Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:04, шпаргалка
Налоговое право—отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения
Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщики –
организации и физические лица, на
которых в соответствии с НК возложена
обязанность уплачивать соответственно
налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового
статуса налогоплательщиков составляет
совокупность закрепленных налоговым
законодательством субъективных прав и обязанностей
в сфере налогообложения.Налогоплательщ
Налоговое право—отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения
Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредстве
Метод НП – это обусловленная спецификой предмета
налогового права совокупность способов,
приемов, средств правового воздействия
на налоговые отношения.Признаки метода НП:1. Приоритет
публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут
государства, без которого оно не может
существовать. НП имеет фискальный характер,
его главная цель – в обеспечении государства и местного
самоуправления финансовыми ресурсами
для реализации публичных задач и функций.
Все остальные задачи носят вторичный,
производный характер.2. Преобладание обязывающих
и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие
инициативы плательщика, не в порядке
кредитования или благотворительного
взноса, а в силу конституционно-правовой
обязанности.Поэтому большинство налоговых норм
являются обязывающими либо запрещающими,
хотя, разумеется, и дозволяющие нормы
здесь присутствуют.3. Императивность
Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет обязанность уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого конституционными и правовыми основами государства.Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК.Налоговый кодекс – важнейший источник налогового права, обладает внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений.Подзаконные нормативные акты. Налоговые реформы направлены на ограничение и постепенное вытеснение ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти в предусмотренных налоговым законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. Налоговые и таможенные органы согласно п. 2 ст. 4 НК не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.Международные договоры включают налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров (ст. 7 НК).Судебный прецедент представляет собой правило поведения (правоположение), сформулированное в судебном решении по конкретному делу и имеющее общеобязательное значение для широкого круга лиц, включая другие суды. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел. В России, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право де-факто имеет место. В период становления налогового права огромное значение имеет судебная практика высших судебных инстанций, особенно Конституционного Суда РФ.
Арест имущества – действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика (налогового агента) в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух условий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.Арест применяется только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и может быть наложен на все его имущество. При этом должен соблюдаться принцип необходимой достаточности, то есть стоимость арестованного имущества должна быть обоснованной – необходимой и достаточной для исполнения налоговой обязанности. Таким образом, аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.Арест имущества производится с санкции прокурора при обязательном участии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при аресте имущества лично либо в лице своего представителя. В ночное время проведение ареста имущества не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В протоколе об аресте имущества либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, но сама по себе подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста.
Способы обеспечения налоговой
обязанности по НК: 1) залог имущества;
2) поручительство; 3) пеня; 4) приостановление
операций по счетам в банке; 5) наложение
ареста на имущество налогоплательщика.Закрепленный
в ст. 72 НК перечень является закрытым, поэтому в налоговых правоотношениях
не могут применяться иные меры обеспечения,
предусмотренные, например, ГК.Применение
залога и поручительства в сфере налогообложения
ограничивается случаями изменения сроков
исполнения налоговой обязанности, то
есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного
налогового кредита. Пеня, приостановление
операций по счетам в банке и арест имущества
применяются во всех случаях, когда налоговому
органу необходимо осуществить принудительное
взыскание налога.Залог – это соглашение между залогодателем
и налоговым органом (залогодержателем),
в силу которого последний имеет право
в случае неисполнения налогоплательщиком
обязанности по уплате причитающихся
сумм налога и начисленных пеней осуществить
исполнение этой обязанности за счет стоимости
заложенного имущества. Залог имущества
оформляется договором между налоговым
органом и залогодателем. При этом залогодателем
может быть как сам налогоплательщик,
так и третье лицо.Предметом залога выступает любое имущество, в отношении
которого может быть установлен залог
по гражданскому законодательству, за
исключением имущества, выступающего
предметом залога по другому договору.
При залоге имущество может оставаться
у залогодателя либо передаваться за счет
средств залогодателя налоговому органу
(залогодержателю) с возложением на последнего
обязанности по обеспечению сохранности
заложенного имущества. Совершение сделок
в отношении заложенного имущества может
осуществляться только по согласованию
с залогодержателем.Поручительств
Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо недоимки и независимо от применения других мер обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также мер ответственности за налоговые правонарушения.Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога. Таким образом, уплату пеней законодатель связывает со сроком уплаты налога. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или же на имущество наложен арест. Взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном.
характеристики
ст116Истечением срока подачи заявления о
постановке на учет в налоговом органе
следует считать не с даты внесения изменений
в устав предприятия, а с момента создания
структурного подразделения, которым
определяется дата создания оборудованных
стационарных рабочих мест. (Постановление
ФАС ЗСО от 14.04.03 №Ф04/1710-293/А70-2003).На налогоплательщика,
вставшего на налоговый учет в налоговом
органе по одному из оснований, предусмотренных
статьей 83 НК РФ, не может быть возложена
ответственность за неподачу заявления
о повторной постановке на учет в том же
налоговом органе по иному основанию,
упомянутому в этой статье. (Постановление
ФАС ВСО от 18.02.03 №А58-3700/02-Ф02-214/03-С1).