Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:25, лекция
Как правило, должностные лица предлагают налогоплательщику дать объяснения. Так, согласно п. 4 ст. 88 и ст. 93 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Объяснения налогоплательщика
Согласно
ст. 82 НК РФ при проведении
Объяснения - это сообщение (подтверждение, опровержение или разъяснение) налогоплательщиком фактических данных по поводу обстоятельств, установленных мероприятиями налогового контроля и сообщение иных известных ему сведений.
Как правило,
должностные лица предлагают
налогоплательщику дать
Право давать
объяснения может быть прямо
предусмотрено в НК РФ. Так,
согласно п. 4 ст. 101, п. 7 ст. 101.4 НК РФ
отсутствие письменных
Как и другие доказательства, объяснения используются для установления, подтверждения или опровержения тех или иных юридически значимых фактов. В то же время объяснения не могут подменять обстоятельства, которые должны быть доказаны только первичными бухгалтерскими и налоговыми документами.
По общим
правилам лицо, привлекаемое к
ответственности за нарушение
налогового законодательства, не
несет ответственность за
Поскольку получение объяснений является процессуальным действием, они не могут быть получены вне процедур налогового контроля либо за рамками налоговой проверки. В противном случае такие объяснения будут отклонены судом как доказательство (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2006 N Ф09-677/06-С2 по делу N А47-13177/04, определение ВАС РФ от 06.03.2008 N 2291/08 по делу N А33-1017/2007).
При рассмотрении в суде налогового спора налоговый орган представляет полученные ранее объяснения налогоплательщика суду. Суд должен проверить их и оценить наряду с другими доказательствами. Например, в постановлении от 15.11.2000 N Ф08-3195/2000 ФАС Северо-Кавказского округа указал: объяснения продавца, арендодателя, самого предпринимателя в совокупности с другими доказательствами подтверждают недостоверность сведений о размерах торговой площади, используемой предпринимателем.
Обратите внимание!
Если налоговый орган строит доказательственную базу исключительно на объяснениях налогоплательщика, он рискует, что при обжаловании в судебном порядке суд может посчитать их ненадлежащим и недостаточным доказательством. Например, в постановлении от 11.03.2004 по делу N А66-5994-03, отклоняя доводы налогового органа, ФАС Северо-Западного округа отметил следующее. Выводы налогового органа построены исключительно на объяснениях главного бухгалтера, а не на первичных документах и регистрах бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
В некоторых
случаях НК РФ прямо запрещает
требовать у налогоплательщика
какие-либо объяснения. Так, в
постановлении от 26.10.2010 по делу N
А64-891/2010 ФАС Центрального округа
отметил: в случае, когда налоговый
орган при проведении
Таким образом:
- объяснения налогоплательщика - это сообщение им фактических данных по поводу обстоятельств, установленных мероприятиями налогового контроля;
- объяснения
могут быть даны
- суд проверяет
объяснения налогоплательщика
- если налоговый
орган строит