Понятие налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - сформулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. 6
1.1 Сущность налогообложения 6
1.2 Принципы налогообложения 7
1.3 Элементы налога 8
1.4 Способы взимания налогов 9
1.5 Функции и виды налогов 10
ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ. 12
2.1 Налоговый кодекс Российской Федерации 12
2.2 Основные налоги Российской Федерации 15
2.3 Некоторые особенности налогообложения в России. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

Акциз является  косвенным  налогом,  включаемым  в  цену товара,  и  оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную  стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене  налога  с оборота и налога с продаж. Рыночная экономика  неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Плательщиками  акцизов  являются все  находящиеся на  территории РФ предприятия и организации, реализующие  вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения  является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих  обложению акцизами,  относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили,  грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Поимущественные налоги, прежде всего  налоги на имущество, дарения и наследство.

Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки  и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.

Налогом на имущество предприятий  не облагаются имущество бюджетных  учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.

Ставки налога на имущество предприятий  определяются в зависимости от видов их деятельности.

Налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения

Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия.

Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

 

2.3 Некоторые особенности  налогообложения в России.

Сейчас в России действует почти  три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все  из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения  наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются  существенные различия по странам. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и остались лишь несущественные различия.

За последние годы система взаимоотношений  предприятий с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой.

Нормально функционирующая система  налогов является одним из средств  борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного  дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего — социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

 

Заключение

Налоговая система — одна из ключевых составляющих рыночной экономики. Она является главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в  отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть всевозможные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере соответствует новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению  налоговой системы.  Это и понятно.  Чем  проще  налоговая система, тем,   проще определять экономический  результат,  меньше забот при составлении  отчетных  документов и  тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того,  как снизить  себестоимость продукции,  а не  на то,  как снизить налоги.  Налоговым же органам проще следить  за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

   Такая тенденция подтверждается  тем,  что в некоторых странах  вообще существует  один единственный  налог на добавленную стоимость.

   В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют  различные налоги, отчисления, акцизы  и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к  тому,  что  бухгалтерия предприятий очень  часто  ошибается при отчислениях налогов,  в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную  уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Так как налоговые реформы в  сущности продолжаются и по сей день, данная тема остаётся актуальной и  сегодня, когда и сама экономика  России начинает стабилизироваться.

 

Список литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «ДИС», 2005
  2. Бабич А.М. , Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  3. Жyрнал "Финансы" N 9 за 2002 год
  4. Журавлева Г.П., Мильчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002
  5. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2004
  6. Макконнел К., Брю С. Экономикс. 15-е изд. М.: Инфра-М, 2005. Ч. 2-4
  7. Маркс К. ,  Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., том 21
  8. Поляк Г.Б.,  Романов А.Н.  Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  9. Райзберг Б.А.  Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2006
  10. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 15-е изд. М.: Бином – КноРус, 1997. Ч. 1.
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000
  12. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 2003.
  13. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: «Приор-издат», 2004
  14. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 2004
  15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006
  16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба
  17. www.iet.ru – институт экономики переходного периода

 

 




Информация о работе Понятие налоговой системы