Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, функции и виды налогов 5
1.1 Сущность налогов 5
1.2 Функции налогов 7
1.3. Виды налогов 8
2 Принципы налогообложения 14
3. Налоговая система Российской Федерации 19
3.1 Принципы построения налоговой системы 19
3.2 Федеральные налоги 20
3.3 Региональные и местные налоги 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

понятие и виды налогово(фин.право).doc

— 140.00 Кб (Скачать)

   Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

    3. Налоговая система Российской Федерации

     3.1 Принципы построения налоговой системы

        Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

      1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

      2) гибкость налоговой системы,  обеспеченная возможностью ежегодно  уточнять ставки налогов и  осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической коньюктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

      3) социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

        Налоговая система РФ включает  федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.  

     3.2 Федеральные налоги

        Федеральные налоги, порядок их  зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

   Ставки  федеральных налогов устанавливаются  Федеральным Собранием РФ. При  этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

        Льготы по федеральным налогам  могут устанавливаться только  федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

  1. НДС;
  2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. налог на прибыль организаций;
  4. налог на доходы от капитала;
  5. подходный налог с физических лиц;
  6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7. государственная пошлина;
  8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. налог на пользование недрами;

   10)  налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

   11)  сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными ресурсами;

   12) федеральные лицензионные сборы.

     3.3 Региональные и местные налоги

        Налоги республик в составе  РФ, краевых, областей, автономной  области,  автономных округов (для краткости их чаще называют региональными) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. К числу региональных налогов относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог на игорный бизнес;
  6. регулируемые лицензионные сборы.

   При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельного налога.

   Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследование или дарение;
  5. местные лицензионные сборы;
  6. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  7. курортный сбор;
  8. сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти;
  9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

   10)  сбор с владельцев собак;

   11)  лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов  и лотерей;

   12)  сбор за выдачу ордера на квартиру;

   13)  сбор за парковку автотранспорта;

   14)  сбор за право использования  местной символики;

   15)  сбор за выигрыш в бегах;

   16)  сбор за уборку территорий  населённых пунктов.

        Особенностью местных налогов  является то, что:

    • некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
    • другая часть налогов может вводиться районными и городскими органами власти.

        НК РФ определяет, как правило,  верхний предел налоговых ставок  по местным налогам, конкретные  же ставки по этим налогам  устанавливают местные органы  власти. По налогам, вводимым на  соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.  
 

   Заключение

   В заключение, еще раз очертим тот круг методологических проблем, без решения которых невозможно сколько-нибудь существенно продвинуть систему российского налогообложения к международным стандартам, постепенно реализующим «золотые правила»  организации податных прав и обязанностей плательщиков и контролирующих фискальных органов.

   Следует всегда помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.

   Увеличение  вычетов в пользу государства  из дохода предприятий вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией  на других частях издержек на выпуск продукции.

   Изменение состава и уровня налогов вследствие проведения радикальной налоговой  реформы может самым причудливым  образом сказываться на экономике страны предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в казну.

   Еще в 1920-е годы профессор П.П.Гензель  писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания  стихийной самоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективным условиям рыночной коньюктуры. Налогообложение – эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.

   Следует отметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов имеются недостатки. Большинство таких недостатков связаны с нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права.  Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы

  1. Вишневский  В., Веткин А. Уклонение от налогов  и рациональный выбор налогоплательщика// Вопросы экономики, 2004. – №2. – с. 96-108
  2. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учеб. пособия»: Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
  3. Игнатов А.В. Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП)//Финансы. – 2004. - №7 – с. 32-33.
  4. Капкаева Н.З., Тимирясов В.Г., Федулов В.Г. Региональные и местные налоги и сборы: Учебное пособие. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2004. – 116 с.
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с. – (Серия «Высшее образование»).
  6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 320с. – (Серия «Высшее образование»).
  7. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 с.
  8. Налоги и налогообложение. 4-е изд./Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2006. – 576с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
  9. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г.Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 544 с.: ил.
  10. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин, И.Л.Юрзинова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 464 с.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. – 576с.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации