Правовой механизм защиты прав налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:44, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовое регулирование порядка защиты прав налогоплательщиков (налоговых агентов) осуществляют такие документы, как:
1.Налоговый Кодекс РФ – часть первая, раздел VII, главы 19 и 20;
2.Арбитражный процессуальный Кодекс РФ;
3.Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке1.

Файлы: 1 файл

курсовик переделаный.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Глава 1.Правовой механизм защиты прав налогоплательщиков

    1. Нормативно-правовое регулирование способов защиты прав налогоплательщиков

     Нормативно-правовое регулирование порядка защиты прав налогоплательщиков (налоговых агентов) осуществляют такие документы, как:

     1.Налоговый Кодекс РФ – часть первая, раздел VII, главы 19 и 20;

     2.Арбитражный процессуальный Кодекс РФ;

     3.Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке1.

     Налоговый Кодекс РФ предоставляет налогоплательщику  четыре способа для защиты своих  прав по итогам налоговой проверки:

     1) представление возражений по  акту налоговой проверки;

     2) подача апелляционной жалобы  на решение налогового органа, не вступившего в законную  силу;

     3) обжалование вступившего в силу  решения налогового органа в  вышестоящий налоговый орган;

     4) судебное обжалование решения  налогового органа.

     Применение  того или иного способа зависит  от того, на какой стадии налогоплательщиком принято решение о защите своих  прав: до принятия налоговым органом  Решения по результатам налоговой  проверки или после. И если после принятия налоговиками Решения, то до вступления этого Решения в силу или после.

     Первые  три способа образуют так называемый «досудебный» или «административный» порядок урегулирования налогового спора.

     Защищать  свои права налогоплательщику желательно именно в той последовательности, которая нами выше и указана: т.е. начиная с письменных возражений на акт и только заканчивая судебным обжалованием решения, поскольку последний вариант защиты требует уже не только аргументов, но ещё и денежных затрат (госпошлина, услуги адвоката для представительства в суде – при отсутствии, конечно, в штате собственных специалистов, способных защищать интересы организации).

    1. Виды юридической ответственности за нарушения прав и интересов налогоплательщиков.

     1). АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ  НАРУШЕННЫХ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

     Административный способ представляет собой возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа, а также его действие или бездействие в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с правилами, установленными статьей 138 НК РФ.  
Порядок и сроки обращения в вышестоящую инстанцию нашли свое отражение в статьях 139 и 101.2  Налогового кодекса.

Сущность административного  порядка защиты прав и законных интересов

налогоплательщиков  состоит в том, что вся процедура разрешения споров

происходит исключительно  в налоговых органах без вынесения  дела в суд.

Содержание административного  порядка защиты прав и законных интересов

для разных субъектов  налоговых правоотношений различное. Так, для

налогоплательщиков  административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой службы - защита интересов государства состоит в бесспорном списании со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств.

      Широкая сфера применения административного  порядка защиты прав и интересов налогоплательщиков обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов, так как налоговая политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. В этой связи прерогативой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. Однако в случае оспаривания законности действия налоговых органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоплательщика защищать свои права в административном порядке. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

  При всей своей оперативности и относительной простоте административный способ не обеспечивает полной защиты прав налогоплательщика, поскольку органы исполнительной власти значительно ограничены в возможностях налогового нормотворчества и потенциально стремятся эти ограничения преодолеть, иногда в ущерб законности. Поэтому, как правило, рассмотрение споров налогоплательщиков и налоговых органов в вышестоящих налоговых инстанциях является лишь первой стадией разрешения конфликта, за которым следует судебное разбирательство.

      Для рассмотрения споров с налогоплательщиками  в налоговых органах могут создаваться специальные подразделения, как это, например, принято в США, Франции и в ряде других стран. Однако в структуре ГНС РФ нет подразделения, главной задачей которого было бы рассмотрение споров. Каждое функциональное звено рассматривает конкретные ситуации, затрагивающие его сферу деятельности.

Контрольное и юридическое Управления, созданные в структуре ГНС РФ, в основном выполняют функцию методических центров, а не органов по рассмотрению споров.

      Как правило, в ГНИ обжалуются акты документальных проверок предприятий, в результате которых инспекторами ГНИ установлены нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета дохода (прибыли). При этом руководитель предприятия и главный бухгалтер обязаны подписать акт проверки, но вправе сделать соответствующую запись о возражениях с письменным разъяснением своей позиции. Согласно "Временному указанию о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от вида деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль" ( в редакции письма ГНС РФ от 39.04.93 N ВГ-6-01/160) проект решения по результатам проверки разрабатывается руководителем отдела ГНИ совместно с лицом, проводившим проверку. По каждой документальной проверке руководитель ГНИ или его заместитель должны лично в 10-ти дневной срок со дня получения акта рассмотреть все материалы и принять решение.

В соответствии со ст.14 Закона РФ от 21.03.91 " О Государственной

налоговой службе РФ" (с изменениями и дополнения ) налогоплательщик имеет право в месячный срок с момента вынесения решения обратиться с соответствующей жалобой. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены.

Закон обязывает  руководителей налоговых органов  всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков. Решение по жалобе должно приниматься руководителем вышестоящей налоговой инспекции в месячный срок со дня поступления жалобы, и может быть обжаловано в следующих инстанциях вплоть до ГНС России. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. При этом, как отмечалось ранее, административный порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков не исключает возможности их обращения в суд для разрешения спора.

2). СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Среди способов защиты прав и законных интересов  налогоплательщиков основным является судебный. Это во многом обусловлено и тем, что согласно ст.118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации обеспечивается только судом. Поэтому налогоплательщик может обратиться в суд не прибегая к административной процедуре разрешения споров: согласно ст.13 и 16 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. При этом убытки, причиненные гражданину

или юридическому лицу, подлежат возмещению из бюджетов соответствующих уровней.

Налоговые споры  могут рассматриваться судами, разрешающими любые категории дел. Однако, поскольку эти споры весьма специфичны, в судах целесообразно было бы создавать специальные подразделения2.

     Содержание  судебного порядка защиты для  всех субъектов налоговых

правоотношений  одинаково. Оно заключается в  праве налоговых органов, а также налогоплательщиков обращаться за защитой своих законных интересов в судебные органы. Указания общего порядка о возможности обращения за судебной защитой содержаться в ст.46 Конституции Российской Федерации, а более конкретные – в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. К ним относятся: Законы РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 с последующими изменения и дополнениями, " О

государственной налоговой службе РФ" от 21.03.91, Указ

Президента РФ от 31.12.92г., утвердивший Положение " О государственной налоговой службе Российской Федерации"; кроме того действуют и некоторые акты СССР (в основном конкретные инструкции, положения, разъяснения) в части, не противоречащей действующему законодательству России.

     При  несогласии граждан с принятым  решением действия должностных лиц налоговой службы могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с Законом РФ"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 23.04.93 г. Подведомственность вышеуказанной категории гражданских дел определяется в соответствии с ГПК Российской Федерации и АПК Российской Федерации. В соответствии с АПК РФ (ст.22) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, к которым, в частности, относятся споры:

     - о признании не подлежащим  исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

     - о возврате денежных средств,  списанных органами, осуществляющими

контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке, с нарушением

требований закона или иного нормативного правового  акта;

     - о признании недействительными  (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, - и другие.

     К  спорам по актам, подведомственным  арбитражному суду, не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установлению задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распорядительным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой службы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспаривание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать в административном порядке в вышестоящую налоговую службу. В соответствии с действующим законодательством в арбитражном порядке оспариваются лишь акты государственных органов, не соответствующие законодательству и нарушающие охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений и организаций. К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридического лица в безакцептном порядке недоимки

по налогам  за подписью начальника или заместителя  начальника налоговой

инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке).

     Арбитражный  суд рассматривает также иски налогоплательщиков к органам налоговой полиции, поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщиков :

     - о признании недействительным  утвержденного в установленном  порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков;

     - иск о возврате  списанных сумм;

     - иск о признании недействительным  постановления органов налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

     По  общему правилу через судебные  органы общей компетенции   осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия дохода - на имущество этих лиц. Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимок налоговыми органами в соответствии с Положением "О взыскании не внесенных с срок налоговых и неналоговых платежей" должен быть наложен арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один - для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным

Информация о работе Правовой механизм защиты прав налогоплательщиков