Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность и значение налоговой системы Республики Беларусь……5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….15
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..15
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..18
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….35
Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью «переданных» в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствующих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок и сроков их уплаты.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса [10, с. 26].
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [6, с. 66].
В приведенном перечне налогов и сборов отражены все изменения состава республиканских налогов по состоянию на момент принятия Налогового кодекса Республики Беларусь.
В отличие от налога на доходы и прибыль, применяемого ранее, предусматривается введение налога на прибыль в качестве самостоятельного налогового платежа, без присущей ему ныне множественности объектов налогообложения.
Налоги на доходы сохраняются в виде самостоятельной позиции, но сфера их применения сокращается. Так банковские и страховые учреждения с 2007 г. уплачивают не налог на доходы, а налог на прибыль. Дивиденды и приравненные к ним доходы также облагаются налогом на прибыль.
Доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, не имеющих на территории республики постоянных представительств, но извлекающих доходы от источников в Республике Беларусь, будут облагаться налогом на прибыль.
Действующий ныне в Республике Беларусь экологический налог разделяется Налоговым кодексом на собственно экологический налог и налоги с пользователей природными ресурсами, в состав которых войдут налог за добычу природных ресурсов и налог за пользование государственным лесным фондом.
Налог за добычу природных ресурсов является эквивалентом взимаемых в настоящее время в соответствии с данным законом платежей за пользование природными ресурсами.
Налог за пользование государственным лесным фондом представляет собой аналог действующего лесного дохода. Его плательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом Республики Беларусь на основании выдаваемых в установленном порядке специальных разрешительных документов [13, с. 214].
В Налоговом кодексе предусматривается также единый земельный налог, которым будут облагаться земельные участки как юридических, так и физических лиц.
Под позицией «дорожные налоги и сборы» объединены четыре самостоятельные платежа, являющиеся доходными источниками республиканского и местных дорожных фондов, функционирующих в составе бюджета в виде государственных целевых бюджетных фондов. К их числу отнесены: налог с пользователей автомобильными дорогами, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж автомобильного топлива и сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам Республики Беларусь.
Из действующего законодательства Республики Беларусь в перечень республиканских налоговых платежей также перенесены регистрационные и лицензионные сборы, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый, оффшорный и консульский сборы, экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников.
Отмена с 2007 г. чрезвычайного налога позволила уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, снизить на этой основе заинтересованность субъектов хозяйствования выплачивать заработную плату с использованием схем, выводящих ее из-под контроля налоговых органов, создать реальные предпосылки для легализации нанимателями действительных размеров оплаты труда.
Отмена в перспективе сборов и отчислений из выручки от реализации товаров (работ, услуг), взимаемых в настоящее время в государственные целевые бюджетные фонды, была бы оправдана ввиду того, что такие налоговые платежи оказывают крайне негативное воздействие на экономику Республики Беларусь, ухудшают конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках и отрицательно влияют на результаты хозяйственной деятельности белорусских предприятий.
К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог за услуги; налог за владение собаками; сбор на развитие территорий; сборы с заготовителей, курортный сбор, [22, с. 28].
В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.
Зачастую перечень видов местных налогов и сборов остается открытым, т. е. предусматривает позицию «и другие», а определяемые элементы налогообложения, такие, как плательщики, объекты налогообложения, налоговая база и ставки, не имеют конкретики и ограничиваются лишь общими, рамочными, нормами.
В условиях недостаточной правовой определенности вопросы применения таких налоговых платежей решаются местными органами власти, самостоятельно исходя из интересов местного бюджета и налогового потенциала подведомственных территорий. В итоге на каждой из административных территорий Республики Беларусь может действовать свой перечень местных налогов и сборов с отдельно установленными ставками, объектами обложения, порядком исчисления и уплаты [18, с. 196].
Такая ситуация вызывает обоснованные нарекания со стороны субъектов хозяйствования, являясь особенно острой для организаций, имеющих свои обособленные структурные подразделения во всех регионах республики и строящих свою деятельность на принципах единого баланса.
Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.
Под сборами с пользователей в приведенном перечне объединены: сбор за парковку на улицах населенных пунктов и пользование стоянками в специально оборудованных местах, сбор за осуществление розничной торговли на территории города (района), сбор за пользование местной символики, сбор за право проведения аукционов.
Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.
Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положений Налогового кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж - нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов [14, с. 133].
Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет основные правовые рамки введения и применения таких платежей путем регламентации состава плательщиков местных налогов и сборов, их объектов налогообложения и налоговой базы с одновременным ограничением уровня налогового изъятия посредством установления предельного размера налоговых ставок.
ГЛАВА 2
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации
Система налогов и сборов, закрепленная Налоговым кодексом Российской Федерации, является частью налоговой системы Российской Федерации. И с экономической, и с формально-юридической точки зрения система налогов и сборов представляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налоговой системы Российского государства. Недаром И.Х. Озеров сводил налоговую систему к "совокупности налогов, сложившихся в данном государстве".
Понятие "налоговая система" было введено в российское законодательство Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который трактовал его крайне упрощенно и определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Данное определение было в целом воспроизведено в работах Н.И. Химичевой, Г.В. Петровой, И.Г. Денисовой, видного украинского ученого Н.П. Кучерявенко и др. Классическое определение подобного понимания налоговой системы дает проф. Г.В. Петрова. "Налоговая система, - подчеркивает она, - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны" [26, с. 142].
Представляется, что налоговая система - более широкая категория. Названные выше авторы скорее всего говорили о системе налогов и сборов, т.е. об одном из наиболее важных элементов налоговой системы. По этой причине, по-видимому, составители Налогового кодекса Российской Федерации вообще отказались от использования этого смутного понятия, ограничившись закреплением системы налогов и сборов, а также общих принципов налогообложения. Тем не менее, объективная необходимость в изучении и правильном толковании понятия "налоговая система" существует, ибо оно аккумулирует в себе наиболее важную информацию, содержащуюся в налоговом законодательстве данной страны, и помогает политику, депутату парламента, преподавателю налогового права и студенту быстро, панорамно и объемно понять сложную область налоговых отношений. Не нужно забывать и то, что налоговая система (как основная часть финансовой системы государства) всегда в большей или меньшей степени служит выражением и проводником финансовой политики государства. Что же следует понимать под налоговой системой?
Система, как ее определяют философы, - это совокупность элементов (частей) с отношениями и связями между ними, образующая определенную целостность и в таком качестве дающая соответствующий эффект. Система образуется в определенной среде, которой противостоит и во взаимодействии с которой проявляет все свои свойства. Система, как правило, не возникает сразу, но формируется медленно и неуклонно [24, с. 147].
Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Понятие "налоговая платежеспособность" давно используется в сочинениях ученых-финансистов. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".
Налоговая платежеспособность как элемент налоговой системы предшествует всем другим элементам. Установлению законом системы налогов и сборов, обложению ими населения страны должна предшествовать оценка государством его платежеспособности.
Налоговая платежеспособность населения страны включает два компонента: налоговое бремя; тяжесть налогового обложения.
Налоговое бремя представляет тот финансовый груз, который государство непосредственно возлагает на общество. Юридически этим бременем является установленная законом (в Российской Федерации - Налоговым кодексом Российской Федерации) система налогов и сборов, экономически - сумма фискальных платежей, которые граждане страны несут в непосредственной связи с уплатой налогов и сборов [1, с. 29].
Под тяжестью налогообложения следует понимать, с одной стороны, материальные потери и лишения, с которыми бывает связана для плательщика уплата налогов, с другой стороны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты налогов. Тяжесть налогообложения - это величина той доли дохода отдельного налогоплательщика, которая может быть обращена на уплату налога без вреда для его хозяйственной деятельности или, напротив, с большими потерями для этой деятельности. Современный мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40% дохода - это тот предел тяжести налогообложения, за которым у плательщика исчезают стимулы к предпринимательской деятельности.
Современная российская финансовая наука и практика по вопросу о налоговой платежеспособности граждан используют выработанный мировой наукой и практикой показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Без него трудно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов и изменяя налоговые ставки, не имеет право переступать [2, с. 49].
Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ их совершенствование