Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ их совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность и значение налоговой системы Республики Беларусь……5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….15
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..15
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..18
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Сравнение налоговой системы РБ и РФ (№ 2) с дополнением.doc

— 160.50 Кб (Скачать)
">Местные органы власти изначально не могут вносить ка­кие-либо коррективы в республиканские регулирующие нало­говые платежи. В частности, они не вправе предоставлять нало­говые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступаю­щих в их бюджеты.

Компетенция местных органов власти в вопросах измене­ния условий применения конкретных республиканских нало­говых платежей, полностью «переданных» в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием реше­ния о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствую­щих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок и сроков их уплаты.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные нало­ги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо пол­ностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего реше­ния в рамках бюджетного процесса [10, с. 26].

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) отно­сятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на при­быль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; тамо­женная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшор­ный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд ав­тотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [6, с. 66].

В приведенном перечне налогов и сборов отражены все из­менения состава республиканских налогов по состоянию на мо­мент принятия Налогового кодекса Республики Беларусь.

В отличие от налога на доходы и прибыль, применяемого ра­нее, предусматривается введение налога на прибыль в качестве самостоятельного налогового платежа, без присущей ему ныне множественности объектов налогообложения.

Налоги на доходы сохраняются в виде самостоятельной пози­ции, но сфера их применения сокращается. Так банковские и страховые учреждения с 2007 г. уплачивают не налог на доходы, а налог на прибыль. Дивиденды и приравненные к ним доходы также облагаются налогом на прибыль.

Доходы иностранных организаций, не осуществляющих де­ятельность в Республике Беларусь через постоянное предста­вительство, не имеющих на территории республики постоян­ных представительств, но извлекающих доходы от источников в Республике Беларусь, будут облагаться налогом на прибыль.

Действующий ныне в Республике Беларусь экологический налог разделяется Налоговым кодексом на собственно эколо­гический налог и налоги с пользователей природными ресурса­ми, в состав которых войдут налог за добычу природных ресур­сов и налог за пользование государственным лесным фондом.

Налог за добычу природных ресурсов является эквивален­том взимаемых в настоящее время в соответствии с данным за­коном платежей за пользование природными ресурсами.

Налог за пользование государственным лесным фондом представляет собой аналог действующего лесного дохода. Его плательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом Республики Беларусь на основании выдаваемых в установленном порядке специальных разрешительных документов [13, с. 214].

В Налоговом кодексе предусматривается также единый зе­мельный налог, которым будут облагаться земельные участки как юридических, так и физических лиц.

Под позицией «дорожные налоги и сборы» объединены че­тыре самостоятельные платежа, являющиеся доходными источ­никами республиканского и местных дорожных фондов, функци­онирующих в составе бюджета в виде государственных це­левых бюджетных фондов. К их числу отнесены: налог с пользо­вателей автомобильными дорогами, налог на приобретение ав­тотранспортных средств, налог с продаж автомобильного топли­ва и сбор за проезд автотранспортных средств иностранных го­сударств по автомобильным дорогам Республики Беларусь.

Из действующего законодательства Республики Беларусь в перечень республиканских налоговых платежей также перене­сены регистрационные и лицензионные сборы, государствен­ная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, гер­бовый, оффшорный и консульский сборы, экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям нацио­нальных парков и заповедников.

Отмена с 2007 г. чрезвычайного налога позволила уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, снизить на этой основе заинтересованность субъектов хозяйствования выплачивать заработную плату с использованием схем, выводящих ее из-под контроля налоговых органов, создать реальные предпо­сылки для легализации нанимателями действительных разме­ров оплаты труда.

Отмена в перспективе сборов и отчислений из выручки от ре­ализации товаров (работ, услуг), взимаемых в настоящее время в государственные целевые бюджетные фонды, была бы оправдана ввиду того, что такие налоговые платежи оказывают крайне негативное воздействие на экономику Республики Бела­русь, ухудшают конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках и отрицательно влияют на результаты хозяйственной деятельности белорусских предприятий.

К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Респуб­лики Беларусь относит: налог за услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; сборы с заго­товителей, курортный сбор, [22, с. 28].

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (фи­нансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.

Зачастую перечень видов местных налогов и сборов остает­ся открытым, т. е. предусматривает позицию «и другие», а оп­ределяемые элементы налогообложения, такие, как платель­щики, объекты налогообложения, налоговая база и ставки, не имеют конкретики и ограничиваются лишь общими, рамочны­ми, нормами.

В условиях недостаточной правовой определенности вопро­сы применения таких налоговых платежей решаются местными органами власти, самостоятельно исходя из интересов местно­го бюджета и налогового потенциала подведомственных терри­торий. В итоге на каждой из административных территорий Республики Беларусь может действовать свой перечень мест­ных налогов и сборов с отдельно установленными ставками, объектами обложения, порядком исчисления и уплаты [18, с. 196].

Такая ситуация вызывает обоснованные нарекания со сто­роны субъектов хозяйствования, являясь особенно острой для организаций, имеющих свои обособленные структурные под­разделения во всех регионах республики и строящих свою дея­тельность на принципах единого баланса.

Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень мест­ных налоговых платежей, которые могут быть введены местны­ми органами власти на подведомственных административных территориях.

Под сборами с пользователей в приведенном перечне объ­единены: сбор за парковку на улицах населенных пунктов и пользование стоянками в специально оборудованных местах, сбор за осуществление розничной торговли на территории го­рода (района), сбор за пользование местной символики, сбор за право проведения аукционов.

Обязательность введения местными органами власти ука­занных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавлива­ется, в связи с чем вопрос об их применении должен быть ре­шен органами власти каждой из административных террито­рий Республики Беларусь самостоятельно.

Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на ос­нове положений Налогового кодекса нормативными правовы­ми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж - нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов [14, с. 133].

Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет основные правовые рамки введения и применения таких платежей путем регламентации состава плательщиков местных налогов и сборов, их объектов налогообложения и налоговой базы с одновременным ограни­чением уровня налогового изъятия посредством установления предельного размера налоговых ставок.


ГЛАВА 2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации

 

Система налогов и сборов, закрепленная Налоговым кодексом Российской Федерации, является частью налоговой системы Российской Федерации. И с экономической, и с формально-юридической точки зрения система налогов и сборов представляет собой обособленный и вме­сте с тем ключевой элемент налоговой системы Российского государства. Недаром И.Х. Озеров сводил налоговую систему к "совокупности нало­гов, сложившихся в данном государстве".

Понятие "налоговая система" было введено в российское законодательство Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который трак­товал его крайне упрощенно и определял налого­вую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Данное определение было в це­лом воспроизведено в работах Н.И. Химичевой, Г.В. Петровой, И.Г. Денисовой, видного украинского ученого Н.П. Кучерявенко и др. Класси­ческое определение подобного понимания налоговой системы дает проф. Г.В. Петрова. "Налоговая система, - подчеркивает она, - это совокупность налогов, сборов, пошлин и дру­гих платежей, взимаемых в установленном поряд­ке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны" [26, с. 142].

Представляется, что налоговая система - бо­лее широкая категория. Названные выше авторы скорее всего говорили о системе налогов и сбо­ров, т.е. об одном из наиболее важных элементов налоговой системы. По этой причине, по-видимо­му, составители Налогового кодекса Российской Федерации вообще отказались от использования этого смутного по­нятия, ограничившись закреплением системы на­логов и сборов, а также общих принципов налогообложения. Тем не менее, объективная необходи­мость в изучении и правильном толковании понятия "налоговая система" существует, ибо оно аккумулирует в себе наиболее важную информа­цию, содержащуюся в налоговом законодатель­стве данной страны, и помогает политику, депута­ту парламента, преподавателю налогового права и студенту быстро, панорамно и объемно понять сложную область налоговых отношений. Не нуж­но забывать и то, что налоговая система (как ос­новная часть финансовой системы государства) всегда в большей или меньшей степени служит выражением и проводником финансовой полити­ки государства. Что же следует понимать под на­логовой системой?

Система, как ее определяют философы, - это совокупность элементов (частей) с отношениями и связями между ними, образующая определен­ную целостность и в таком качестве дающая со­ответствующий эффект. Система образуется в определенной среде, которой противостоит и во взаимодействии с которой проявляет все свои свойства. Система, как правило, не возникает сра­зу, но формируется медленно и неуклонно [24, с. 147].

Под налого­вой платежеспособностью понимается возмож­ность граждан, обязанных платить налоги, по­крывать эти денежные обязательства перед госу­дарством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Понятие "налоговая платежеспособность" давно используется в сочи­нениях ученых-финансистов. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 Налого­вого кодекса Российской Федерации, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".

Налоговая платежеспособность как элемент налоговой системы предшествует всем другим элементам. Установлению законом системы налогов и сборов, обложению ими населения стра­ны должна предшествовать оценка государством его платежеспособности.

Налоговая платежеспособность населения страны включает два компонента: налоговое бремя; тяжесть налогового обложения.

Налоговое бремя представляет тот фи­нансовый груз, который государство непосред­ственно возлагает на общество. Юридически этим бременем является установленная законом (в Российской Федерации - Налоговым кодексом Российской Федерации) система налогов и сборов, экономически - сумма фискальных платежей, которые граждане страны несут в непосредственной связи с уплатой налогов и сборов [1, с. 29].

Под тяжестью налогообложения следует понимать, с одной стороны, материаль­ные потери и лишения, с которыми бывает связа­на для плательщика уплата налогов, с другой сто­роны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты на­логов. Тяжесть налогообложения - это величи­на той доли дохода отдельного налогоплательщи­ка, которая может быть обращена на уплату на­лога без вреда для его хозяйственной деятельности или, напротив, с большими потеря­ми для этой деятельности. Современный мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% дохода - это тот предел тяжести налогообложения, за кото­рым у плательщика исчезают стимулы к предпринимательской деятельности.

Современная российская финансовая наука и практика по вопросу о налоговой платежеспособ­ности граждан используют выработанный миро­вой наукой и практикой показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валово­му внутреннему продукту. Без него трудно опре­делить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов и изменяя налоговые ставки, не имеет право переступать [2, с. 49].

Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ их совершенствование