Понятие и виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 01:23, реферат

Краткое описание

Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, то есть систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.

Оглавление

1. Понятие и виды источников права.
2. Правовой обычай и правовой прецедент.

Файлы: 1 файл

кр право.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

    Договор  с нормативным содержанием. В  условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.

    Нормативные  договоры получают все более  широкое распространение в к   конституционном, трудовом, гражданском,  международном и

* См.: Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985 С. 8.

2 Судебный прецедент следует отличать от прецедента толкования нормативных актов высшими судебными органами, специфика которого связана в основном с его процедурой и ориентацией на логические проблемы содержания толкуемого акта.

других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

    Любой  договор с нормативным содержанием  имеет следующие свойства:

 

1) содержит норму  общего характера; 

 

2) добровольность  заключения;

 

3) общность интереса;

 

4) равенство  сторон;

 

5) согласие участников  по всем существенным аспектам договора;

 

6) эквивалентность  и, как правило, возмездность;

 

7) взаимную ответственность  сторон за невыполнение или  ненадлежащее 

исполнение  принятых обязательств;

 

8) правовое  обеспечение.

 

     В  отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.

Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.

     Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

     Нормативно-правовые  акты следует отличать от иных  формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме (уставы политических партий, разнообразные акты общественно-политических движений и общественных организаций, инструкции по пользованию электронной техникой, бытовыми приборами и т.д.). Это отличие выражается в следующем:

 

1) нормативно-правовые  акты исходят от государства,  выражают сбалансированную государственную  волю. При этом они являются  ре- 

Подробнее о  нормативных договорах см.: Тихомиров Ю.А Публичное право М., 1995.

Зультатом  правотворческой  деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на То законом) государственных  органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные  организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;

 

2) их основное  содержание составляют типичные  нормативные предписания, обладающие  определенной юридической силой  и устанавливающие единый, государственно-властный  порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;

 

3) они имеют  строго определенную документально-письменную  форму (закон, указ, постановление  и т.д.). Это официальные акты-документы,  имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;

 

4) нормативно-правовые акты  принимаются и осуществляются  в юридически урегулированном  процедурно-процессуальном порядке;

 

5) их реализация обеспечивается  комплексом мер государственного  воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

Нормативно-правовые акты не следует отождествлять не только с нормативными, но и с иными  правовыми (правопримснитсльными, интерпретационными) актами, имеющими свою видовую специфику.

Так:

• если нормативно-правовой акт направлен на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений (Уголовный кодекс РФ), то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи (приговор суда);

• если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно  большое количество ситуаций, то акт  применения права – на однократную  реализацию;

• если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован  неопределенно большому числу людей, попавших в типичную жизненную ситуацию, то акт применения имеет конкретного адресата.

    В отличие от  нормативно-правового интерпретационный  акт (акт толкования) вообще не  содержит норм права. Выполняя  вспомогательные функции, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний, обслуживает нормативный акт.

В итоге нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный  акт-документ компетентного право-творческого  органа, содержащий нормы права.

    Следует иметь  в виду, что некоторые преимущества  нормативно-правового акта могут  превратиться в недостатки. Так,  стереотипность, абстрактность формы  не позволяет порой учитывать  многообразия жизненных реалий  и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия правового ориентира для разрешения спорной ситуации. Впоследствии она решается в процессе правотворческой деятельности, но для этого необходимо время. Не устраняет неопределенности и использование правовой аналогии.

Противоречие права и конкретной действительности систематически обостряется различными обстоятельствами объективного и субъективного порядка, когда нормативные установления отстают от потребностей сегодняшнего дня, когда законодатель в результате политического компромисса создает противоречивые нормы, использует оценочные понятия, не раскрывая их содержания (хищение в особо крупных размерах, производственная необходимость и т.д.), отдает на усмотрение правоприменителя порядок и характер разрешения некоторых жизненных ситуаций и т.д. Суд же не может отказать в правосудии из-за неполноты или неясности закона.

    Поэтому в качестве  дополнительного, второстепенного  источника права  используется  судебная практика, в процессе  которой не только детализируются  и конкретизируются законы, но и вырабатываются праиоположения, обобщающие целесообразный, не противоречащий действующему законодательству повседневный опыт разрешения спорных жизненных ситуаций. Этот опыт выражается в форме руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, инструкций Высшего Арбитражного Суда РФ, использующихся как ориентир при разрешении конкретных дел.


Информация о работе Понятие и виды источников права