Сущность и принципы налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:24, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы раскрыть определить сущность и принципы налогового права и раскрыть содержание элементов подоходного налога с физических лиц.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность и принципы налогового права……………………………...3
Глава 2. Элементы подоходного налога с физических лиц…………………….8
Задача……………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 42.79 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Сущность и принципы налогового права……………………………...3

Глава 2. Элементы подоходного налога с  физических лиц…………………….8

Задача……………………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  использованной литературы…………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Подоходный  налог с физических лиц по сумме  поступлений в бюджет занимает 3 место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения.

Главным документом, регулирующим взимание подоходного  налога, является Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями).

      Плательщиками подоходного налога являются:

1.      Физические лица, имеющие постоянное  местожительство в России

(резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей

сложности не менее 183 дней в календарном году.

2.      Физические лица, не имеющие постоянного  местожительства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае дохода на территории России.

3.      Иностранные личные компании, доходы  которых  рассматриваются как

доходы  их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая  хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

      Цель  контрольной работы раскрыть определить сущность и принципы налогового права  и раскрыть содержание элементов подоходного налога с физических лиц. 
 
 
 

Глава 1. Сущность и принципы налогового права

Сущность  налогов

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено  экономически выраженное существование  государства»,- справедливо подчеркивал  К. Маркс. В эпоху становления  и развития капиталистических отношений  значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья, и сбыта готовой  продукции, казне нужны были дополнительные средства.

     Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного платежа  и составляет сущность налога. Платежи  осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта. Работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

     Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.

     Чрезвычайно важны принципы налогообложения. А. Смит в своем классическом сочинении  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определенность и удобность.

     Подданные государства, отмечал его российский последователь Н. И. 
Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соизмеримо своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика».

     Со  временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности  и подвижности налогов (налог  может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами  и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта  налогообложения, однократности обложения.

   В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм даннойотрасли права и главные направления государственной политики вобласти правового регулирования соответствующих общественныхотношений.  
          Принципы налогового права представляют собой систему координат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для налогового права в целом в условиях продолжающейся налоговой реформы. В условиях, когда еще окончательно не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы РФ, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны, принципы налогового права становятся ценностными ориентирами, вектором развития такого сложного социально-экономического феномена как налоговая система. Принципы налогового права - это основополагающие и руководящиеидеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права. 
          В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом.                Принципы налогового права включают в себя и общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но не все экономические принципы реализованы в законодательстве. Например, в настоящее время не нашли своего закрепления в НК РФ принцип
экономической налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий, содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как отмечается экономистами, сегодня названному принципу не отвечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на наследование или дарение. 
          Принципы налогового права делятся на два вида:  
социально-правовые (как правило, имеют общеправовое значение); 
специально-правовые принципы. К социально-правовым принципам относят присущие и другим отраслям права принципы: законности, гуманизма, демократизма, равенства. Специально-правовые принципы (в литературе их именуют так 
же отраслевыми принципами) определяют специфику налогового права

            К основным (базовым) принципам налогового права относят:  
• принцип законности налогообложения;  принцип всеобщности и равенства налогообложения; принцип справедливости налогообложения; принцип взимания налогов в публичных целях;  принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;  
принцип экономического основания налогов (сборов);  принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий инеясностей актов законодательства о налогах и сборах; принцип определенности налоговой обязанности; принцип единства экономического пространства РФ и   единства налоговой политики;  принцип единства системы налогов и сборов.

     Основные принципы налогового права изложены в статье 3НК РФ:

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.
  3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространства РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах в соответствии с НК РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а так же иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренное НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определены в НК РФ.
  6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
         

 Глава 2 Элементы подоходного налога с физических лиц

Элементы  подоходного налога

     Подоходный  налог имеет статус федерального налога. Он действует и взимается  на всей территории России на основании  Закона «О подоходном налоге с физических лиц».

     Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане государств, входивших в состав бывшего СССР, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К гражданам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительства в Российской 
Федерации, относятся граждане, находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

     Объектом  налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году, как на территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации в денежной (в рублях или иностранной валюте) и натуральной форме.

     Доходы  в иностранной валюте для целей  налогообложения пересчитываются  в рубли по курсу Центробанка  России, действовавшему на дату получения  дохода. Доходы, полученные в натуральной  форме, учитываются в составе  совокупного годового дохода по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

     В состав совокупного дохода физических лиц включаются заработная плата, премии, другие вознаграждения, а также стоимость  материальных и социальных благ, предоставляемых  предприятием (например, суммы единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию, оплата коммунально- бытовых услуг, оплата проезда к месту работы и обратно, оплата питания сотрудников), их полный перечень приведен в Законе.

     Облагаемый  налогом совокупный налог уменьшается на сумму удержанную в 
Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того в совокупный годовой доход граждан не включаются: 
. пособия выплачиваемые при рождении ребенка; 
. пособия инвалидам с детства; 
. пособия многодетным и одиноким матерям; 
. выходные пособия выплачиваемые при увольнении; 
. компенсационные выплаты работникам. 
(полный перечень приведен в законе)

     Также для ослабления тяжести подоходного  налога и оказания поддержки некоторым  менее защищенным социальным слоям  населения в законе предусматривается  освобождение от налогообложения отдельных  видов доходов этих граждан, к  ним относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды войн. Они имеют право на вычет 5-кратного размера минимальной оплаты труда из совокупного дохода.

     Проблемы  современной системы подоходного  налогообложения физических лиц  в РФ. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России: 
1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. 
2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы. 
3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. 
4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений. 
Для того чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики: 
Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан. 
Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов). 
Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты. 
Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому, даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения. 
Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета. 
Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев. 
Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения. 
Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации. В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам. 
Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога. 
Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот. 
         Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.

Информация о работе Сущность и принципы налогового права