Понятие и виды источников налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов - налоговое право.
Таким образом, налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях - внебюджетные целевые фонды.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика источников налогового права
2 Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоговое право.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Приоритет законодательной  ветви власти над исполнительной в сфере налогового правотворчества  сложился исторически. Один из самых  первых представительных органов власти -- английский парламент -- образовался  в борьбе за право разрешать новые налоги или отказываться от них. Известный ученый-финансист И. И. Янжул еще в 1904 г. отмечал, что налог должен быть установлен законодательным, а не административным путем. Установление налогов законами свойственно и зарубежным государствам. Налоговое право: Обязательный лекционный курс для студ. / Под ред. Н. Г. Викторовой, Г. П. Харченко. - М.: Проспект, 2007. - С. 44-46.

Грубое нарушение  процедуры принятия нормативных  правовых актов, регулирующих налоговые  отношения, служит основанием для признания такого акта ничтожным. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» все ведомственные акты, затрагивающие права граждан и организаций, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты о налогах и сборах, не отвечающие названному требованию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, поскольку не считаются вступившими в законную силу, и не могут являться юридическими фактами для регулирования налоговых правоотношений.

Следовательно, подзаконный нормативный акт  о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий: а) соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах; б) официальное - опубликование; в) осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.8Необходимо учитывать, что не все нормативные акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и органы государственных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов. Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не отношения, образующие предмет налогового права, а служебные взаимосвязи в названных органах исполнительной власти. Приказы, инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых отношений носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.9 Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издание органом,  не имеющим в соответствии  с НК РФ права издавать подобного  рода акты, либо издание с нарушением  установленного порядка издания таких актов;

2) наличие норм, отменяющих или ограничивающих  права налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо налоговую  компетенцию налоговых органов,  таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов;

3) изменение  содержания обязанностей участников  налоговых отношений, объем которых  установлен НК РФ;

4) запрещение  установленных НК РФ действий  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов или  их представителей;

5) запрещение установленных НК РФ действий налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц;

6) разрешение  или допущение действий, запрещенных  НК РФ;

7) изменение  установленных НК РФ оснований,  условий, последовательности или порядка действий участников налоговых отношений;

8) изменение  содержания понятий и терминов, определенных НК РФ, либо при  использовании этих категорий  в ином значении.10

По общему правилу  признание нормативного правового  акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие несоответствующего документа или изменить его соответствующим образом. Эффективность федерального законодательства о налогах и сборах во многом зависит от степени его соблюдения. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации» вопросы, касающиеся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами федеральных законов и подзаконных правовых актов, подлежат обсуждению Государственным советом РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Государственный совет РФ и его президиум имеют право привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, что, несомненно, повысит эффективность законотворческого процесса в налоговой сфере.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права  в сфере налоговой политики.

Под нормативным  правовым актом следует понимать принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Основным законом  является Конституция РФ. Все федеральные  законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом  соответствии с Конституцией РФ.

Также и налоговая  политика РФ должна реализовываться  в соответствии с Конституцией РФ.

Основным источником налогового права является налоговое  законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные  законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения в РФ.

Следующими  источниками налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ. Также к этой категории следует отнести приказы, инструкции министерств и других центральных органов, решения органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.

Правоприменительные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по налоговым спорам не входят в систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной налоговой системы они приобретают особое значение.

Важное значение для регламентации налоговых  отношений приобретают также решения и определения Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Нормативные правовые акты

1 Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Текст]: РГ, 1993, № 237, 25 декабря.

2 Налоговый  кодекс Российской Федерации  часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 1 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824

3 Федеральный  конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм. от 24 апреля 2008 г.) // «Российская газета» от 30 июня 2004 г. № 137-д

4 Постановление  Конституционного Cуда РФ от 24 октября  1996 г. № 17-П «По делу о  проверке конституционности части  первой статьи 2 Федерального закона  от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. № 45 ст. 5202

5 Постановление  Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П «По делу  о проверке конституционности  Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 октября 1997 г. № 42 ст. 4901

Научная литература

1. Березин Н.Ю.  Налоговое право: курс лекций. Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. - 576 с.

2. Евстегнеев  Е.Н. Основы налогообложения и  налогового права. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 256 с.

3. Кучеров И.И.  Налоговое право России: Курс  лекций - М.: Велби, 2006. - 472 с.

4. Маркин С.В.  Налоговое право современной  России: лекции для студентов  юрид. вузов. - М.: Дрофа, 2007. - 524 с.

5. Миляков Н.В.  Налоговое право: Полный курс  лекций. - М.: Издательство: Инфра-М, 2006. - 482 с.

6. Налоговое  право: краткий курс лекций для юридических вузов / под.ред. Тютина Д.В. - М.: Новый Юрист, 2007 - 434с.

7. Налоговое  право: Обязательный лекционный  курс для студ. / Под ред. Н.  Г. Викторовой, Г.П. Харченко. - М.: Проспект, 2007. - 693с.

8. Налоговое  право России / Авт.-сост. И. А. Цинделиани, В. Е. Кирилина, Е. Г. Костикова, Е.Г. Мамилова, Н.Л. Шарандина - М.: Высшее образование, 2006. - 495 с.

9. Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской  Федерации. Курс лекций. - М.: Изд-во  Ось-89, 2006. - 256 с.

10. Толкушкин  А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь.- М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2006. - 239 с.

11. Хрестоматия  по налоговому праву / Сост. Д.В.  Винницкий - М.: Высшее образование, 2006. - 694 с.

1 Налоговое право: краткий курс лекций для юридических вузов / под.ред. Тютина Д.В. - М.: Новый Юрист, 2007 - С. 24-25

2 . Березин Н.Ю. Налоговое право: курс лекций. Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. - С. 44-46.

3 (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106),

4 с изм. от 24 апреля 2008 г.

5 Маркин С.В. Налоговое право современной России: лекции для студентов юрид. вузов. - М.: Дрофа, 2007. - С. 20-23.

6 ст. 12, 71--73, 130--132

7 Хрестоматия по налоговому праву / Сост. Д. В. Винницкий - М.: Высшее образование, 2006. - С. 63-65.

8 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций - М.: Велби, 2006. - С. 33-35.

9 Налоговое право России / Авт.-сост. И. А. Цинделиани, В. Е. Кирилина, Е. Г. Костикова, Е. Г. Мамилова, Н. Л. Шарандина - М.: Высшее образование, 2006. - С. 84-86.

10 Миляков Н.В. Налоговое право: Полный курс лекций. - М.: Издательство: Инфра-М, 2006. - С. 66-68

11 . Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь.- М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2006. - С. 29-31.


Информация о работе Понятие и виды источников налогового права