Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.
Введение 3
Основная часть
I. Организация налогового контроля 5
1.Правовая база 5
2.Формы и методы налогового контроля 7
II. Пути совершенствования налогового контроля 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Проверки
без выхода в организацию
4 если организация, сообщившая
в установленном
4 при отсутствии возможности
организовать проверку на
4 если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен.
Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.
В
ходе документальных проверок
сотрудники налоговой
Для
установления каждой из
Формальная
проверка - проводится внешний осмотр
документа, проверяется
При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.
Именно с помощью данных
приемов исследования отдельного документа
при выявлении нарушения
К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.
Встречная проверка - это
сопоставление разных экземпляров
одного и того же документа. Он применяется
для документов, оформленных в
нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры
и т. п. Экземпляры документа находится
либо в разных структурных подразделениях,
либо в разных организациях. В условиях
правильного отражения
Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.
В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.
На предприятиях, ведущих
лишь суммовой учет реализации товаров,
одним из эффективных приемов
выявления признаков укрытия
доходов от налогообложения является
контрольное сличение остатков. С
помощью этого приема в ряде случаев
можно документально выявить
поступление неучтенных товаров. Для
его применения сотруднику налоговой
инспекции необходимо иметь по проверяемому
объекту инвентаризационные описи
на начало и конец периода и
документы на оприходование и
отпуск товаров. При изучении этих документов
составляется таблица, в которой
отражаются: остатки товаров на начало
и конец периода, приход и расход
товаров. Сущность приема контрольного
сличения остатков заключается в
сравнении максимально
Таким образом, существует множество
разнообразных методов
II. Пути совершенствования налогового контроля.
Важнейшим фактором повышения
эффективности контрольной
ý наличие эффективной
системы отбора налогоплательщиков
для проведения документальных проверок,
дающей возможность выбрать наиболее
оптимальное направление
ý применение эффективных
форм, приемов и методов налоговых
проверок, основанных как на разработанной
налоговым ведомством единой комплексной
стандартной процедуре
ý использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Проблема рационального
отбора налогоплательщиков для проведения
контрольных проверок приобретает
особую значимость в условиях массовых
нарушений налогового законодательства,
характерных для современной
России. Система отбора, о которой
говорили выше наиболее эффективна, так
как использует два способа отбора
налогоплательщиков для проведения
документальных проверок: случайный
и специальный отбор, что позволяет
наиболее полно охватить документальными
проверками налогоплательщиков, обеспечивает
профилактику налоговых правонарушений
за счет внезапности и непредвиденности
контрольных проверок, а также
проведение целенаправленной выборке
налогоплательщиков, у которых вероятность
обнаружения налоговых
Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как я указывал выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенной
формой налогового контроля являются
перепроверки предприятий, допустивших
сокрытие налогов в крупных размерах
в течении года с момента такого
сокрытия. Подобные повторные проверки
позволяют проконтролировать
Практика показала, что
весьма полезным в работе налоговых
инспекций является проведение рейдов
в вечернее и ночное время, также
значительно увеличивается
Особенно актуальным представляется
применение косвенных методов исчисления
налогооблагаемой базы, использование
которых может принести большую
пользу в условиях массового уклонения
от уплаты налогов и усложнения применяемых
российскими
Как показывает анализ зарубежного
опыта, применение косвенных методов
является общепринятой в мировой
практике. Например, в Германии законодательство
прямо санкционирует применение
указанных методов, а существующая
в этой стране судебная практика свидетельствует
о безоговорочном признании судами
доказательств размера
Наиболее распространенными из них являются следующие:
Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
2) учет произведенного
и личного потребления за
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.
Метод, основанный на
анализе производственных
Основной задачей
Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору защитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.
Заключение.
Как уже отмечалось
ранее, субъекты