организаций, налоге на имущество предприятий, подоходном налоге, акцизах, налоге на операции с ценными бумагами и другие, введенные с началом реформ 1 января 1992 г.
С тех пор в законодательство
о налогах были внесены десятки
изменений и дополнений, даны сотни
разъяснений и уточнений, а Правительством
предпринят ряд чрезвычайных мер
по улучшению ситуации со сбором налоговых
платежей. Налоговое законодательство
того времени состояло из федеральных
и региональных законов, указов Президента,
постановлений Правительства, писем
и инструкций Министерства финансов,
Центрального Банка, Госналогслужбы, решений
и постановлений местных
На протяжении всех этих лет было очевидно, что налоговая дисциплина в стране падает год от года, соотношение налоговых поступлений и валового внутреннего продукта (ВВП) неуклонно снижается. Собираемость налогов в целом по России оценивалась по разным налогам в среднем в 60-80%, являясь одновременно и свидетельством, и результатом неэффективности государственных институтов в области налогового администрирования. Ситуация со сбором налоговых платежей указывала на явную невозможность налоговой системы выполнять свои основные функции - создания эффективных условий для экономической деятельности, с одной стороны, и инвестиций и сбора налогов, обеспечивающего снижение дефицита бюджета - с другой.
Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ привело к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Необходимо было разработать комплексный и системный документ, который бы свел воедино требования изменения налогового законодательства в условиях рыночной экономики.
Первый вариант НК, работа над подготовкой которого началась в 1993 г., состоял из шести разделов и включал основные определения, федеральные, региональные и местные налоги, правила налогового администрирования и принципы налогового федерализма. Позднее существенным изменениям подверглась как форма, так и содержание Налогового кодекса. Общие разделы были объединены в одну общую часть, а разделы по разным уровням налоговой системы - в специальную. Такая структура соответствовала структуре вводимого в действие Гражданского кодекса РФ.