Налоговая реформа РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6

1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6

1.2Принципы налогообложения………………………………………………..13

Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………....16

2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16

2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21

2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………...…23

2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26

Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29

3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29

3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31

Заключение………………………………………………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 63.15 Кб (Скачать)

     Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это  не  только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

     Представляется  важным  сопоставить налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной  экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в СССР.

     По  оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих  доходов. По мнению специалистов Государственной  налоговой службы России, у нас  эта цифра выше. Это в свою очередь  создает огромные трудности в  пополнении бюджета.

     Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между  тем при установлении ставок налогов  необходимо учитывать их влияние не только на  это, но и на ликвидацию  условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном  же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

     Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов  вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью  ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог  с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут  в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя  не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

     Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики  к рыночным отношениям, а также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

     2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия

     Формирование  налоговой системы предполагает ее построение на основе воспроизводственного принципа. Поэтому показатель налоговой  нагрузки или налогового бремени  на налогоплательщика серьезный  измеритель качества налоговой системы.

     Для определения налоговой нагрузки воспользуемся методикой А. Кадушина и Н.Михайловой.

     Таким образом, используемая нами модель расчетов имеет следующий вид.

     Валовая выручка, с учетом НДС, по этой методике разбита на следующие компоненты:

     -материальные  затраты (МЗ)

     -добавленная  стоимость (ДС).

     Добавленная стоимость в свою очередь, включает:

     -амортизационные  отчисления (АО)

     -затраты  на оплату труда (ЗП), с учетом  единого социального налога и  отчислений на страхование от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

     -налог  на добавленную стоимость (НДС);

     -прибыль  (П).

     Так как долевое распределение перечисленных  компонентов у различных экономических  субъектов в зависимости от вида деятельности и отраслевых особенностей неодинаково, то в методике применяются  структурные коэффициенты:

     -доля  добавленной стоимости в выручке  (Ко) – характеризует материалоемкость  производства;

     -доля  затрат на оплату труда в  добавленной стоимости (Кзп) –  показывает трудоемкость производства;

     -доля  амортизационных отчислений в  добавленной стоимости (Кам) –  отражает фондоемкость производства.

     Данные  показатели рассчитываются по следующим  формулам:

     Ко=ДС/В, (1)

     Кзп=ЗП/ДС, (2)

     Кам=АМ/ДС (3)

     Расчеты налогов, уплачиваемых предприятием в  рассматриваемом периоде, согласно действовавшему законодательству, осуществляются по следующим формулам:

     -налог  на добавленную стоимость:

     (0,18/1,18)×Ко×В, (4)

     -начисления  на заработную плату:

     (0,365/1,365)×Кзп×ДС, (5)

     -налог  на прибыль:

     0,24×(1,-НДС-Кзп-Кам)×ДС  (6)

     Сложение  всех перечисленных налогов и  обязательных платежей позволяет получить следующие выражения отчисляемой  государству доли добавленной стоимости:

     Н=0,365/1,365×Кзп+0,24×(1,2-0,18-Кзп-Кам)+0,18/1,18+НИ/ДС+ТН/ДС, (7)

     где:

     Н-налоговая  нагрузка на добавленную стоимость;

     НИ-сумма  налога на имущество;

     ТН-транспортный налог.

     В таблице 2.2 представлены расчеты налоговой  нагрузки по данным формулам. 
 
 
 
 

     Таблица 2.2 - Расчет налоговой нагрузки на добавленную  стоимость, тысяч рублей

 
     Показатели
 
     2007
 
     2008
 
     2009
     Валовая выручка      300126      410380      471706
     Материальные затраты      201517      318636      352848
     Добавленная стоимость      98609      91844      118858
     Амортизация      2067      2249      2206
     Оплата  труда      39910      52336      61375
     НДС      48079      43415      48373
     Прибыль      27776      24185      20922
          Налог на имущество      7752      7886      9143
     Ко      0,328559      0,199435      0,251975
     Кзп      0,404730      0,639460      0,516372
     Кам      0,020962      0,027479      0,018560
     Налоговая нагрузка(%)      43,88      44,09      40,57

     Как видно из таблицы, налоговая нагрузка на добавленную стоимость у рассматриваемого предприятия была довольно высокой  на протяжении всего периода –  свыше 40%. Рост данного показателя в 2007 году до 44,09% объясняется снижение величины добавленной стоимости, в  результате которого доли ЕСН и налога на прибыль в добавленной стоимости  несколько увеличились. 
 

     3.1 Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы

     Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

     Бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 годах  будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после  кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной и налоговой  политики в 2011-2013 годах являются:

     1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

     2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

     3) создание эффективной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе;

     4) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

     5) повышение качества человеческого  капитала;

     6) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

     7) реализация Программы по повышению  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

     В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а  также перестройку предприятий  на работу в новых внешних и  внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

     Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,7% к ВВП в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

     При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры.

     Решения, принимаемые в области законодательства о налогах и сборах, с одной  стороны, будут направлены на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и одновременно – создание стимулов для инновационной  активности налогоплательщиков.

     Основными задачами реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе  помимо обеспечения уровня доходов  бюджетной системы, необходимого для  достижения планируемой величины бюджетного дефицита, будут являться: создание стимулов для реализации инноваций  во всех секторах экономики, общее повышение  эффективности налоговой системы (обеспечение налоговых поступлений  при снижении административных и  прочих издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах) и сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.

     3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России

     Несомненно, что мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и  налоговой практике, но с учётом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская. Она основана на социологической теории права, где “право - это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право”. [11]   

       Действительно, в рекомендациях  американских экспертов к проекту  Налогового кодекса проводится  мысль о нецелесообразности детализации  налоговых законов. Наша же  законодательная практика в течение  почти шестилетнего периода шла  по пути уточнений и изменений  налоговых законов, т. е. по  пути их детализации, и изменять  эту практику вряд ли целесообразно.  Вместе с тем, их консультации  весьма полезны по многим вопросам, связанным с подготовкой налоговых  нормативных актов. В частности,  очень интересен и поучителен  для нас опыт разработки общенормативных  налоговых инструкций не только  наличием специальных процедур  и органов, ответственных за  эту работу, но, главным образом,  широким и юридически оформленным  участием общественности в оценке  проектов, её влиянием на конечный  результат работы. У нас подобная  практика не имеет широкого  распространения, нормативно не  закреплена.  

Информация о работе Налоговая реформа РФ