Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:24, контрольная работа
Цель контрольной работы раскрыть определить сущность и принципы налогового права и раскрыть содержание элементов подоходного налога с физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность и принципы налогового права……………………………...3
Глава 2. Элементы подоходного налога с физических лиц…………………….8
Задача……………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и принципы налогового права……………………………...3
Глава 2. Элементы подоходного налога с физических лиц…………………….8
Задача………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает 3 место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения.
Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями).
Плательщиками подоходного налога являются:
1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России
(резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей
сложности не менее 183 дней в календарном году.
2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае дохода на территории России.
3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как
доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.
Цель
контрольной работы раскрыть определить
сущность и принципы налогового права
и раскрыть содержание элементов подоходного
налога с физических лиц.
Глава 1. Сущность и принципы налогового права
Сущность налогов
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»,- справедливо подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа и составляет сущность налога. Платежи осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта. Работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Чрезвычайно важны принципы налогообложения. А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность.
Подданные
государства, отмечал его российский
последователь Н. И.
Тургенев, должны давать «средства к достижению
цели общества или государства» каждый
по возможности и соизмеримо своему доходу
по заранее установленным правилам (сроки
платежа, способ взимания), удобным для
плательщика».
Со
временем этот перечень был дополнен
принципами обеспечения достаточности
и подвижности налогов (налог
может быть увеличен или сокращен
в соответствии с объективными нуждами
и возможностями государства), выбора
надлежащего источника и
В юридической науке под
Принципы
налогового права представляют собой
систему координат, в рамках которой оно
развивается, и, одновременно, вектор,
определяющий направление развития данной
отрасли, что особенно актуально для налогового
права в целом в условиях продолжающейся
налоговой реформы. В условиях, когда еще
окончательно не выработана общепринятая
концепция построения и развития налоговой
системы РФ, не определены на государственном
уровне ориентиры налоговой политики
страны, принципы налогового права становятся
ценностными ориентирами, вектором развития
такого сложного социально-экономического
феномена как налоговая система. Принципы налогового права -
это основополагающие и
В соответствии
с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ
общие принципы налогообложения и сборов
должны быть установлены федеральным
законом.
Принципы налогового права вклю
Принципы налогового права
социально-правовые (как правило, имеют
общеправовое значение);
специально-правовые принципы. К социально-
же отраслевыми принципами) определяют
специфику налогового права.
К основным (базовым)
• принцип законности
принцип экономического
Основные принципы налогового права изложены в статье 3НК РФ:
Глава 2 Элементы подоходного налога с физических лиц
Элементы подоходного налога
Подоходный налог имеет статус федерального налога. Он действует и взимается на всей территории России на основании Закона «О подоходном налоге с физических лиц».
Плательщиками
подоходного налога являются физические
лица (граждане Российской Федерации,
граждане государств, входивших в состав
бывшего СССР, граждане других государств
и лица без гражданства), как имеющие так
и не имеющие постоянного местожительства
в Российской Федерации. К гражданам, которые
рассматриваются как имеющие постоянное
местожительства в Российской
Федерации, относятся граждане, находящиеся
в Российской Федерации в общей сложности
не менее 183 дней в календарном году.
Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году, как на территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации в денежной (в рублях или иностранной валюте) и натуральной форме.
Доходы
в иностранной валюте для целей
налогообложения
В состав совокупного дохода физических лиц включаются заработная плата, премии, другие вознаграждения, а также стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятием (например, суммы единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию, оплата коммунально- бытовых услуг, оплата проезда к месту работы и обратно, оплата питания сотрудников), их полный перечень приведен в Законе.
Облагаемый
налогом совокупный налог уменьшается
на сумму удержанную в
Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Кроме того в совокупный годовой доход
граждан не включаются:
. пособия выплачиваемые при рождении
ребенка;
. пособия инвалидам с детства;
. пособия многодетным и одиноким матерям;
. выходные пособия выплачиваемые при
увольнении;
. компенсационные выплаты работникам.
(полный перечень приведен в законе)
Также для ослабления тяжести подоходного налога и оказания поддержки некоторым менее защищенным социальным слоям населения в законе предусматривается освобождение от налогообложения отдельных видов доходов этих граждан, к ним относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды войн. Они имеют право на вычет 5-кратного размера минимальной оплаты труда из совокупного дохода.
Проблемы
современной системы
1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.
2. Нестабильность, сложность, запутанность
и неоднозначность нормативной базы и
процедур налогообложения, приводящие
к большим затратам на содержание налоговой
системы.
3. Однобоко фискальная направленность
налогообложения, недостаточное его использование
в целях стимулирования инвестиционной,
инновационной и предпринимательской
деятельности.
4. Значительные возможности уклонения
от уплаты налогов, стимулирующие развитие
теневой экономики, коррупции и организованной
преступности и, разумеется, приводящие
к недобору поступлений.
Для того чтобы по возможности устранить
эти недостатки надо придерживаться принципов
рациональной налоговой политики:
Простота. Установление налога и его сбор
не должны сопровождаться созданием гигантских
бюрократических машин, применением неисчислимых
форм отчетности, непосильной работой
бухгалтерских служб предприятия и усердным
"бумагомаранием" граждан.
Фискальная эффективность. Расходы государства
и налогоплательщиков, связанные с взиманием
налогов должны быть многократно меньше
сумм налоговых поступлений, в противном
случае на финансирование основных расходов
государства мало что останется. Хотя
проблема усовершенствования и минимизации
расходов по сбору налогов не является
наиглавнейшей, о ней нельзя забывать,
так как совершенствуя эту стадию обращения
налоговых средств, повышая е эффективность,
можно усовершенствовать в целом весь
процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо
максимизировать общую массу доходов
от налогов, а не ставки последних. Это
требование совершенно справедливо, так
как достижение максимальной эффективности
достигается в большинстве случаев путем
качественного скачка (совершенствование
процесса сбора налогов, устранение возможности
к неуплате), а не количественного увеличения
(в данном случае ставок налогов).
Блокирование тенденции к уклонению от
уплаты налогов. При введении того или
иного налога и установлении процедур
его взимания необходимо обеспечить невозможность
уклонения от его уплаты.
Универсальность. Ставки налогообложения
и нормативы распределения доходов между
бюджетами разного уровня должны быть
максимально унифицированы, подходить
для различных категорий налогоплательщиков.
В последнее время одной из актуальнейших
проблем налогообложения выявляется наряду
с проблемой сбора налогов, проблемы распределения
налоговых сборов в особенности между
бюджетами различных уровней по вертикали.
Здесь можно выделить тяжелейшую проблему
задержек платежей, зарплат вследствие
намеренных задержек при переводе средств,
поэтому, даже имея более менее приемлемую
тактику сбора налогов, мы сталкиваемся
с проблемой распределения.
Защищенность доходов не только бюджета,
но и налогоплательщиков от инфляции.
Действующая система налогообложения
учитывает фактор инфляции только в интересах
бюджета.
Очевидно, что действующая система налогообложения
в России не отвечает ни одному из перечисленных
критериев.
Существует множество точек зрения на
проблему, как усовершенствовать систему
налогообложения населения.
Возможно, имеет смысл установить шкалу
налогообложения физических лиц в зависимости
не от абсолютных сумм полученных доходов,
а от величин, кратных минимальной месячной
оплате труда, действующей в Российской
Федерации. В условиях повышения предельной
ставки подоходного налога особую остроту
приобретают проблемы перекрытия каналов
ухода высокообеспеченной части населения
от уплаты этого налога. Один из наиболее
эффективных путей для достижения этого
заключается в следующем: необходимо кроме
учета доходов установить действенный
контроль за соответствием крупных расходов,
на потребление фактически получаемым
физическими лицами доходам.
Речь идет о том, чтобы законодательно
обязать лиц, приобретающих или имеющих
в собственности имущество особо крупной
стоимости, допустим, не менее 1000-кратного
размера минимальной месячной оплаты
труда, представлять налоговому органу
декларацию с указанием всех источников
и размеров доходов, обеспечивающих приобретение
имущества и фактической уплаты с этих
доходов подоходного налога.
Главное здесь - сделать налогообложение
физических лиц более социально справедливым.
В этих целях также следовало бы рассмотреть
вопрос о значительном сокращении количества
и уровня многочисленных подоходных налоговых
льгот.
Думается, что
пришло время в принципе изменить систему
поддержки отдельных слоев населения,
и делать это не через налоговые льготы,
а через пенсии и пособия. Перед налогами
должны быть равны все - и пенсионер, и
предприниматель, и Президент.