Повышение результативности налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении теоретических основ повышения налогового контроля и повышения результативности налогового контроля.
В рамках вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- понятие, предмет и объект налогового контроля;
- формы и методы, а так же виды налогового контроля;
...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Понятие и особенности налогового контроля 5
1.2. Предмет и объект налогового контроля 7
1.3. Формы и методы проведения налогового контроля 10
1.4. Виды налогового контроля 13

2 ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 18
2.1 Проблемы налогового контроля 18
2.2 Оценка эффективности налогового контроля 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Повышение результативности налогового контроля.docx

— 76.61 Кб (Скачать)

В настоящее время для оценки эффективности налогового контроля налоговые органы применяют в качестве  основного показателя  коэффициент общей эффективности,  равный отношению суммы, взысканной из дополнительно начисленных в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника:

Кэф = Вз / З,

где Вз - сумма, взысканная из дополнительных начислений в расчете  на одного работника; 

З - сумма затрат на одного работника.

Исследование данного коэффициента позволяет сделать вывод о том, что если не будет взысканий из дополнительных начислений, то работа налоговых органов будет неэффективна. Поэтому он может применяться при оценке эффективности налогового контроля только в системе с другими показателями. [21, с 156]

Налоговыми  органами  для  оценки  эффективности  налогового  контроля  разработана  совокупность показателей. 

Анализ  соотношения численности специалистов инспекции, занимающихся основной деятельностью, и налогоплательщиков, состоящих на учете, проводится с помощью показателя нагрузки на одного специалиста

Н = К / Ч · 100%,

где К - количество налогоплательщиков, стоящих на учете;

Ч - численность специалистов по основной деятельности.  [4]

Для  оценки  количества  проведенных  проверок  рассчитывается  коэффициент  охвата налогоплательщиков выездными проверками:

К0 = КП / К · 100%,

где  К - количество  налогоплательщиков,  стоящих  на  учете; 

КП - количество  налогоплательщиков, которые проверялись в исследуемом периоде. При анализе данного показателя учитывается нагрузка на одного специалиста инспекции. Значение данного показателя рассматривается по отношению к значению аналогичного показателя предыдущего периода. [8, с. 260]

Для оценки нагрузки на одного работника налогового органа рассчитывается  показатель количества проверок на одного сотрудника:

КПС = П / Ч · 100%,

где П - количество проведенных  проверок;

Ч - численность специалистов по основной деятельности инспекции [5].

Последние два показателя необходимо использовать в совокупности с коэффициентом результативности проверок, который равен отношению  количества проверок, в которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных  проверок:

Кр = Р / П · 100%,

где П - количество проведенных  проверок;

Р - количество проверок, в  которых выявлены нарушения. [20, с. 134]

При оценке результативности проверок используется также показатель   результативности  проверок на   одного   специалиста, который равен отношению количества проверок, в которых выявлены нарушения, к численности специалистов основной деятельности:

КРС = Р / Ч · 100%,

где Р - количество проверок, в которых выявлены нарушения;

Ч - численность специалистов по основной деятельности.

Для оценки эффективности налогового контроля значение последних двух коэффициентов должно учитываться  в совокупности  со  значением коэффициента  охвата. Нельзя  делать выводы об эффективном результате налогового контроля, когда при высоком коэффициенте охвата и высоком значении количества проверок на одного специалиста, может быть нулевой коэффициент результативности. Значение коэффициента результативности должно рассматриваться в динамике  по  отношению к аналогичному  показателю  предыдущего периода. Снижение значения КПС не может являться прямым подтверждением снижения результативности  налогового  контроля  в  целом. [20, с. 68]

Другим показателем, используемым для оценки эффективности налогового контроля, является коэффициент взысканий, который равен отношению суммы, взысканной из доначислений, к сумме доначислений по результатам проверки:

Кв = В / Д · 100% ,

где В - сумма  взысканий  из  суммы  доначислений;

Д - сумма  доначислений  в  результате проверки.

При анализе эффективности налогового контроля обычно используют значение данного показателя в сравнении с предыдущим периодом. [8, с. 260]

Для получения сопоставимых данных между инспекциями при анализе эффективности налогового контроля используют показатели доначислений  на одного  специалиста   и на одну проверку и показатель взысканных сумм на одного специалиста и на одну проверку.

Следующим показателем, используемым для анализа эффективности налогового контроля является показатель удельного веса дополнительно начисленных сумм налоговых платежей к общему объему налоговых поступлений:

Куд = Д / С · 100% ,

где Д - сумма  дополнительно  начисленных  платежей;

С - сумма  поступивших  налоговых платежей.

Вышеназванные   коэффициенты оценки  эффективности контрольной работы  необходимо использовать системно и в динамике. [21, с. 139]

Система показателей оценки эффективности налогового контроля была бы неполной, если бы в нее не был включен коэффициент арбитражности, который равен отношению суммы недоимки, пени, установленной в арбитражном суде, к сумме недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по актам проверок:

К ар = Нар / Н пр ,

где Нар - сумма недоимки, пени, установленной в арбитражном  суде;

Нпр - сумма недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по актам проверок. [20, с. 91]

Норматив коэффициента арбитражности  равен 1.

Результат считается положительным, когда налоговые органы, предъявляя недоимку и пени, основывают свои требования на законных основаниях, которые признаются судом.

Как показывает практика, данный коэффициент обычно меньше 1. Основными  причинами вынесения судами решений  не в пользу налоговых органов  можно назвать такие, как:

- различное толкование  положений налогового законодательства  налоговыми органами и арбитражными  судами;

-  неприменение закона, подлежащего применению; 

-  нарушение  налоговым   органом  правил  оформления  ненормативных  актов,  в   том числе актов проверок, решений,  требований; 

-  неверное применение  налоговыми органами норм материального   права  в ненормативном акте.

В целях повышения эффективности контрольной работы необходимо: 

-  обратить  внимание  на  оформление  материалов  проверки  и  соответствие  принимаемых  решений требованиям действующего  законодательства;

-  применять  меры  ответственности  к  должностным   лицам  инспекции,  действия  или бездействие которых в  установленном порядке признанны  незаконными. 

Коэффициент   арбитражности   может   использоваться   независимо   от других показателей оценки эффективности. Данный коэффициент характеризует качество проведения контрольной работы.

Другим  показателем, отражающим качество проведения проверок как основной   формы налогового контроля может быть коэффициент проверяемости,  равный отношению количества проверок, по результатам,   которых суд вынес   решения в пользу налоговых органов, к количеству проверок, в которых выявлены нарушения в результате налоговых проверок:

К п = И / Р ,

где И - количество проверок, по актам которых суд вынес  решения в пользу налоговых органов;

Р - количество проверок, в  которых выявлены нарушения.

Предложенный показатель является показателем удельного  веса некачественных проверок в общем  числе проверок. Рост значения данного  показателя является увеличением доли качественных проверок в общем количестве проверок. Причинами, влияющими на увеличение удельного веса некачественных проверок в общем числе результативных проверок, являются те же причины, которые  влияют на уменьшение коэффициента арбитражности. [21, с. 170]

Обобщенно  и  систематизировано  показатели  оценки  эффективности  налогового  контроля можно представить  в таблице.

 

Таблица 1 Система показателей  эффективности налогового контроля

 

Показатель

Характеристика показателя

1

А

Б

Н

Показатель нагрузки

Количество налогоплательщиков, стояхих на учете / численность специалистов налогового органа по основной деятельности

К0

Показатель охвата налогоплательщиков проверками

Количество налогоплательщиков, которые проверялись в отчетном периоде / количество налогоплательщиков, стоящих на учете

КПС

Количество проверок на одного специалиста

Количество проведенных  проверок / Численность специалистов налогового органа по основной деятельности

Кр

Коэффициент результативности проверок

Количество проверок, в  которых выявлены нарушения / Количество проверок

КРС

Показатель результативности проверок на одного специалиста

Количество проверок, в  которых выявлены нарушения / Численность  специалистов основной деятельности

Кв

Коэффициент взыскиваемости

Σ взысканий из суммы доначислений / Σ доначислений в результате проверки

Куд

Удельный вес доначисленных  сумм в общей сумме поступлений

Σ дополнительных начислений / Σ всех поступлений в бюджет

Кэф

Показатель общей эффективности

Σ взысканий из дополнительных начислений на 1 специалиста / Σ затрат на одного специалиста

Кар

Коэффициент арбитражности

Σ недоимки, пени, установленных  в арбитражном суде / Σ недоимки, пени предъявленная налоговыми органами по

1

А

Б

1

А

Б

   

актам

Кп

Коэффициент качества

Количество проверок, по результатам которых суд вынес  решения в пользу налогоплательщиков / Общее количество налоговых проверок


 

2.2 Пути повышение результативности  налогового контроля

 

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно  и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование результативности действующих процедур контрольных проверок.

Анализ экономической  литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы  налогового контроля являются:

  1. наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения   документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных   кадровых   и материальных   ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной   результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей; [13, с. 51]
  2. применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков; [16, с. 95]
  3. использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей   объективно  учесть результаты деятельности   каждого   из них,   эффективно   распределить нагрузку   при планировании  контрольной   работы.  [20, с. 27]

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных   проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных   для   современного этапа   экономического   развития  России. Та  система отбора,  о которой  мы   говорили выше, разработана центральным аппаратом ГНС России с учетом мирового опыта.   Подобная   система  наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков   для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений  за счет  внезапности и  непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Информация о работе Повышение результативности налогового контроля