Налоговое право РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.
Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права.

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 14.89 Кб (Скачать)

Налоговое право

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

 Характерной чертой налоговых  отношений служит их имущественный  характер - выполнение налоговой  обязанности, которая означает  передачу в распоряжение государства  определенных денежных средств  их собственником. Указанные общественные  отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового  права.

 Предмет налогового  права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

 В налоговом праве  выделяют два метода:

1) публичноправовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;

2) гражданско-правовой  метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством Казахстана, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.

 Предметом налогового права  выступают общественные отношения,  возникающие в процессе осуществления  налоговой деятельности государства.  Налоговые отношения, выступающие  предметом налогового права, бывают  двух видов: материальные и  организационные.

Материальные налоговые отношения  опосредуют само движение денежных средств  от налогоплательщика к государству, т. е. в экономическом смысле они  выражают собой взимание или уплату налога, а в юридическом - исполнение налогового обязательства.

 Организационные налоговые  отношения возникают в связи  с формированием и функционированием  системы налоговых органов, установлением  и применением процедур налоговой  деятельности государства (например, формирование органов налоговой  службы, определение их компетенции  и порядка их функционирования). Некоторые авторы организационные  налоговые отношения называют  «отношениями по налоговому администрированию»".

Объектом налогового отношения  как разновидности денежного  отношения выступает налоговый  платеж сумма денежных средств, которые  налогоплательщик обязан передать (перечислить) государству.

Налоги могут быть и натуральными. Однако в современный период исторического  и экономического развития налогам  свойственна денежная форма, что  позволяет абстрагироваться от налоговых  отношений, опосредующих движение стоимости  в натуральном виде.

 Налоговое право является  сложным правовым образованием, включающим большое количество  правовых норм. Это вызывает потребность  во внутреннем структурировании  налогового права, т. е. в  существовании его в виде определенной  системы. Налоговое право в  первую очередь подразделяется  на общую и особенную части.

Общая часть налогового права включает институты:

1) правовые основы налогового  устройства государства; 

2) правовые основы налоговой  структуры государства;

3) правовые основы налоговых  обязательств;

4) правовые основы налогового  контроля;

5) финансово-правовая ответственность  за нарушение налогового законодательства.

Особенная часть налогового права  включает в себя правовые институты, которые объединяют правовые нормы, посвященные отдельным видам  налогов или режимам налогообложения.

Источниками налогового права  выступают:

1) Конституция Республики Казахстан;

2) Кодекс Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных  платежах в бюджет (Налоговый  кодекс)» от 10 декабря 2008 г.;

3) законы Республики Казахстан,  принятые в соответствии с  Налоговым кодексом и посвященные  вопросам налогообложения;

4) указы Президента Республики  Казахстан, имеющие силу закона (в случаях, когда принятие  таких актов предусмотрено Конституцией, о чем было сказано выше  при рассмотрении вопроса об  установлении налогов);

5) постановления Правительства  Республики Казахстан, принятые  в соответствии с Налоговым  кодексом и посвященные вопросам  налогообложения;

4) нормативные правовые акты  государственного органа, возглавляющего  систему налоговых органов государства  (органов налоговой службы), принятые  в соответствии с его компетенцией;

6) международно-правовые договоры, посвященные вопросам налогообложения.

 Правовой формой осуществления  налоговой деятельности государства  выступает налоговое законодательство.

 Налоговое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс предусматривает, что  при наличии противоречия между  настоящим Кодексом и другими  законодательными актами в целях  налогообложения действуют нормы  Налогового кодекса.

С точки зрения механизма признания  правового акта недействительным, такие  акты принято подразделять на ничтожные  и оспоримые.

Юридическая дефектность ничтожного акта настолько очевидна, что признание  его недействительным осуществляется самим исполнителем. Такой акт  недействителен уже с момента  своего принятия и не порождает для  исполнителя никаких обязанностей без какого-либо официального подтверждения  того факта, что данный акт является недействительным.

 Недействительность оспоримого  правового акта должна быть  подтверждена в официальном порядке.

 Государство осуществляет  регулирование налоговых отношений  посредством определенных правовых  методов:

1) императивный метод правового регулирования, при котором государство. Как субъект налогового отношения наделен более широкими полномочиями, одновременно выступая в качестве политически властвующего субъекта, наделенного правом регулировать данное отношение путем издания соответствующего правового акта. Исполнение налогоплательщиком или обязанным лицом обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым государственными органами либо в одностороннем порядке, либо через суд.

2) диспозитивный метод правового регулирования, при котором права и обязанности сторон формируются под влиянием двух правовых источников: нормативно-правового налогового акта и соглашение сторон, оформленного письменным договором.

3) налогово-правовой договор – разновидность диспозитивного метода правового регулирования, используется в Казахстане при предоставлении инвестиционных налоговых преференций.

 История развития налогового  законодательства Республики Казахстан  началась со становления Казахстана  в качестве суверенного государства.


Информация о работе Налоговое право РК