Сущность налоговой системы. Налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

В начале 90-х годов в России была проведена налогово-бюджетная реформа, в ходе которой принципиально изменились место и роль налогов в экономике России. Были сделаны определенные шаги в направлении создания налоговой системы, адекватной рыночной экономике. Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом были заложены Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991г.). В 1998г. был принят Налоговый кодекс Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 35.19 Кб (Скачать)
  1. Сущность налоговой системы. Налоги и их виды.

 

В начале 90-х годов в  России была проведена налогово-бюджетная  реформа, в ходе которой принципиально  изменились место и роль налогов  в экономике России. Были сделаны  определенные шаги в направлении  создания налоговой системы, адекватной рыночной экономике. Основы взаимоотношений  юридических и физических лиц  с государственным бюджетом были заложены Законом Российской Федерации  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» (1991г.). В 1998г. был принят Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговая система России включает:

- федеральные налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.);

- региональные налоги, которые могут вводиться законами субъектов Федерации (республик, краев, областей и др.) на своей территории (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж и др.). Основные принципы их формирования определяет Налоговый кодекс;

- местные налоги – устанавливаемые и взимаемые местными органами власти (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и др.).

Принципиальные изменения  в системе налогообложения произошли  с введением в 1998г. Налогового кодекса, предусматривающего ряд изменений, направленных на совершенствование  налогообложения в России (сокращение числа налогов, упрощение налогового законодательства, упорядочение системы  налоговых льгот и др.).

С 2000г. в России проводится налоговая реформа, предусматривающая  расширение налогооблагаемой базы за счет снижения налогового бремени (за счет снижения ставок подоходного налога с физических лиц, НДС и др.), изменение  системы налогообложения недропользования, улучшение собираемости налогов, налогового администрирования и др.

Налоговая система любой  страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т. п.);

- косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины) и местные (земельный налог, поимущественный налог) налоги. 

По целям использования  налоги делятся на общие (финансирование расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов) и специальные  (целевое назначение).

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность – охват  налогами всех экономических  субъектов, получающих доходы;

- стабильность – устойчивость  видов налогов и налоговых  ставок во времени;

- равнонапряженность – взимание одинаковых налогов по одинаковым для соответствующих налогоплательщиков ставкам;

- обязательность – принудительность  налога, неизбежность его выплаты;

- самостоятельность субъекта  в исчислении и уплате налога;

- социальная справедливость  – установление налоговых ставок  и налоговых льгот, ставящих  всех в примерно равные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции налогов. Принципы налогообложения.

 

Для выполнения своих функций  государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для  содержания государства, называется государственными финансами. Основным источником государственных  финансов являются налоги.

Налог – это часть денежных доходов юридических и физических лиц, присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств.

Налоги многофункциональны:

- они выполняют фискальную функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов;

- они выполняют регулирующую функцию, оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране;

- через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства, занятость и на распределение ресурсов;

- они выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки занятости, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Назначение и роль налогов  в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые  были сформулированы еще А. Смитом, и остались актуальными сегодня:

 

  1.        Справедливость и равенство налогообложения;

Теория налогообложения  исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении должны платить одинаковый налог. Вторая предполагает, что находящиеся в неравном положении должны платить разные налоги.

Принцип равенства на основе платежеспособности реализуется путем  установления зависимости между  величиной дохода и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а  те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания  налогов:

- у источника дохода  – изъятие части дохода в  момент его получения;

- в момент расходования  дохода.

  1. Эффективность налогообложения;

Касается потерь, которые  порождают налоги. Налоги могут оказывать  негативное воздействие на стимулы  к труду и занятость, экономический  рост и инвестирование, приводить  к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению  ресурсов. Налоги «вбивают клин» между  ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения  в распределении ресурсов и порождает  потери общества в целом.

 

  1. Простота и доступность для исчисления.

Налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов слишком  дорогим. Точное соблюдение теоретических  принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные  налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая  политика строится в соответствии с  социально-экономической сущностью  государства, состоянием экономики, взглядами  правящей партии и т. п. Практически  принципы налогообложения реализуются  путем формирования соответствующих  правил взимания налогов, которые находят  отражение в налоговой системе  страны.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению.

Источник налога - доход, из которого выплачивается налог.

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю (доля налога в доходе) и предельную (прирост налога по отношению к приросту дохода) налоговую ставку.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим  на практике функции налогов и  принципы налогообложения. В зависимости  от того, как меняется налоговая  ставка, различают:

- пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению (доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода);

- прогрессивное налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода (доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает);

- регрессивное налогообложение, при котором ставка налога уменьшается (доля налога в доходе по мере роста дохода падает).

Важным элементом налоговой  политики являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Также, налоговое законодательство предусматривает различного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушение в сфере налогообложения.

 

 

 

  1. Дискреционная и недискреционная (автоматическая)

налогово-бюджетная политика. Кривая Лаффера.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов.

Соответственно, в период подъема целенаправленно создается  бюджетный излишек. Дискреционная  политика правительства связана  со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Кривая Лаффера  - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются  стимулы к предпринимательской  инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода  от налогообложения и стремящихся  концентрировать финансовые ресурсы  в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции  Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Информация о работе Сущность налоговой системы. Налоги и их виды