Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов - дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4
1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….…4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………....5

Глава II. Налоговая система России…………………………………………...………..6
2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………6
2.2. Федеральные налоги………………………………………………………...7
2.3. Республиканские налоги…………………………………………………..10
2.4. Местные налоги……………………………………………………………11
2.5. Налоговое планирование…………………………………………………14

Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……..…15
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.DOC

— 147.00 Кб (Скачать)

Основными доходными частями местных бюджетов являются отчисления от федеральных налогов. Это положение естественно для современной экономики и, вероятнее всего, сохранится в обозримом будущем.

 

Налог на рекламу

Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция по Москве разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога  на рекламу в Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.

 

Плата за землю

Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.

Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Земельный налог взимается в расчете за год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам. Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. За земельные участки, обслуживающие строения,  которые находятся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников, соразмерно их доле на эти строения.

Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. Земельный налог и арендная плата не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу, они освобождаются от указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право и по истечении последующего срока уплаты налога.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется, исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом в городах и поселках городского типа, исчисляется с юридических лиц и граждан в размере 3% ставки земельного налога.

Налог за земли под дачные участки кооперативам и индивидуальным гражданам в границах города, поселковой черты исчисляется в размере 3% ставки земельного налога. Налог за часть площади данных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городе и рабочих поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях допущенное исчисление суммы налога, уплачивается в следующие сроки: суммы, причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца сроки платежей, но с тем, чтобы за уплату соответствующей суммы плательщику было предоставлено не менее 15 дней с момента вручения платежного извещения на доплату налога; суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными долями в два года, - равными долями в два срока уплаты.

 

2.5. Налоговое  планирование.

 

       Налоговое  планирование – это  использование физическими  и  юридическими  лицами  своих  прав для  минимизации  налоговых  платежей  в  рамках  действующих  законов.

       Во-первых,  большое  значение  с  точки  зрения  налогообложения  имеет  оптимальный  выбор  организационно-правовой  формы  и  внутренней  структуры  компании. В  нашей  стране  есть  возможность  получать  налоговые  льготы, пользуясь  статусом  малых  и  средних  предприятий, недавно  созданных  компаний, предприятий  по  производству, переработке  и  реализации  сельскохозяйственных  продуктов. В  ряде  случаев целесообразно  оформить  предпринимательскую  деятельность  не  на  юридическое  лицо, а  на  гражданина, так  как  ставка  налога  на  доходы  физического  лица  меньше.

       Второе  направление – это  выбор  места  для  размещения  или  регистрации  фирмы  с  точки  зрения  уровня  налогообложения. Во  всём  мире  существуют  свободные  экономические  зоны – территории, где иностранные  и  отечественные  фирмы  пользуются налоговыми  льготами. Логическим  развитием свободных  экономических  зон  в  мировой  экономике  являются  оффшорные  центры. Это  территории  или  целые  государства, заинтересованные  в  регистрации  у  них  иностранных  компаний  и ради  этого  гарантирующие  особенно  низкие  налоговые  ставки  и  отсутствие  жёсткого  контроля  над  иностранными  капиталами. Оффшорная  компания  может  быть  создана  только  иностранным  резидентом  и  не  имеет  право  осуществлять  какую-либо  деятельность  на территории  той  страны, где  она  зарегистрирована. В  оффшорных  зонах  регистрируются  российские  фирмы,  участвующие  в  торговле, транспорте, движении  капитала  в  мировом  масштабе.

       Третье  направление – тщательное  исследование  и  использование  действующих  налоговых  льгот, связанных  с  производственной, коммерческой  финансовой  деятельностью  предприятия. Финансисты  компании должны  блестяще  знать  и  постоянно  следить  за  изменениями  налоговых  стимулов.

       Четвёртое направление – это способы использования  прибыли для  максимального уменьшения  налоговых  обязательств. Если  предприятие  использует  прибыль  на  техническое  перевооружение, реконструкцию  производства, научные  исследования, то  оно пользуется  налоговыми  льготами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

 

Проблемы налоговой системы РФ

и пути ее совершенствования

 

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Фундамент новой налоговой системы был заложен еще в 1992 году в результате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действующих налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств, независимо от формы собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано.

Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики.

Слабый контроль над сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостаток нашей налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога. В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна,  так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

Действительно, налоговая система противоречива, она страдает рядом принципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся их проанализировать.

1.      Система создает два различных налоговых режима. Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов,  выставляемых в качестве кормильцев мира; второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

2.      Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

3.      Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

4.      Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.

5.      Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.

6.      Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

 

 

 

 

 

 

Перечень задач в налоговой политике

 

1.        Полная регламентация взаимоотношений между государством и налогоплательщиком, исключающая введение налогов не иначе как в соответствии с законодательными актами.

2.        Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года налоговой системы, ее простота и доступность для освоения налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.

Информация о работе Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования