| 
  Министерство образования и науки РФ
  Федеральное государственное бюджетное 
  образовательное учреждение высшего профессионального образования | 
«Московский государственный университет 
  технологий и управления им. К.Г. Разумовского»
  Филиал в г. Смоленске  | 
214011, Россия, г. Смоленск, ул. 
  Губенко, д.26, Тел.: (4812) 41-01-08, 44-46-94 
  E-mail: smolmgutu@yandex.ru  | 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
 
по дисциплине: 
Налоговое право
 
Вариант 
№3. Субъекты налогового права
 
 
Работу выполнил студент:
Терехов Дмитрий 
Игоревич 
Курс   
3    
Направление Юриспруденция
Допуск к защите________________
 Оценка 
работы       _ 
 
                                                                       Преподаватель:     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г.Смоленск
2015 г.                        
 
 
Содержание:
1. Понятие и классификация субъектов 
налогового права……………………………………..3
2. Налогоплательщики и плательщики 
сборов. Их основные права и обязанности………….8
3. Правовая база деятельности  
и организация деятельности налоговых 
органов…………..11
4. Ответственность налоговых 
органов и их должностных лиц……………………………...15
5. Список литературы……………………………………………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие и классификация субъектов 
налогового права.     Общественные отношения, преимущественно 
образующие предмет налогового права, 
складываются относительно перехода права 
собственности на денежные средства. Большинство 
названных отношений направлены на достижение 
баланса частных и публичных интересов, 
поэтому и понятие субъекта налогового 
права - носителя интереса - является ключевым.           Точное 
определение субъекта налогового права 
имеет и практическое значение, поскольку 
позволяет выявить круг лиц, вступающих 
в налоговые отношения и действия которых 
влекут юридически значимые последствия. 
Наличие критериев, позволяющих относить 
какое-либо физическое или юридическое 
лицо к субъектам налогового права, даст 
возможность установить, какие лица и 
их действия подпадают под юрисдикцию 
законодательства о налогах и сборах. 
Только субъекты налогового права могут 
иметь права и нести обязанности, предусмотренные 
ПК и принятыми в соответствии с ним нормативными 
правовыми актами.        Государство, регулируя 
с помощью норм права отношения, складывающиеся 
в сфере налогообложения, определяет круг 
субъектов налогового права. Законодательство 
о налогах и сборах не содержит исчерпывающего 
перечня лиц, вступающих в налоговые отношения, 
однако субъектов налогового права возможно 
классифицировать по следующим основаниям.
1. По способу нормативной 
определенности:
а) зафиксированные 
налоговым законодательством в качестве 
субъектов налоговых отношений;
б) не зафиксированные 
налоговым законодательством в качестве 
субъектов налоговых отношений.
2. По характеру фискального 
интереса:
а) частные субъекты;
б) публичные субъекты.
3. По степени имущественной 
заинтересованности в возникновении налоговых 
отношений:
а) имеющие непосредственный 
собственный имущественный интерес в 
налоговых отношениях;
б) не имеющие непосредственного 
собственного имущественного интереса 
в налоговых отношениях.            Налоговый кодекс 
фиксирует понятие "участники отношений, 
регулируемых законодательством о налогах 
и сборах" (ст. 9), к числу которых относятся:
  - налогоплательщики и плательщики сборов организации 
  и физические лица;
 
  - налоговые агенты - организации 
  и физические лица;
 
  - налоговые органы - ФНС России, 
  подведомственная Минфину России, и ее 
  территориальные подразделения;
 
  - таможенные органы - ФТС России 
  и се территориальные подразделения;
 
Правовой статус 
участников налоговых отношений, перечисленных 
в ст. 9 НК, регулируется всей совокупностью 
нормативных правовых актов о налогах 
и сборах, включая региональное налоговое 
законодательство и правовые акты органов 
местного самоуправления.          Налоговый кодекс 
наделяет статусом участников налоговых 
отношений только две категории субъектов: 
налогоплательщиков и плательщиков сборов (частные субъекты); государство 
в лице органов, представляющих и реализующих 
его имущественные интересы (публичные субъекты). Названные 
виды субъектов представляют разные стороны 
налоговых правоотношений, имеющих противоположные 
фискальные интересы.          Вместе с тем наличие 
непосредственного имущественного интереса 
относительно вступления в налоговые 
отношения позволяет объединить частных 
и публичных субъектов в одну группу - субъекты, имеющие непосредственный 
собственный имущественный интерес в 
налоговых отношениях. Названная 
группа субъектов обладает атрибутивным 
(обязательным) характером, поскольку 
их наличие является обязательным условием 
возникновения налоговых правоотношений.      Определенный 
ст. 9 НК круг участников отношений, регулируемых 
законодательством о налогах и сборах, 
не охватывает всех потенциальных и реальных 
субъектов налогового права. Фактически 
налоговые отношения затрагивают большее 
количество субъектов, поскольку установление, 
введение и взимание налогов в доход государства 
(муниципального образования), осуществление 
налогового контроля и привлечение к ответственности 
за совершение налогового правонарушения 
требует также привлечения иных физических 
и юридических лиц, органов власти и местного 
самоуправления, которые прямо не обозначены 
в качестве участников налоговых отношений, 
но наделены налоговым законодательством 
соответствующими правами и обязанностями 
и в определенных случаях несут налоговую 
ответственность.   К числу подобных субъектов 
относятся эксперты, свидетели, специалисты, 
понятые и переводчики, принимающие участие 
в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95-98 
НК). Налоговые отношения, складывающиеся 
по поводу учета налогоплательщиков, требуют 
присутствия регистрационных органов, 
выполняющих определенные функции (ст. 
85, 86 НК). Отношения, возникающие относительно 
расчетных операций по перечислению налогов 
и сборов, реализуются посредством участия 
банков (ст. 60 НК). Налогоплательщик имеет 
право вступать в налоговые отношения 
через законного или уполномоченного 
представителя (ст. 27, 29 НК). Правовой статус 
названных субъектов имеет две особенности: 
во-первых, факультативный (вспомогательный) 
характер, поскольку они помогают реализовывать 
налогоплательщикам или государству фискальные 
права или выполнять обязанности; во-вторых, 
отсутствие собственного имущественного 
интереса в налоговых отношениях.      Следовательно, 
к субъектам налогового права относятся 
физические лица и организации, прямо 
не обозначенные в ст. 9 НК, но являющиеся 
таковыми в силу наличия прав и обязанностей 
в налоговых отношениях. Данную группу 
составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного 
интереса в налоговых отношениях.   Субъекты 
налогового права имеют определенные 
права и несут обязанности, выполнение 
и соблюдение которых гарантирует нормальное 
функционирование отношений, складывающихся 
между государством, налогоплательщиками 
и иными лицами по поводу установления, 
введения и взимания налогов в доход государства 
(муниципального образования), осуществления 
налогового контроля и привлечения к ответственности 
за совершение налогового правонарушения.    Необходимо 
различать понятия "субъект налогового 
права" и "субъект (участник) налогового 
правоотношения".Субъектом налогового права является 
лицо, наделенное правосубъектностью, 
т.е. признаваемой налоговым законодательством 
способностью быть участником конкретных 
налоговых правоотношений. Понятие "налоговая 
правосубъектность" включает в себя 
понятия "налоговая правоспособность" 
и "налоговая дееспособность".Налоговая правоспособность - это 
способность иметь налоговые права и обязанности, 
предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность - способность 
субъекта самостоятельно либо через представителей 
приобретать, осуществлять, изменять и 
прекращать налоговые права и обязанности, 
а также отвечать за их неисполнение и 
неправомерную реализацию.        Налоговая правосубъектность, 
таким образом, выступает своеобразным 
правовым средством включения субъектов 
налоговых отношений в сферу правового 
регулирования законодательства о налогах 
и сборах.       Субъектом налогового правоотношения является 
индивидуально определенный реальный 
участник конкретного правоотношения.      Вступая 
в конкретные налоговые правоотношения, 
субъект налогового права приобретает 
новые свойства, становясь субъектом (участником) 
финансового правоотношения, но не теряет 
при этом качеств, которыми он обладал 
до вступления в них. Следовательно, понятие 
"субъект налогового права" по своему 
объему шире, чем понятие "субъект (участник) 
налогового правоотношения". Статус 
субъекта (участника) налогового правоотношения 
содержит в себе определенную правовую 
характеристику, состояние относительно 
права.        Переход (трансформация) субъекта 
права в субъект правоотношения связан 
с процессом превращения возможности 
в действительность, показывает диалектическую 
природу названных понятий и отражает 
материальные и процессуальные аспекты 
установления, введения и взимания налогов 
в доход государства (муниципального образования), 
осуществления налогового контроля и 
привлечения к ответственности за совершение 
налогового правонарушения.       Субъект налогового 
права становится участником налогового 
правоотношения посредством воплощения 
предписаний налогово-правовых норм в 
жизнь, т.е. путем правореализации. Правореализация - это практическое 
претворение налогово-правовых норм в 
правомерных действиях (бездействиях) 
участников налоговых правоотношений. 
Участники конкретных налоговых правоотношений 
действуют в строгом соответствии с законодательством 
о налогах и сборах, выполняют его требования 
и в конечном итоге создают рамки (границы) 
поведения, которые, по мнению государства, 
наилучшим образом будут отвечать целям 
и задачам налогообложения.    Реализация 
норм налогового права в правомерном поведении 
участников налоговых правоотношений 
осуществляется в четырех формах: соблюдении, 
использовании, исполнении и правоприменении.     Соблюдение - это такая форма реализации 
налогово-правовых норм, при которой субъекты 
налогового права воздерживаются от запрещенных 
налоговым правом действий, например, 
не препятствуют сотрудникам налоговых 
органов при осуществлении ими своих профессиональных 
обязанностей.       Использование - осуществление 
субъектами налогового права предоставленных 
им субъективных нрав в виде дозволений 
или правомочий. Дозволения субъект реализует 
по своему желанию и собственными действиями. 
Так, органы местного самоуправления наделены 
правом вводить местные налоги и сборы.     Исполнение - совершение действий 
в пользу управомоченного лица. Специфика 
данной формы реализации налогового права 
состоит в том, что субъект совершает действия, 
прямо предусмотренные нормой законодательства 
о налогах и сборах либо вытекающие из 
публичного договора, заключенного этим 
участником с другим субъектом. Например, 
уплата законно установленных налогов 
и сборов представляет собой исполнение 
обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции.   Правоприменение осуществляется 
компетентными органами государства или 
местного самоуправления и выражается 
в виде специального решения, устанавливающего 
на основе налогово-правовых норм права 
и обязанности участников конкретных 
правоотношений. Необходимость такой 
формы реализации налогового права обусловлена 
тем, что государство и органы местного 
самоуправления не остаются безучастными 
к процессам установления, введения и 
взимания налогов в доход государства 
(муниципального образования), осуществления 
налогового контроля и привлечения к ответственности 
за совершение налогового правонарушения, 
а играют ведущую роль в определении круга 
и статуса субъектов налогового права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Налогоплательщики и плательщики 
сборов. Их основные права и 
обязанности. Налогоплательщиками и плательщиками 
сборов признаются организации и физические 
лица, на которых в соответствии с НК РФ 
возложена обязанность уплачивать соответственно 
налоги и (или) сборы.       Организации – юридические 
лица, образованные в соответствии с законодательством 
Российской Федерации (далее – российские 
организации), а также иностранные юридические 
лица, компании и другие корпоративные 
образования, обладающие гражданской 
правоспособностью, созданные в соответствии 
с законодательством иностранных государств, 
международные организации, их филиалы 
и представительства, созданные на территории 
Российской Федерации (далее – иностранные 
организации).         Физические лица – граждане 
Российской Федерации, иностранные граждане 
и лица без гражданства.           НК РФ устанавливает 
следующие права налогоплательщиков:
– использовать налоговые 
льготы при наличии оснований и в порядке, 
установленном законодательством о налогах 
и сборах;
– получать отсрочку, рассрочку, 
налоговый кредит или инвестиционный 
налоговый кредит;
– на своевременный зачет или 
возврат сумм излишне уплаченных либо 
излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
– представлять свои интересы 
в налоговых правоотношениях лично либо 
через своего представителя;
– представлять налоговым 
органам и их должностным лицам пояснения 
по исчислению и уплате налогов, а также 
по актам проведенных налоговых проверок;
– присутствовать при проведении 
выездной налоговой проверки;
– получать копии акта налоговой 
проверки и решений налоговых органов, 
а также налоговые уведомления и требования 
об уплате налогов;
– требовать от должностных 
лиц налоговых органов соблюдения законодательства 
о налогах и сборах при совершении ими 
действий в отношении налогоплательщиков;
– не выполнять неправомерных 
актов и требований налоговых органов, 
иных уполномоченных органов и их должностных 
лиц, не соответствующих НК РФ или иным 
федеральным законам;
– обжаловать в установленном 
порядке акты налоговых органов, иных 
уполномоченных органов и действия (бездействие) 
их должностных лиц;
– требовать соблюдения налоговой 
тайны;
– требовать в установленном 
порядке возмещения в полном объеме убытков, 
причиненных незаконными решениями налоговых 
органов или незаконными действиями (бездействием) 
их должностных лиц.
Перечень обязанностей 
налогоплательщиков (плательщиков сборов) 
установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики 
обязаны:
– уплачивать законно установленные 
налоги;
– встать на учет в налоговых 
органах;
– вести в установленном порядке 
учет своих доходов (расходов) и объектов 
налогообложения;
– представлять в налоговый 
орган по месту учета в установленном 
порядке налоговые декларации по тем налогам, 
которые они обязаны уплачивать;
– представлять налоговым 
органам и их должностным лицам документы, 
необходимые для исчисления и уплаты налогов;
– выполнять законные требования 
налогового органа об устранении выявленных 
нарушений законодательства о налогах 
и сборах, а также не препятствовать законной 
деятельности должностных лиц налоговых 
органов при исполнении ими своих служебных 
обязанностей;
– предоставлять налоговому 
органу необходимую информацию и документы;
– в течение четырех лет обеспечивать 
сохранность данных бухгалтерского учета 
и других документов, необходимых для 
исчисления и уплаты налогов, а также документов, 
подтверждающих полученные доходы (для 
организаций – также и произведенные 
расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
– нести иные обязанности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Правовая база деятельности  
и организация деятельности налоговых 
органов.  В соответствии с Положением о Министерстве 
Российской Федерации по налогам и сборам 
налоговые органы в своей деятельности 
руководствуются Конституцией Российской 
Федерации, федеральными конституционными 
законами, Налоговым кодексом РФ, другими 
федеральными законами, указами и распоряжениями 
Президента Российской Федерации, постановлениями 
и распоряжениями Правительства Российской 
Федерации, а также настоящим Положением, 
и осуществляют свою деятельность во взаимодействии 
с федеральными органами исполнительной 
власти, органами исполнительной власти 
субъектов Российской Федерации, органами 
местного самоуправления, общественными 
объединениями и иными организациями.   В 
перечне нормативно-правовых актов не 
случайно на первом месте стоит Конституция 
Российской Федерации. Содержащиеся в 
ней нормы, регулирующие налоговые отношения, 
имеют высшую юридическую силу, прямое 
действие и применяются на всей территории 
Российской Федерации. В ст. ст. 57, 71, 72, 
75, 106 Конституции РФ определяются субъекты 
налогообложения и их гарантии, исключительная 
компетенция Российской Федерации и компетенция 
субъектов федерации в сфере налогового 
регулирования, называются органы налогового 
правотворчества и процедура принятия 
законов о налогообложении.   Конституционные 
нормы находят детализацию в законах и 
подзаконных актах, регулирующих общественные 
отношения как в организации работы налоговых 
органов, так и в конкретных сферах налогообложения.       Налоговое 
законодательство можно представить двумя 
блоками. Первый включает в себя законы 
и подзаконные акты, определяющие порядок 
формирования и задачи налоговых органов, 
их систему и структуру, компетенцию, права 
и обязанности налогоплательщиков, принципы 
налогообложения и т. д. Второй состоит 
из законов по конкретным видам налогов, 
с указанием субъектов и объектов налогообложения, 
ставок налогов и налоговых льгот, правил 
исчисления и порядка уплаты налогов, 
штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. 
В данной работе нами рассмотрен первый 
блок нормативных актов, изданных вследствие 
развития налоговых правоотношений и 
необходимости их правового регулирования.       Закон 
РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной 
налоговой службе РСФСР» был первым российским 
законом, определявшим задачи и структуру 
налоговых органов в условиях начинавшихся 
тогда рыночных реформ, права и обязанности 
налоговых органов при осуществлении 
контроля за соблюдением налогового законодательства 
юридическими и физическими лицами.         Закон 
РФ «Об основах налоговой системы в Российской 
Федерации»2 от 27 декабря 1991 г. впервые 
на законодательном уровне определял 
понятие налога и налоговой системы. Целый 
ряд положений, носящих принципиальный 
характер, нашли закрепление в отдельных 
нормах закона. Так, были определены права 
и обязанности налогоплательщиков, налоговых 
органов, виды налогов.     Постановление Правительства 
РФ «Вопросы Министерства РФ по налогам 
и сборам» от 27.02.99 г установило, что Министерство 
РФ по налогам и сборам является правопреемником 
Государственной налоговой службы РФ 
в отношении задач, функций, прав, обязанностей 
и иных вопросов деятельности Государственной 
налоговой службы РФ3. Упомянутые выше 
правовые акты утратили свою юридическую 
силу, их заменил Налоговый кодекс РФ. 
Как инструмент реализации основных задач 
в области налоговой политики он приобрел 
особую значимость, т.к. призван обеспечивать 
комплексный подход к решению насущных 
проблем налогового права, регулировать 
процесс налогообложения в соответствии 
с выбранными приоритетами и направлениями 
развития налоговой системы, гарантировать 
упорядоченную, единую, логически цельную 
и согласованную систему.          Изменения налоговой 
системы, предусмотренные Налоговым кодексом, 
направлены на решение следующих важнейших 
задач:
• построение стабильной, 
понятной и единой в границах Российской 
Федерации налоговой системы, установление 
правовых механизмов взаимодействия всех 
ее элементов в рамках единого налогового 
правового пространства;
• развитие налогового федерализма 
при обеспечении доходов федерального, 
региональных и местных бюджетов закрепленными 
за ними и гарантированными налоговыми 
источниками;
• создание рациональной налоговой 
системы, обеспечивающей сбалансированность 
общегосударственных и частных интересов, 
содействующей развитию предпринимательства, 
активизации инвестиционной деятельности 
и наращиванию национального богатства 
России и благосостояния ее граждан; уменьшение 
числа налогов и снижение общего налогового 
бремени;
• формирование единой налоговой 
правовой базы; совершенствование системы 
ответственности за налоговые правонарушения; 
совершенствование налогового администрирования.          Следующим 
элементом правовой основы деятельности 
налоговых органов являются Указы Президента 
Российской Федерации. Указом Президента 
РФ № 1635 от 23 декабря 1998 года «О Министерстве 
РФ по налогам и сборам» Государственная 
налоговая служба была преобразована 
в Министерство РФ по налогам и сборам, 
здесь же были перечислены возложенные 
на него первоочередные задачи. Так же 
как и Указы Президента РФ, постановления 
и распоряжения Правительства РФ по налогам 
и сборам являются элементом правовой 
основы деятельности налоговых органов. 
Постановлением Правительства РФ утверждено 
Положение о Министерстве РФ по налогам 
и сборам, где говорится о задачах и структуре 
налоговых органов, их основных и факультативных 
функциях, правах, обязанностях и социальных 
гарантиях сотрудников.    К правовой основе 
деятельности налоговых органов относятся 
подзаконные акты, издаваемые Министерством 
РФ по налогам и сборам и содержащие предписания, 
обязательные для своих подразделений: 
письма, приказы, инструкции и методические 
указания по вопросам, связанным с налогообложением 
и сборами.    Особо следует сказать о правовой 
базе деятельности налоговых органов 
субъектов РФ.             Кроме названных нормативных 
актов, к источникам налогового законодательства 
относятся нормативные акты органов законодательной 
власти субъектов РФ, представительных 
органов местного самоуправления и органов 
государственных внебюджетных фондов. 
Учитывая, что система налогов, взимаемых 
в федеральный бюджет, и общие принципы 
налогообложения в Российской Федерации 
устанавливаются федеральным законом, 
вышеупомянутые акты не могут входить 
в противоречие с общероссийским налоговым 
законодательством либо дополнять его.   Местные 
подзаконные акты по вопросам налогообложения 
издаются представительными органами 
и администрацией краев, областей, автономной 
области и автономных округов, а также 
городов и районов.      К ведомственным подзаконным 
актам относятся приказы, положения, инструкции 
и другие разновидности инструктивного 
материала, который регулирует отношения 
внутри налоговых органов. В круг этих 
отношений входят: вопросы совершенствования 
организаций и деятельности всех подразделений; 
структуры и штатная численность специалистов; 
проблемы взаимодействия между территориальными 
подразделениями, с другими правоохранительными 
органами; учет, контроль, анализ налоговой 
практики и т. д.              Внутриведомственные нормативные 
акты, направленные на решение задач, стоящих 
непосредственно перед налоговыми органами, 
носят императивный характер и распространяют 
свое действие на лиц, являющихся сотрудниками 
налоговых органов. Инструктивный материал 
может быть межведомственным, если подготовлен 
и издан за подписью руководителей двух 
и более министерств, комитетов, управлений. 
Правовые основы деятельности МНС РФ не 
исчерпываются названными актами. Их перечень 
содержит десятки наименований, они изменяются 
и дополняются в связи с переменами в экономической 
и политической жизни общества. Важно 
при этом, чтобы налоговое законодательство 
способствовало не только полному и своевременному 
поступлению в бюджет налогов и других 
обязательных платежей, но и преодолению 
кризисных явлений на пути перехода к 
рыночной экономике.