Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
В нынешней экономической ситуации, когда в Беларуси сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным, чем ранее, но наблюдение за исполнением установленных законом норм всегда носило обязательный характер.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 4
2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ОБЩИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ. 7
3. СУЩНОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 10
3.1 КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ЭТАПЫ, ВИДЫ 10
3.2. Проведение камеральной проверки 14
4. ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА 19
4.1. СУЩНОСТЬ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ 19
4.2. Проведение выездной проверки 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «»
Кафедра государственного и уголовно-правовых дисциплин
.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 4
2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ОБЩИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ. 7
3. СУЩНОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 10
3.1 КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ЭТАПЫ, ВИДЫ 10
3.2. Проведение камеральной проверки 14
4. ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА 19
4.1. СУЩНОСТЬ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ 19
4.2. Проведение выездной проверки 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
ВВЕДЕНИЕ.
В нынешней экономической ситуации, когда в Беларуси сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным, чем ранее, но наблюдение за исполнением установленных законом норм всегда носило обязательный характер.
Ещё во времена царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, был создан специальный орган – Счетная Палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнения доходной части российского бюджета.
Сегодня компетенции, задачи и полномочия подобных органов стали шире, так закон «О налоговых органах Республики Беларусь» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично – валютный контроль.
Таким образом, целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
1 раскрытие понятия налоговых проверок;
2 рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок.
1. ПОНЯТИЕ НОЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 64 Налогового Кодекса РБ, первыми названы налоговые проверки.
В узком смысле под налоговыми проверками понимают лишь камеральные и выездные проверки, а также совместные проверки с участием органов внутренних дел.
В целом же существует немало доктринальных определений налоговых проверок.
Налоговая проверка – совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в бухгалтерской отчетности и других носителях информации.[1]
Налоговая проверка – составная часть финансовых проверок, в том числе проверок процедур государственной регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Налоговая проверка — процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Закон "О налоговых органах Республики Беларусь" подчеркивает, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов, а также частично - валютный контроль.
В целом же налоговые проверки - составная часть финансовых проверок, в т.ч. проверок процедур государственной регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов, подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Таким образом, налоговые органы обязаны осуществлять проверки соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового и иного законодательства.
Поэтому деятельность налоговых органов не ограничивается только налоговым контролем, а включает также проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции, контрольно-кассовой техники, наличного денежного обращения, регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, учета и присвоения идентификационных номеров налогоплательщикам. Рядом нормативных актов проверки в этих и некоторых других сферах возложены на налоговые органы. Все эти вопросы рассматриваются в данном пособии.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в т.ч. и отдельных аспектов налоговых взаимоотношений, кроме налоговых органов, имеет право проводить широкий круг как государственных, так и общественных органов и организаций: Министерство внутренних дел, служба судебных приставов, Министерство финансов, служба страхового надзора, служба финансово-бюджетного надзора, таможенная служба, Национальный банк РБ, коммерческие банки, Счетная палата, общественные организации, трудовые коллективы и т.д.[2]
Налоговые проверки - важнейшая и неотъемлемая часть практической деятельности налоговых органов страны. В ст. 62 Налогового кодекса поясняется, что этот контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством камеральных и выездных налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством. В жизни же под налоговыми проверками понимается любое официальное посещение сотрудниками налоговых органов территории налогоплательщика, получение запросов, требований и других документов от налоговых органов.
2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ОБЩИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Виды налоговых проверок указаны на схеме 1.
Схема 1.
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
I. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки:
1. камеральные
2. выездные
Камеральная проверка – проверка, проводимая в помещении налогового органа.
Выездная налоговая проверка – проверка, проводимая на территории налогоплательщика.
II. По способу организации:
1. плановые проверки
2. внезапные проверки
Внезапная налоговая проверка, есть разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки0
III. По объему проверяемых документов:
1. сплошные
2. выборочные
При сплошных проверках, проверяются все документы за ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или при уничтожении первичных документов)
Выборочная проверка – когда проверяется часть документов. Может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации.
IV. По характеру проверяемого материала:
1. документальные
2. фактические
При документальных проверках проверяются документы.
Фактические проверки предполагают проверку не только документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица.
V. По объему проверяемых вопросов:
1. тематические
2. комплексные
Тематические проверки предполагают проверку документов по определенному кругу вопросов.
Комплексные – охватывают все направления деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере.
Общими правилами проведения налоговых проверок являются следующие:
1. налоговые органы несут ответственность за проведение у налогоплательщика документальных проверок не реже одного раза в два года;
2. налоговой проверкой должна быть охвачена вся налоговая база по проверяемому периоду;
3. налоговая проверка обособленных подразделений организаций может быть проведена независимо от проведения проверки самого налогоплательщика;
4. налоговые проверки могут проводиться в любых организациях независимо от формы собственности, подчиненности и организационно-правовой форме.
Основными правилами проведения налоговых проверок являются:
1. налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;
2. запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Из этого правила есть два исключения:
a) когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика
b) когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.
3. СУЩНОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ.
3.1 КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ЭТАПЫ, ВИДЫ
После введения в силу НК РБ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме.
В Налоговом Кодексе РБ под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Конструкция статьи 70 НК РБ "Камеральная проверка" позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста. [3]
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.