Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:06, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6
1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6
1.2Принципы налогообложения………………………………………………..13
Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………....16
2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16
2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21
2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………...…23
2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26
Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29
3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36
Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.
Представляется важным сопоставить налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в СССР.
По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.
Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.
Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия
Формирование налоговой системы предполагает ее построение на основе воспроизводственного принципа. Поэтому показатель налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика серьезный измеритель качества налоговой системы.
Для определения налоговой нагрузки воспользуемся методикой А. Кадушина и Н.Михайловой.
Таким образом, используемая нами модель расчетов имеет следующий вид.
Валовая выручка, с учетом НДС, по этой методике разбита на следующие компоненты:
-материальные затраты (МЗ)
-добавленная стоимость (ДС).
Добавленная стоимость в свою очередь, включает:
-амортизационные отчисления (АО)
-затраты
на оплату труда (ЗП), с учетом
единого социального налога и
отчислений на страхование от
несчастных случаев на
-налог
на добавленную стоимость (НДС)
-прибыль (П).
Так
как долевое распределение
-доля
добавленной стоимости в
-доля
затрат на оплату труда в
добавленной стоимости (Кзп) –
показывает трудоемкость
-доля
амортизационных отчислений в
добавленной стоимости (Кам) –
отражает фондоемкость
Данные показатели рассчитываются по следующим формулам:
Ко=ДС/В, (1)
Кзп=ЗП/ДС, (2)
Кам=АМ/ДС (3)
Расчеты налогов, уплачиваемых предприятием в рассматриваемом периоде, согласно действовавшему законодательству, осуществляются по следующим формулам:
-налог на добавленную стоимость:
(0,18/1,18)×Ко×В, (4)
-начисления на заработную плату:
(0,365/1,365)×Кзп×ДС, (5)
-налог на прибыль:
0,24×(1,-НДС-Кзп-Кам)×ДС (6)
Сложение
всех перечисленных налогов и
обязательных платежей позволяет получить
следующие выражения
Н=0,365/1,365×Кзп+0,24×(
где:
Н-налоговая нагрузка на добавленную стоимость;
НИ-сумма налога на имущество;
ТН-транспортный налог.
В
таблице 2.2 представлены расчеты налоговой
нагрузки по данным формулам.
Таблица 2.2 - Расчет налоговой нагрузки на добавленную стоимость, тысяч рублей
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Валовая выручка | 300126 | 410380 | 471706 |
Материальные затраты | 201517 | 318636 | 352848 |
Добавленная стоимость | 98609 | 91844 | 118858 |
Амортизация | 2067 | 2249 | 2206 |
Оплата труда | 39910 | 52336 | 61375 |
НДС | 48079 | 43415 | 48373 |
Прибыль | 27776 | 24185 | 20922 |
Налог на имущество | 7752 | 7886 | 9143 |
Ко | 0,328559 | 0,199435 | 0,251975 |
Кзп | 0,404730 | 0,639460 | 0,516372 |
Кам | 0,020962 | 0,027479 | 0,018560 |
Налоговая нагрузка(%) | 43,88 | 44,09 | 40,57 |
Как
видно из таблицы, налоговая нагрузка
на добавленную стоимость у
3.1 Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы
Задачи,
поставленные в Бюджетном послании
Президента Российской Федерации о
бюджетной политике в 2011–2013 годах,
направлены на решение проблем повышения
эффективности и
Бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 годах будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются:
1)
использование бюджета в
2)
разработка и внедрение
3)
создание эффективной
4)
обеспечение долгосрочной
5)
повышение качества
6)
повышение доступности и
7)
реализация Программы по
В
ближайшее время бюджетная
Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,7% к ВВП в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.
При
этом для развития экономики инновационного
типа планируется осуществлять государственную
поддержку инновационных
Решения,
принимаемые в области
Основными
задачами реализации налоговой политики
в среднесрочной перспективе
помимо обеспечения уровня доходов
бюджетной системы, необходимого для
достижения планируемой величины бюджетного
дефицита, будут являться: создание
стимулов для реализации инноваций
во всех секторах экономики, общее повышение
эффективности налоговой
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России
Несомненно, что мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская. Она основана на социологической теории права, где “право - это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право”. [11]
Действительно, в