|
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования |
«Московский государственный университет
технологий и управления им. К.Г. Разумовского»
Филиал в г. Смоленске |
214011, Россия, г. Смоленск, ул.
Губенко, д.26, Тел.: (4812) 41-01-08, 44-46-94
E-mail: smolmgutu@yandex.ru |
Контрольная работа
по дисциплине:
Налоговое право
Вариант
№3. Субъекты налогового права
Работу выполнил студент:
Терехов Дмитрий
Игоревич
Курс
3
Направление Юриспруденция
Допуск к защите________________
Оценка
работы _
Преподаватель:
г.Смоленск
2015 г.
Содержание:
1. Понятие и классификация субъектов
налогового права……………………………………..3
2. Налогоплательщики и плательщики
сборов. Их основные права и обязанности………….8
3. Правовая база деятельности
и организация деятельности налоговых
органов…………..11
4. Ответственность налоговых
органов и их должностных лиц……………………………...15
5. Список литературы……………………………………………………………………………17
1. Понятие и классификация субъектов
налогового права. Общественные отношения, преимущественно
образующие предмет налогового права,
складываются относительно перехода права
собственности на денежные средства. Большинство
названных отношений направлены на достижение
баланса частных и публичных интересов,
поэтому и понятие субъекта налогового
права - носителя интереса - является ключевым. Точное
определение субъекта налогового права
имеет и практическое значение, поскольку
позволяет выявить круг лиц, вступающих
в налоговые отношения и действия которых
влекут юридически значимые последствия.
Наличие критериев, позволяющих относить
какое-либо физическое или юридическое
лицо к субъектам налогового права, даст
возможность установить, какие лица и
их действия подпадают под юрисдикцию
законодательства о налогах и сборах.
Только субъекты налогового права могут
иметь права и нести обязанности, предусмотренные
ПК и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами. Государство, регулируя
с помощью норм права отношения, складывающиеся
в сфере налогообложения, определяет круг
субъектов налогового права. Законодательство
о налогах и сборах не содержит исчерпывающего
перечня лиц, вступающих в налоговые отношения,
однако субъектов налогового права возможно
классифицировать по следующим основаниям.
1. По способу нормативной
определенности:
а) зафиксированные
налоговым законодательством в качестве
субъектов налоговых отношений;
б) не зафиксированные
налоговым законодательством в качестве
субъектов налоговых отношений.
2. По характеру фискального
интереса:
а) частные субъекты;
б) публичные субъекты.
3. По степени имущественной
заинтересованности в возникновении налоговых
отношений:
а) имеющие непосредственный
собственный имущественный интерес в
налоговых отношениях;
б) не имеющие непосредственного
собственного имущественного интереса
в налоговых отношениях. Налоговый кодекс
фиксирует понятие "участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах
и сборах" (ст. 9), к числу которых относятся:
- налогоплательщики и плательщики сборов организации
и физические лица;
- налоговые агенты - организации
и физические лица;
- налоговые органы - ФНС России,
подведомственная Минфину России, и ее
территориальные подразделения;
- таможенные органы - ФТС России
и се территориальные подразделения;
Правовой статус
участников налоговых отношений, перечисленных
в ст. 9 НК, регулируется всей совокупностью
нормативных правовых актов о налогах
и сборах, включая региональное налоговое
законодательство и правовые акты органов
местного самоуправления. Налоговый кодекс
наделяет статусом участников налоговых
отношений только две категории субъектов:
налогоплательщиков и плательщиков сборов (частные субъекты); государство
в лице органов, представляющих и реализующих
его имущественные интересы (публичные субъекты). Названные
виды субъектов представляют разные стороны
налоговых правоотношений, имеющих противоположные
фискальные интересы. Вместе с тем наличие
непосредственного имущественного интереса
относительно вступления в налоговые
отношения позволяет объединить частных
и публичных субъектов в одну группу - субъекты, имеющие непосредственный
собственный имущественный интерес в
налоговых отношениях. Названная
группа субъектов обладает атрибутивным
(обязательным) характером, поскольку
их наличие является обязательным условием
возникновения налоговых правоотношений. Определенный
ст. 9 НК круг участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
не охватывает всех потенциальных и реальных
субъектов налогового права. Фактически
налоговые отношения затрагивают большее
количество субъектов, поскольку установление,
введение и взимание налогов в доход государства
(муниципального образования), осуществление
налогового контроля и привлечение к ответственности
за совершение налогового правонарушения
требует также привлечения иных физических
и юридических лиц, органов власти и местного
самоуправления, которые прямо не обозначены
в качестве участников налоговых отношений,
но наделены налоговым законодательством
соответствующими правами и обязанностями
и в определенных случаях несут налоговую
ответственность. К числу подобных субъектов
относятся эксперты, свидетели, специалисты,
понятые и переводчики, принимающие участие
в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95-98
НК). Налоговые отношения, складывающиеся
по поводу учета налогоплательщиков, требуют
присутствия регистрационных органов,
выполняющих определенные функции (ст.
85, 86 НК). Отношения, возникающие относительно
расчетных операций по перечислению налогов
и сборов, реализуются посредством участия
банков (ст. 60 НК). Налогоплательщик имеет
право вступать в налоговые отношения
через законного или уполномоченного
представителя (ст. 27, 29 НК). Правовой статус
названных субъектов имеет две особенности:
во-первых, факультативный (вспомогательный)
характер, поскольку они помогают реализовывать
налогоплательщикам или государству фискальные
права или выполнять обязанности; во-вторых,
отсутствие собственного имущественного
интереса в налоговых отношениях. Следовательно,
к субъектам налогового права относятся
физические лица и организации, прямо
не обозначенные в ст. 9 НК, но являющиеся
таковыми в силу наличия прав и обязанностей
в налоговых отношениях. Данную группу
составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного
интереса в налоговых отношениях. Субъекты
налогового права имеют определенные
права и несут обязанности, выполнение
и соблюдение которых гарантирует нормальное
функционирование отношений, складывающихся
между государством, налогоплательщиками
и иными лицами по поводу установления,
введения и взимания налогов в доход государства
(муниципального образования), осуществления
налогового контроля и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения. Необходимо
различать понятия "субъект налогового
права" и "субъект (участник) налогового
правоотношения".Субъектом налогового права является
лицо, наделенное правосубъектностью,
т.е. признаваемой налоговым законодательством
способностью быть участником конкретных
налоговых правоотношений. Понятие "налоговая
правосубъектность" включает в себя
понятия "налоговая правоспособность"
и "налоговая дееспособность".Налоговая правоспособность - это
способность иметь налоговые права и обязанности,
предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность - способность
субъекта самостоятельно либо через представителей
приобретать, осуществлять, изменять и
прекращать налоговые права и обязанности,
а также отвечать за их неисполнение и
неправомерную реализацию. Налоговая правосубъектность,
таким образом, выступает своеобразным
правовым средством включения субъектов
налоговых отношений в сферу правового
регулирования законодательства о налогах
и сборах. Субъектом налогового правоотношения является
индивидуально определенный реальный
участник конкретного правоотношения. Вступая
в конкретные налоговые правоотношения,
субъект налогового права приобретает
новые свойства, становясь субъектом (участником)
финансового правоотношения, но не теряет
при этом качеств, которыми он обладал
до вступления в них. Следовательно, понятие
"субъект налогового права" по своему
объему шире, чем понятие "субъект (участник)
налогового правоотношения". Статус
субъекта (участника) налогового правоотношения
содержит в себе определенную правовую
характеристику, состояние относительно
права. Переход (трансформация) субъекта
права в субъект правоотношения связан
с процессом превращения возможности
в действительность, показывает диалектическую
природу названных понятий и отражает
материальные и процессуальные аспекты
установления, введения и взимания налогов
в доход государства (муниципального образования),
осуществления налогового контроля и
привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения. Субъект налогового
права становится участником налогового
правоотношения посредством воплощения
предписаний налогово-правовых норм в
жизнь, т.е. путем правореализации. Правореализация - это практическое
претворение налогово-правовых норм в
правомерных действиях (бездействиях)
участников налоговых правоотношений.
Участники конкретных налоговых правоотношений
действуют в строгом соответствии с законодательством
о налогах и сборах, выполняют его требования
и в конечном итоге создают рамки (границы)
поведения, которые, по мнению государства,
наилучшим образом будут отвечать целям
и задачам налогообложения. Реализация
норм налогового права в правомерном поведении
участников налоговых правоотношений
осуществляется в четырех формах: соблюдении,
использовании, исполнении и правоприменении. Соблюдение - это такая форма реализации
налогово-правовых норм, при которой субъекты
налогового права воздерживаются от запрещенных
налоговым правом действий, например,
не препятствуют сотрудникам налоговых
органов при осуществлении ими своих профессиональных
обязанностей. Использование - осуществление
субъектами налогового права предоставленных
им субъективных нрав в виде дозволений
или правомочий. Дозволения субъект реализует
по своему желанию и собственными действиями.
Так, органы местного самоуправления наделены
правом вводить местные налоги и сборы. Исполнение - совершение действий
в пользу управомоченного лица. Специфика
данной формы реализации налогового права
состоит в том, что субъект совершает действия,
прямо предусмотренные нормой законодательства
о налогах и сборах либо вытекающие из
публичного договора, заключенного этим
участником с другим субъектом. Например,
уплата законно установленных налогов
и сборов представляет собой исполнение
обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции. Правоприменение осуществляется
компетентными органами государства или
местного самоуправления и выражается
в виде специального решения, устанавливающего
на основе налогово-правовых норм права
и обязанности участников конкретных
правоотношений. Необходимость такой
формы реализации налогового права обусловлена
тем, что государство и органы местного
самоуправления не остаются безучастными
к процессам установления, введения и
взимания налогов в доход государства
(муниципального образования), осуществления
налогового контроля и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения,
а играют ведущую роль в определении круга
и статуса субъектов налогового права.
2. Налогоплательщики и плательщики
сборов. Их основные права и
обязанности. Налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с НК РФ
возложена обязанность уплачивать соответственно
налоги и (или) сборы. Организации – юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством
Российской Федерации (далее – российские
организации), а также иностранные юридические
лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств,
международные организации, их филиалы
и представительства, созданные на территории
Российской Федерации (далее – иностранные
организации). Физические лица – граждане
Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства. НК РФ устанавливает
следующие права налогоплательщиков:
– использовать налоговые
льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах
и сборах;
– получать отсрочку, рассрочку,
налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит;
– на своевременный зачет или
возврат сумм излишне уплаченных либо
излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
– представлять свои интересы
в налоговых правоотношениях лично либо
через своего представителя;
– представлять налоговым
органам и их должностным лицам пояснения
по исчислению и уплате налогов, а также
по актам проведенных налоговых проверок;
– присутствовать при проведении
выездной налоговой проверки;
– получать копии акта налоговой
проверки и решений налоговых органов,
а также налоговые уведомления и требования
об уплате налогов;
– требовать от должностных
лиц налоговых органов соблюдения законодательства
о налогах и сборах при совершении ими
действий в отношении налогоплательщиков;
– не выполнять неправомерных
актов и требований налоговых органов,
иных уполномоченных органов и их должностных
лиц, не соответствующих НК РФ или иным
федеральным законам;
– обжаловать в установленном
порядке акты налоговых органов, иных
уполномоченных органов и действия (бездействие)
их должностных лиц;
– требовать соблюдения налоговой
тайны;
– требовать в установленном
порядке возмещения в полном объеме убытков,
причиненных незаконными решениями налоговых
органов или незаконными действиями (бездействием)
их должностных лиц.
Перечень обязанностей
налогоплательщиков (плательщиков сборов)
установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики
обязаны:
– уплачивать законно установленные
налоги;
– встать на учет в налоговых
органах;
– вести в установленном порядке
учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения;
– представлять в налоговый
орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по тем налогам,
которые они обязаны уплачивать;
– представлять налоговым
органам и их должностным лицам документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов;
– выполнять законные требования
налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах
и сборах, а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых
органов при исполнении ими своих служебных
обязанностей;
– предоставлять налоговому
органу необходимую информацию и документы;
– в течение четырех лет обеспечивать
сохранность данных бухгалтерского учета
и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов, а также документов,
подтверждающих полученные доходы (для
организаций – также и произведенные
расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
– нести иные обязанности.
3. Правовая база деятельности
и организация деятельности налоговых
органов. В соответствии с Положением о Министерстве
Российской Федерации по налогам и сборам
налоговые органы в своей деятельности
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, Налоговым кодексом РФ, другими
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением,
и осуществляют свою деятельность во взаимодействии
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями. В
перечне нормативно-правовых актов не
случайно на первом месте стоит Конституция
Российской Федерации. Содержащиеся в
ней нормы, регулирующие налоговые отношения,
имеют высшую юридическую силу, прямое
действие и применяются на всей территории
Российской Федерации. В ст. ст. 57, 71, 72,
75, 106 Конституции РФ определяются субъекты
налогообложения и их гарантии, исключительная
компетенция Российской Федерации и компетенция
субъектов федерации в сфере налогового
регулирования, называются органы налогового
правотворчества и процедура принятия
законов о налогообложении. Конституционные
нормы находят детализацию в законах и
подзаконных актах, регулирующих общественные
отношения как в организации работы налоговых
органов, так и в конкретных сферах налогообложения. Налоговое
законодательство можно представить двумя
блоками. Первый включает в себя законы
и подзаконные акты, определяющие порядок
формирования и задачи налоговых органов,
их систему и структуру, компетенцию, права
и обязанности налогоплательщиков, принципы
налогообложения и т. д. Второй состоит
из законов по конкретным видам налогов,
с указанием субъектов и объектов налогообложения,
ставок налогов и налоговых льгот, правил
исчисления и порядка уплаты налогов,
штрафов и иных санкций за нарушения законодательства.
В данной работе нами рассмотрен первый
блок нормативных актов, изданных вследствие
развития налоговых правоотношений и
необходимости их правового регулирования. Закон
РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной
налоговой службе РСФСР» был первым российским
законом, определявшим задачи и структуру
налоговых органов в условиях начинавшихся
тогда рыночных реформ, права и обязанности
налоговых органов при осуществлении
контроля за соблюдением налогового законодательства
юридическими и физическими лицами. Закон
РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации»2 от 27 декабря 1991 г. впервые
на законодательном уровне определял
понятие налога и налоговой системы. Целый
ряд положений, носящих принципиальный
характер, нашли закрепление в отдельных
нормах закона. Так, были определены права
и обязанности налогоплательщиков, налоговых
органов, виды налогов. Постановление Правительства
РФ «Вопросы Министерства РФ по налогам
и сборам» от 27.02.99 г установило, что Министерство
РФ по налогам и сборам является правопреемником
Государственной налоговой службы РФ
в отношении задач, функций, прав, обязанностей
и иных вопросов деятельности Государственной
налоговой службы РФ3. Упомянутые выше
правовые акты утратили свою юридическую
силу, их заменил Налоговый кодекс РФ.
Как инструмент реализации основных задач
в области налоговой политики он приобрел
особую значимость, т.к. призван обеспечивать
комплексный подход к решению насущных
проблем налогового права, регулировать
процесс налогообложения в соответствии
с выбранными приоритетами и направлениями
развития налоговой системы, гарантировать
упорядоченную, единую, логически цельную
и согласованную систему. Изменения налоговой
системы, предусмотренные Налоговым кодексом,
направлены на решение следующих важнейших
задач:
• построение стабильной,
понятной и единой в границах Российской
Федерации налоговой системы, установление
правовых механизмов взаимодействия всех
ее элементов в рамках единого налогового
правового пространства;
• развитие налогового федерализма
при обеспечении доходов федерального,
региональных и местных бюджетов закрепленными
за ними и гарантированными налоговыми
источниками;
• создание рациональной налоговой
системы, обеспечивающей сбалансированность
общегосударственных и частных интересов,
содействующей развитию предпринимательства,
активизации инвестиционной деятельности
и наращиванию национального богатства
России и благосостояния ее граждан; уменьшение
числа налогов и снижение общего налогового
бремени;
• формирование единой налоговой
правовой базы; совершенствование системы
ответственности за налоговые правонарушения;
совершенствование налогового администрирования. Следующим
элементом правовой основы деятельности
налоговых органов являются Указы Президента
Российской Федерации. Указом Президента
РФ № 1635 от 23 декабря 1998 года «О Министерстве
РФ по налогам и сборам» Государственная
налоговая служба была преобразована
в Министерство РФ по налогам и сборам,
здесь же были перечислены возложенные
на него первоочередные задачи. Так же
как и Указы Президента РФ, постановления
и распоряжения Правительства РФ по налогам
и сборам являются элементом правовой
основы деятельности налоговых органов.
Постановлением Правительства РФ утверждено
Положение о Министерстве РФ по налогам
и сборам, где говорится о задачах и структуре
налоговых органов, их основных и факультативных
функциях, правах, обязанностях и социальных
гарантиях сотрудников. К правовой основе
деятельности налоговых органов относятся
подзаконные акты, издаваемые Министерством
РФ по налогам и сборам и содержащие предписания,
обязательные для своих подразделений:
письма, приказы, инструкции и методические
указания по вопросам, связанным с налогообложением
и сборами. Особо следует сказать о правовой
базе деятельности налоговых органов
субъектов РФ. Кроме названных нормативных
актов, к источникам налогового законодательства
относятся нормативные акты органов законодательной
власти субъектов РФ, представительных
органов местного самоуправления и органов
государственных внебюджетных фондов.
Учитывая, что система налогов, взимаемых
в федеральный бюджет, и общие принципы
налогообложения в Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом,
вышеупомянутые акты не могут входить
в противоречие с общероссийским налоговым
законодательством либо дополнять его. Местные
подзаконные акты по вопросам налогообложения
издаются представительными органами
и администрацией краев, областей, автономной
области и автономных округов, а также
городов и районов. К ведомственным подзаконным
актам относятся приказы, положения, инструкции
и другие разновидности инструктивного
материала, который регулирует отношения
внутри налоговых органов. В круг этих
отношений входят: вопросы совершенствования
организаций и деятельности всех подразделений;
структуры и штатная численность специалистов;
проблемы взаимодействия между территориальными
подразделениями, с другими правоохранительными
органами; учет, контроль, анализ налоговой
практики и т. д. Внутриведомственные нормативные
акты, направленные на решение задач, стоящих
непосредственно перед налоговыми органами,
носят императивный характер и распространяют
свое действие на лиц, являющихся сотрудниками
налоговых органов. Инструктивный материал
может быть межведомственным, если подготовлен
и издан за подписью руководителей двух
и более министерств, комитетов, управлений.
Правовые основы деятельности МНС РФ не
исчерпываются названными актами. Их перечень
содержит десятки наименований, они изменяются
и дополняются в связи с переменами в экономической
и политической жизни общества. Важно
при этом, чтобы налоговое законодательство
способствовало не только полному и своевременному
поступлению в бюджет налогов и других
обязательных платежей, но и преодолению
кризисных явлений на пути перехода к
рыночной экономике.