Современная бюджетно-налоговая политика России (2008-2010г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Краткое описание

Отношения в бюджетно-налоговой сфере являются одним из ключевых элементов финансовой системы современной России. Без полноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим.

Файлы: 1 файл

Современная бюджетно-налоговая политика.docx

— 15.88 Кб (Скачать)

Современная бюджетно-налоговая  политика России (2008-2010г.)

Отношения в бюджетно-налоговой  сфере являются одним из ключевых элементов финансовой системы современной  России. Без полноценного решения  проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход  на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим. За несколько последних лет выкристаллизовались  следующие основные диспропорции между  доходами экономики и налоговыми поступлениями:

Во-первых, уровень  налогового бремени реального сектора  экономики (исключая экспортоориентированные  сектора) не позволяет финансировать  даже простое воспроизводство.

Во-вторых, значительная часть экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под  налогообложения.

В-третьих, общая  величина недоимок и неуплаченных санкций  превысила все мыслимые пределы. Устранение вышеназванных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства.

Основным принципом  достижения сбалансированного и  ориентированного на экономический  рост бюджета является опережающий  рост доходов бюджета при эффективном  контроле над расходными статьями. Источником роста доходов бюджета  должны являться, в первую очередь, доходы, генерируемые экономическими агентами в результате экономического роста. Поэтому принципиальную важность имеют налоговые стимулы для  поддержания экономической конъюнктуры, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Важной статьей пополнения доходной части бюджета являются также доходы от реализации государством своей собственности, что предполагает эффективное управление государственной  собственностью, рентные доходы от использования природных богатств России, повышенные ставки налогообложения  предметов роскоши, недвижимости, алкоголя.

Несмотря на то, что правительство РФ приступило к налоговой реформе, в указанном  направлении остаются крайне настоятельными следующие меры.

1. Экстренные меры  по возврату задолженности с  установкой на получение максимума  “живых” денег в бюджет при  неукоснительном исполнении дальнейших  бюджетных платежей (причем в  современных условиях обеспечение  своевременных текущих платежей  важнее взыскания задолженности  – не только пеней и штрафов,  но и основной суммы долга).

2. Срочное упрощение  налоговых платежей для мелких  и средних предприятий, установление  для мелких предприятий только  двух платежей – социального  налога и платы за лицензию (патент), а для средних предприятий  – трех – дополнительно еще  и НДС.

3. Проведение реформы  налогообложения для предприятий  реального сектора экономики,  которая должна привести к  снижению нормы обложения и  увеличению налоговой массы (особенно  в виде денежных платежей). В  частности, необходимы значительное  снижение налоговой нагрузки  для исправно платящих налоги  предприятий, а также возможность  для всех остальных перейти в категорию пониженного налогообложения после погашения недоимок.

5. Перевод всей  бюджетной сферы на сметную  систему финансирования с введением  штатного расписания, норм расходов  и т. д.

6. Совершенствование  процедур формирования государственного  заказа на основе бюджетных  расходов (как на федеральном,  так и на региональном уровне). Государственный заказ должен  содержать не только объемы, но  и цены, и, кроме того, качественные  характеристики той продукции,  которую будут закупать. Конкурс  может и должен проводиться  вокруг вариантов более низких  цен и более высокого качества.

Реализация главной  цели общественного развития – создание условий для обеспечения благополучия, безопасности и достойной жизни  граждан России – предполагает в  области бюджетной политики достижение сбалансированности между социальными  обязательствами власти и ее возможностями  мобилизации финансовых ресурсов как  на федеральном, так и на региональном уровне.

Чтобы реально оценивать  возможности государства по выполнению его обязательств, следует четко  представлять себе положение дел  в бюджетной сфере. В настоящее  время президентом РФ провозглашен курс на сбалансированный бюджет, тем  не менее бездефицитность бюджета  есть не более, чем фикция. В действительности дефицит федерального бюджета “перетекает” в бюджеты субъектов Федерации. Это происходит из-за того, что реально  не учитываются социальные обязательства  регионов, которые являются государственными обязательствами.

Перспективы дальнейшего  существенного снижения налоговых  поступлений от реального сектора  экономики вызывают настоятельную  необходимость в кратчайшие сроки  приступить к снижению налогового бремени. При этом следует исходить из того, что грамотно проведенное снижение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступлений  не только в будущем (за счет наращивания  объемов производства и увеличения его эффективности), но и в настоящее  время (за счет снижения недоимок и  общего сокращения неплатежей).

Должны быть установлены  такие ставки по основным налогам  и обязательным платежам, которые  не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора  для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки для таких  ставок (в бюджеты всех уровней): по НДС не выше 10%, по налогу на прибыль  не выше 20%, по всем видам социальных отчислений (пенсионный фонд, фонд занятости, фонды социального и медицинского страхования) не выше 25% от налогооблагаемой базы. При этом в случае инвестирования прибыли в основной и оборотный  капитал льготы по налогу должны сводить  ставку налога к нулю.

Целесообразно, чтобы  другие предприятия получали возможность  применения пониженных ставок непосредственно  после уплаты просроченной задолженности  по налогам, а крупные предприятия  – после подписания с фискальными  органами договора о реструктуризации долгов. Для преодоления бюрократизма и волокиты необходимо установить жесткий  срок проведения проверок от момента  подачи предприятием соответствующего заявления о реструктуризации.


Информация о работе Современная бюджетно-налоговая политика России (2008-2010г.)