Субъекты и объекты налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:31, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является подробное рассмотрения понятий субъекта и объекта налогообложения.

Задачи работы: 1)Рассмотрение общих сведений о налоговой системе в РФ.

2)Изучение понятия и видов субъектов налогообложения.

3)Изучение понятия и видов объектов налогообложения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1.Общие сведения о налоговой системе в РФ…………………………………4

2.Субъект налогообложения…………………………………………………….9

3.Объект налогообложения……………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

НА САЙТ.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим  Кодексом возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. [1]

      В порядке, предусмотренном настоящим  Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций  исполняют обязанности этих организаций  по уплате налогов и сборов по месту  нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Налоговым кодексом РФ определен порядок, когда  обязанности по уплате налогов и  сборов выполняют филиалы и обособленные подразделения российских организаций.

  1. Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т. е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. "О налогах не договариваются" - один из основных принципов налогообложения.
  2. Обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т. е. со своего счета, из своего кармана и т. п.). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем), если при этом соблюдается ограничение в отношении налоговых оговорок.

    Существует  два вида представительства:

- представительство по закону (налог на доходы несовершеннолетних и недееспособных оплачивают их родители, опекуны, попечители по отдельной декларации);

- представительство по назначению (по доверенности).

Законными представителями налогоплательщика-организации  признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании  закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации (ст. 27 НК).

Уполномоченный  представитель налогоплательщика-организации  осуществляет свои полномочия на основании  доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством  Российской Федерации.

Уполномоченный  представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 28 НК).

В отличие  от других отраслей публично-правового  цикла, где во главу угла ставится политико-правовые отношения лица и  государства, в налоговом праве, прежде всего учитывают экономические связи налогоплательщика с государством.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на следующие категории лиц:

- имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

- не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Различие  этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Налоговый статус физических лиц.

Резидентство физических лиц в России устанавливается ежегодно.

Лица, имеющие  постоянное местожительство в РФ, - это лица, включая иностранцев  и лиц без гражданства, проживающие  на ее территории не менее 183 дней в  календарном году в течение одного или нескольких периодов.

Лица, не имеющие постоянного местожительства  в РФ, - это лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном  году (тест физического присутствия).

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая  последовательность применения следующих  критериев для определения местожительства  в случаях, когда временного критерия недостаточно:

  1. место расположения привычного (постоянного) жилища;
  2. центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
  3. место обычного проживания;
  4. гражданство.

Налоговый статус юридических  лиц.

Деление юридических лиц на группы по принципу резидентства для России не является столь важным, как в отношении налогоплательщиков - физических лиц. Для определения резидентства юридических лиц в РФ используется тест юридического лица: лицо признается резидентом в в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.[7]

В мировом  финансовом праве применяются, кроме  указанного выше, и другие тесты:

  1. тест инкорпорации;
  2. тест места осуществления центрального управления и контроля;
  3. тест места осуществления текущего управления компанией;
  4. тест деловой цели.

   Иногда  юридические лица в целях налогообложения  подразделяют на подгруппы не по признаку резидентства, а по другим признакам, например по численности работающих на предприятии.

В России существенными льготами по налогообложению  пользуются предприятия с небольшой  численностью. Государство законодательно установило критерии отнесения предприятий  к этой группе (закон РФ 88-ФЗ от 12 мая 1995 г. "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации").

Закон 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства  относит такие коммерческие организации:

- в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

     При этом при соблюдении первых двух критериев  средняя численность работников за отчетный период не должна превышать  следующих предельных уровней (малые  предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Критерии  отнесения предприятий к группе малых, действовавшие ранее (которые  давались законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), с принятием закона "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ перестали действовать.

     Деление юридических лиц по видам хозяйственной  деятельности возможно для стимулирования отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Группе предприятий  приоритетной отрасли могут предоставляться  определенные льготы (сельскохозяйственным предприятиям, например).[2]

     Таким образом, величина налога для субъекта налогообложения определяется правовым статусом лица (физическое или юридическое), формой организации предприятия, его величиной, системой налогообложения  (упрощённая или обычная), местонахождением и другими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Объект  налогообложения.

      Объект  налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог.

    Под юридическим фактом понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридической нормой связывается возникновение, изменение или прекращение правовых последствий. Объект налогообложения определяется как юридический факт, имеющий имущественную либо иную экономическую характеристику, основное требование к объекту налогообложения,наличие у него экономического, материального содержания.

    НК  РФ предусмотрен следующий перечень объектов налогообложения:[лекции]

  • стоимость реализации работ, товаров, услуг.
  • прибыль;
  • стоимость имущества, организаций или физических лиц, признаваемых объектом налогообложения.
  • совокупность доходов физических лиц;
  • таможенная стоимость имущества.
  • иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику.

    Приведенный перечень является открытым; частью второй НК РФ предусматриваются и другие объекты налогообложения.[4]

    Большинство понятий, применяемых при описании объекта налогообложения, используются в специальном значении, установленном  для целей НК РФ непосредственно  в его статьях. Так, понятия «имущество», «товар», «работа», «услуга» применяются в значениях, закрепленных нормами ст. 38 НК РФ; определение понятия «реализация товаров, работ или услуг» дано в ст. 39 НК РФ; правила расчета стоимости (цены) товаров, работ и услуг для целей налогообложения предусмотрены ст. 40 НК РФ; принципы определения доходов и их виды приведены в ст. 41- 43 НК РФ.

    Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения. Так, обязанность  исчислять и уплачивать НДС у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает, только если эти лица реализовали товары (работы, услуги). Обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество организаций возникает, только если организация учла на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Российская организация становится обязанным субъектом по налогу на прибыль организаций, как только полученные ею доходы превысят произведенные ею расходы.

То, что  каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, можно понимать и следующим образом: один и тот  же объект может облагаться налогом  одного вида только один раз за определенный законом период времени (принцип  однократности обложения).

    Объект  налогообложения, как правило, одновременно выступает объектом гражданских  прав. В Гражданском кодексе Российской Федерации признаются следующие  объекты гражданских прав.

    1. Вещи, в том числе имущественные права:

  • недвижимые:
  • земельные участки,
  • участки недр,
  • обособленные водные объекты,
  • все, что прочно связано с землей (леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства),
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты,
  • иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам;
  • движимые:
  • деньги,
  • ценные бумаги;
  • иные вещи, не относящиеся к недвижимости.

    2. Работы и услуги.

    3. Информация:

  • информация, составляющая служебную или коммерческую тайну;
  • сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну.

    4. Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность):

  • исключительное право гражданина на результаты интеллектуальной деятельности;
  • исключительное право юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности;
  • исключительное право юридического лица на средства индивидуализации юридического лица;
  • исключительное право юридического лица на средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и.т.п.)

Информация о работе Субъекты и объекты налогообложения