Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 16:43, дипломная работа
Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.
Таким образом, среди преимуществ упрощенной системы налогообложения (УСН), действовавшей в то время, можно отметить:
Что касается минусов УСН, то они оказались куда более значительными. Вот их перечень:
Вследствие вышеперечисленных недостатков 13 апреля 2002 года Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы проект Федерального закона, предусматривающий дополнение части второй Налогового кодекса РФ главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Закон был принят 24 июля 2002 года и субъекты малого предпринимательства смогли воспользоваться новой упрощенной системой налогообложения с 1 января 2003 года.
Таким образом, подводя итоги главы можно сделать вывод о том, что упрощенная система налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской России также происходит становление и развитие системы упрощенного налогообложения.
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Упрощенная система
налогообложения в РФ на
Положения главы 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения», нормы которой вступили в силу с 1 января 2003 года и в значительной мере снижают ограничения по переходу отдельных хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
До 1 января 2006 года вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, были вправе подать заявление о переходе на УСН только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (пункт 2 статьи 346.13 НК РФ). В этом случае организации и индивидуальные предприниматели были вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Это правило НК РФ налоговые органы всегда трактовали следующим образом. Если заявление о переходе на упрощенную систему подано после заявления о постановке на налоговый учет, то в текущем году упрощенную систему применять уже нельзя, опоздавшим налогоплательщикам придется дожидаться следующего года.
Такой подход Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 5 августа 2004 года по делу №А36-98/10-04 признал незаконным. По мнению суда, в НК РФ не прописана обязанность вновь созданной организации подавать заявление о переходе на УСН именно с заявлением о постановке на налоговый учет. Этот вывод суд сделал из буквального прочтения пункта 2 статьи 346.13 НК РФ. По мнению суда, подача заявления о переходе на УСН одновременно с документами, необходимыми для постановки на налоговый учет, - это право, а не обязанность организации. Поэтому налогоплательщик может своим правом и не воспользоваться и подать заявление позже. Причем это не лишает новую организацию права на применение УСН уже в текущем году. В решении прямо указано, что факт подачи заявления о применении упрощенной системы позже документов о регистрации не является «безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования плательщика в переводе его на специальный режим налогообложения».
Объектом налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:
а) доходы (налоговая ставка – 6%);
б) доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка – 15%).
При этом право выбора объекта налогообложения кодекс оставляет за налогоплательщиком.
Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
Согласно п. 2 ПБУ 9/99 под доходами понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и(или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 впервые в истории российского учета доходы и расходы разделены на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие. Прочие доходы и расходы в международной практике могут также называться нейтральными, т.е. не связанными с основным бизнесом организации – с продажами продукции (работ, услуг).
Для отделения доходов от обычных видов деятельности от внереализационных доходов Н.Г. Волков рекомендует использовать формулировки МСФО № 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике»1. В соответствии с этим стандартом под обычной деятельностью понимается любая деятельность организации, являющаяся составной частью ее бизнеса (т.е. деятельность, направленная на получение дохода), а также связанная с ней деятельность, которой компания занимается в ее продолжение, которая имеет к ней отношение или возникает из нее.
В качестве другой удачной, на наш взгляд, рекомендации отметим комментарии А.А.Никонова, согласно которым «операции признаются предметом деятельности организации в том случае, когда они независимо от других операций могут быть квалифицированы как предпринимательская деятельность. Иными словами, если операции осуществляются систематически и направлены на извлечение прибыли, то эти операции следует признать предметом деятельности организации (п.1 ст.2 ГК РФ)».
Принципиальными здесь являются два момента:
а) быть составной частью бизнеса, быть связанным с другой деятельностью – пример приведен ранее (для аудиторско-консалтингового бизнеса);
б) быть деятельностью, т.е. сознательно направляться на получение дохода
При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Доходы при применении УСН определяются по кассовому методу. Датой получения дохода при кассовом методе признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При оплате товаров (работ, услуг) с использованием кредитных карт датой получения дохода следует считать дату поступления на расчетный счет организации средств, списанных со счетов физических лиц, производивших расчеты с использованием кредитных карт. Расходы налогоплательщиков также учитываются по кассовому методу.
Вопрос о необходимости включения авансов в налоговую базу по УСН обсуждается давно.
ИФНС России считает, что предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организаций, применяющих УСН, включается в состав доходов в отчетном (налоговом) периоде их получения (письма МНС России от 11.06.03 N СА-6-22/657). Этот вывод делается исходя из содержания статей 346.15, 249, 250, п. 2 ст. 273 НК РФ.
Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 28.04.03 N 04-02-05/3/39.
В случае возврата в следующем отчетном (налоговом) периоде авансов покупателям в связи с расторжением договора поставки доходы организации-поставщика должны быть уменьшены на суммы возвращенных покупателям авансов на дату списания денежных средств с расчетного счета организации-поставщика. Эту операцию следует отразить в Книге учета доходов и расходов и налоговой декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором был осуществлен возврат.
Отметим, что данная позиция не бесспорна. В статье 249 НК РФ речь идет о доходах за реализованные товары. При этом подразумевается, что полученные авансы организации должны включать в состав доходов только после полного исполнения своих обязательств по договору (реализации товаров, работ, услуг).