Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 09:19, реферат
Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.
Налоговое право — важная составляющая финансово-правовой науки. Очевидно, что как система научного знания налоговое право тесно взаимодействует с наукой о налогообложении и, в случае концептуального закрепления налоговедения как комплексной научной системы, может входить в ее состав (но только как комплексной системы более высокого уровня) на основе принципов самостоятельности, равноправия и взаимодействия наравне с системами экономического научного знания. Это тем более важно, поскольку налоговое право дает возможность изучать налоговые операции с позиций обусловливающих их факторов, на этой основе способствует выработке наиболее оптимальных направлений налоговой политики.
Базой, на которой развивается налоговое право, т. е. ее методологическим фундаментом, являются общие основы юриспруденции, политическая экономия, теория государства и права, наука о финансах. Исследования в этой области уже вышли за рамки изучения финансовых, бюджетно-налоговых операций и предопределили тем самым условия создания теории налогового права. Прочные теоретические познания правовой специфики налоговых отношений дадут основания для отработки и принятия законов об экономически обоснованных формах налоговых изъятий.
Предметом налогового права как системы научных знаний является это налоговое законодательство в широком смысле, а также:
а) общие принципы права, применяемые к налоговым отношениям;
б) принципы налогового права, закрепляемые в конституции и в налоговом законодательстве;
в) прецеденты и разъяснения судебных органов по вопросам налогового права;
г) доктрина№.
В предмет научного познания налогового права входят:
- категории налогового права;
-принципы правового
- совокупность юридических норм, а также порождаемые ими правоотношения;
- исторический опыт и
практика применения норм
Предмет науки неразрывно связан с ее методом познания.
Если предмет отражает направленность исследования, то метод определяет инструментарий научного познания, систему приемов и способов исследования.
Метод правовой науки — это система методов познания, которые составляют их методологическую основу.
Наука налогового права использует общенаучные методы познания, в числе которых особое значение имеет методология системного анализа. Системный подход как один из общенаучных методов чаще всего связан с анализом, проектированием и конституированием объектов как систем.
С точки зрения системного подхода наука налогового права выделяет структурные элементы налоговой системы, закономерности и основы их взаимодействия в процессе реального функционирования, формулирует принципы правового регулирования, пути оптимизации организационно-правовых основ и т. д.
№доктрина - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
Формально-догматический (специально-юридический) метод исследует «догму» права. С его помощью осуществляется юридическая обработка правового материала, т. е., в первую очередь, правовых норм, выступающих в совокупности как субстратная составляющая налогового права. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию. С точки зрения формально-догматического подхода особенно значима роль классификации и систематизации. При классификации посредством группировки правовые явления и понятия сопоставляются, что помогает составить более полное представление об исследуемом предмете — норме налогового права и конкретном налоговом правоотношении.
Метод обращения к другим наукам заключается в том, что при анализе правовых явлений следует использовать положения и выводы, предлагаемые другими науками — теорией государства и права, налоговедением и др., что позволяет обеспечивать комплексный подход в научном исследовании налоговых правоотношений, заимствовать передовые достижения базовых и смежных отраслей научного знания.
Метод сравнительно-правового исследования характеризуется как способ исследования двух или более правовых институтов (например, российского и американского налогового права), который решает задачу их сравнения, выявления общего и различного. Сравнение как логический прием предполагает выделение в исследуемых объектах сходства и различия, что дает возможность обмена опытом, заимствования, унификации и совершенствования отечественной налоговой системы, оптимизации правового регулирования налоговых отношений с учетом, естественно, специфики национальной налоговой системы.
Метод конкретно-социологического исследования включает такие приемы, как личное наблюдение, контент-анализ различных источников информации, социологические опросы, анкетирование, собеседования, что обеспечивает получение необходимой фактической информации о практике правового регулирования налоговых отношений.
Сравнительно-исторический метод исследования предполагает исторический подход к анализу и оценке правовых явлений в области налогообложения, что обеспечивает преемственность правового регулирования, отбор апробированных и положительно зарекомендовавших себя налоговых форм, выявление тенденций правового регулирования налоговых отношений.
Методы научного познания правовых явлений в области налогообложения взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая комплексность и всесторонность правового исследования.
Система науки объективно зависит и предопределяется системой самой отрасли (подотрасли) права.
Основные разделы налогового права, как подотрасли финансового права и одноименной науки, соответствуют друг другу. Вместе с тем система науки налогового права по своему содержанию значительно шире, поскольку содержит не только знания о субстратной составляющей (правовых нормах), но также знания о понятийно-категориальном аппарате, а также принципах права.
Система науки определяет содержание учебной дисциплины «налоговое право», но при этом в систему учебного курса налогового права входит не все, что содержится в науке. Система преподавания налогового права включает только основной научный материал, необходимый обучающемуся для формирования знаний, навыков и умений, необходимых для предстоящей практической деятельности. Учебный материал располагается в определенной логической последовательности таким образом, чтобы понятия и термины были изучены до начала освоения нормативного материала, чтобы обеспечить переход в процессе получения знаний от наименее сложного к более сложному, чтобы разделение учебного материала на части дало возможность обучающемуся получить объемное и цельное представление о налоговом праве.
Рассматривая вопрос об исторических традициях и перспективах науки налогового права, следует отметить, что она возникла из практических потребностей общества. Еще в XVI—XVII вв. государствоведы первыми начинали разрабатывать проблему государственных финансов.
Французский правовед Ж. Воден (XVI в.) в сочинении «Шесть книг о государстве» дает перечень источников финансовых доходов государства и ставит вопрос о рациональном налоговом обложении населения.
Английский государствовед Т. Гоббс (XVII в.) полагал, что налоговое бремя, налагаемое правительством на народные массы, должно быть оптимальным: «народ в смысле обложения его податями можно сравнить с овцой, которая хочет быть остриженной, но неободранной».
В работе «О духе законов» французский государствовед Ш. Монтескье (XVIII в.), противник абсолютизма, утверждал, что основные вопросы финансовой политики государства должны решаться в парламенте, функции же исполнительной власти — исполнять принятые парламентом финансовые законы.
Еще более детализировано была отражена роль налогов и их регламентация правом в работах первых европейских специалистов в области полицейского права: француза Деламара и немецких ученых Юсти и Зоненнфельса. Особо следует выделить такие труды Юсти, как «Подробное рассуждение о налогах и податях» (1755) и «Система финансов» (1766).
В том же XVIII в. вышли на научную сцену мыслители, которые несколько иначе взглянули на роль финансов и права в жизни государства, рассматривая их более широко, как с точки зрения интересов государства, так и благосостояния отдельного гражданина.
В XX в. науку налогового права в Западной Европе представляли преимущественно французские ученые, из которых следует отметить Г. Жеза и П. Гоше. Если первый нашел признание как специалист по вопросам бюджета и бюджетного права; то в работах второго центральное место занимали проблемы налогов, а также проблема уклонения от уплаты налогов.
Возникшие при Петре I связи с западными странами послужили основой, на которой зародилась русская финансовая мысль.
Наиболее видным ее представителем в петровское время был И.Т. Посошков (1652—1726). Посошков в главном сочинении «О скудности и богатстве» одной из причин «скудности» страны считал неудовлетворительное состояние торговли и финансов, непродуманное податное обложение, худой тот сбор, говорит Посошков, который казну царю собирает и людей разоряет.
Важную роль в развитии русского финансово-правового мышления сыграли сочинения и записки видных государственных деятелей первой половины XIX в. Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского. М.М. Сперанский в написанной им в 1810 г. записке «План финансов» предлагал придать государственному бюджету законодательный характер, подушные подати заменить подоходным налогом.
Важное место в истории экономической и финансовой мысли в России принадлежит Н.И. Тургеневу (1789—1871), общественному деятелю, писателю, автору работы «Опыт теории налогов», изданной в 1818 г. Профессор Московского университета Ф.Б. Мильгаузен издал в 1865 г. учебное пособие под названием «Финансовое право», представлявшее собой курс лекций, в котором трактовались вопросы правового регулирования бюджетных, налоговых и банковских отношений.
Период после отмены крепостного права до событий 1917 г. был наиболее плодотворным в истории отечественной науки финансового права. В 80-е гг. XIX в. образуются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университетах (Одесса). В 1882—1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев опубликовал труд «Финансовое право», представлявший собой наиболее обстоятельный курс финансового права и переведенный на основные западноевропейские языки. В работе подробно анализируются промысловый налог, таможенное право, финансовое управление, кассовое устройство.
В последней трети XIX — начале XX вв. издаются сочинения по финансовому праву Д.М. Львова, В.Г. Яроцкого, И.И. Янжула, С.И. Иловайского, Э.Н. Бередтса, И.X. Озерова. Большой вклад в науку финансового права внесли труды И.X. Озерова, который в основных работах «Подоходный налог в Англии» (1898 г.) и «Финансовое право» (1915 г.) исследовал в том числе и проблемы налогообложения.
В истории развития налогового права в XX в. как науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.
Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Большинство ученых советского периода призывали вести «марксистский анализ налогов». Экономическую природу прибыли и налога с оборота, «источники их образования можно выяснить лишь на основе марксистско-ленинского учения о расширенном воспроизводстве и национальном доходе при социализме».
2.3 Понятие, содержание и особенности Налоговых правоотношений.
Правовая урегулированность значительной части налоговых отношений является необходимым условием достижения целей, поставленных государством в процессе функционирования налоговой системы. Урегулированные нормами налогового права, они становятся правовыми отношениями: возникают на основе норм налогового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Следует иметь в виду, что ряд налоговых отношений не нуждается в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однако именно правовые отношения выражают основное содержание деятельности государства в налоговой сфере, придают ей целенаправленность и четкую организованность.
Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством запланированных налоговых доходов.
Таким образом, налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц. Налоговые отношения отличаются от финансовых и административных, имея особые элементы: субъекты и объекты.
В общем виде содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность налоговых органов — обеспечить уплату налога.
Содержание налоговых правоотношений предопределяет их особенности.
Во-первых, налоговые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств между государством и обязанными субъектами в связи с уплатой налогов.
Во-вторых, одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Государственные органы имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся под зашитой государства, реализация их, как и выполнение обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.