Налог на имущество физических лиц, механизм исчисления, его совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц. Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе и в заключении рассмотрены на конкретном примере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Понятие налога на имущество физических лиц……………………...5
ГЛАВА 2. Объект и плательщики налога на имущество физических лиц……...7
2.1. Плательщики налога на имущество физических лиц…………………7
2.2. Имущество, признаваемое объектом налогообложения……………...8
ГЛАВА 3. Налоговая база и декларация по налогу на имущество физических лиц…………………………………………………………………………………..11
3.1. Особенности определения налоговой базы…………………………..11
3.2. Налоговые ставки………………………………………………………12
3.3. Льготы но налогу на имущество физических лиц…………………...13
3.4. Обязанность предоставления налоговой декларации………………..15
3.5. Особенности определения сроков начисления налога………………15
3.6. Налоговое уведомление и требование об уплате…………………….16
ГЛАВА 4. Пути совершенствования налога на имущество физических лиц…17
ГЛАВА 5. Расчет налога на имущество физических лиц………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     - разработка и принятие нормативных  правовых актов в связи с  вступлением в силу Федерального  закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ  «О государственном кадастре недвижимости» (2008-2012 годы);

     - принятие проекта федерального  закона № 445126-4 «О внесении  изменений в Федеральный закон  «Об оценочной деятельности в  Российской Федерации» и другие  законодательные акты Российской  Федерации»;

     - разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации» (2008 – 2009 годы);

     - информационное наполнение кадастра  объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008-2012 годы);

     - определение эффективной налоговой  ставки и налоговых льгот для  исчисления местного налога на  недвижимость и подготовка проекта  поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (2010 год).

     До  последнего времени тема налога на недвижимость оставалась на втором плане – однако, после того, как президент Владимир Путин упомянул в своем Бюджетном послании Федеральному собранию о том, что надо, наконец, ввести налог – и рассчитывать его ставку, исходя из рыночной стоимости жилья, Минфин РФ, судя по всему, стал активнее работать над соответствующим законопроектом.

     Налог на недвижимость физических лиц: вариант  Министерства финансов РФ и депутатов  Государственной Думы РФ

     Как видно из доклада Минфина РФ «Об  основных направлениях налоговой политики в 2008 – 2010 годы», в министерстве не склонны считать налог лишь инструментом восстановления социальной справедливости. В докладе, в частности, отмечается, что «в перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц будут составлять основной источник собственных доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей». Введение налога на недвижимость, отмечается в документе, должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения в Российской Федерации, так как это позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить в для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости. К сожалению, в докладе, который определяет налоговую политику до 2010 года о том, каким должен быть налог говорится достаточно неопределенно. Так, в частности, в документе указано, что объектом налогообложения должен являться единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения. Кроме этого, отмечается, что необходимо предоставить возможность органам местного самоуправления варьировать налоговую ставку в широких пределах. В Минфине РФ считают, что это необходимо сделать потому, что администрирование налога на недвижимость является достаточно сложным и дорогим процессом, а доходы от этого налога должны стать одним из основных источников местных бюджетов, ставка налога на недвижимость не может быть чересчур низкой. «Органы местного самоуправления, ориентируясь на конкретную ситуацию, должны иметь возможность варьировать налоговую ставку по налогу на недвижимость. Жесткие ограничения, установленные на федеральном уровне, в данном случае могут играть скорее негативную роль» - полагают в Минфине РФ.

     В докладе говорится, что ориентировочный  срок начала действия нового налога – 1 января 2009 или 2010 года. Раньше ввести в действие налог просто невозможно, говорят в Минфине РФ: сначала необходимо сформировать реестр объектов недвижимости на федеральном уровне. Как показал опыт внедрения налогообложения недвижимости в рамках эксперимента в городах Новгород и Тверь, отмечается в докладе Минфина РФ, наиболее сложной задачей, требующей преодоления межведомственных барьеров, является именно формирование реестра, а не процесс массовой оценки. Невозможность обеспечить межведомственное взаимодействие по данному вопросу послужило причиной невозможности введения налогообложения недвижимости в г. Твери. «Без решения данных вопросов введение налогообложения недвижимости не представляется возможным, поэтому эффективное введение налога на недвижимость должно быть связано не только с принятием соответствующей главы Налогового кодекса, но и с организацией как межведомственного взаимодействия на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и взаимодействия с региональными и местными властями по поводу механизмов введения данного налога», - сказано в докладе Минфина РФ. Так же следует обеспечить гибкие механизмы оценки налоговой базы. Это предполагает определение уровня, на котором должна происходить данная оценка. Опыт кадастровой оценки земли федеральной структурой показал, что подобный подход является чрезмерно централизованным, не позволяет учитывать местные особенности и приводит к существенным искажениям. Применительно к оценке недвижимости целесообразен более децентрализованный подход, когда такая оценка осуществляется либо специализированными структурами регионального уровня, либо муниципальными образованиями в соответствии с централизованно устанавливаемыми методиками, полагают в Минфине РФ.

     Однако, судя по выступлениям отдельных чиновников и по отрывочным сведениям, которые  просачивались в печать, в Минфине  уже практически определили, каким должен быть налог на недвижимость физических лиц.

     Для начала обратимся к информации, полученной из авторизованных источников. Вот  что сообщил о конкретных параметрах налога в интервью «Финансовым известиям» замминистра финансов Сергей Шаталов: «Наша идея в том, чтобы перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной. Резко уменьшив при этом ставки налога. На федеральном уровне будут установлены максимальные ставки, а муниципалитетам будет предоставлено право самим в пределах разрешенного выбирать ту ставку, которую они считают разумной. Местные власти смогут также предусматривать различные льготы для пенсионеров, для военных, инвалидов и других категорий граждан. При этом будет предусмотрена система необлагаемого минимума. Ну, например, 15 метров на человека не облагаются налогом, а все, что сверх этой суммы, облагается. Но это опять-таки должно быть отнесено к компетенции местных властей».

     Как сообщил 19 марта 2007 года замминистра  финансов Сергей Шаталов, ставка налога, по предварительным расчетам Минфина РФ, может от 0,01 до 0,05. И годовая сумма налога составит от 10 до 50 долларов (за вычетом необлагаемого минимума). Налог планируется взимать один раз в год. По всей видимости, впервые налог на недвижимость – в порядке эксперимента начнет действовать в четырех регионах РФ - Кемеровской, Самарской, Тверской, Калужской областях.

     Однако  есть и другая информация. По данным газеты «Бизнес», полученным от источника  в Минфине, ставка налога может быть установлена в пределах от 0,01 до 1%. И он будет взиматься не с полной стоимости квартиры, а со стоимости 70% площади. Кроме этого, каждый гражданин будет иметь право на необлагаемый минимум, составляющий примерно 10 кв. м. Таким образом, подсчитывает газета «Бизнес», житель Москвы, в случае, если налог начнет действовать «сегодня» заплатил бы с двухкомнатной квартиры площадью 50 кв. м от 27 тыс. руб. (по ставке 0,01%) до 270 тыс. руб. (по ставке 1%).

     Видимо, чтобы не пугать раньше времени наших  граждан, ряд чиновников поспешили  заверить, что введение нового налога на недвижимость пройдет практически незаметно. Так, руководитель Экспертного управления президента Аркадий Дворкович 21 марта 2007 года сообщил в интервью газете «Известия», что, по его мнению, вычет из налога на недвижимость должен быть установлен на уровне не менее 20 кв. м на одного человека. «Это означает, что семья из трех человек, живущая в квартире 60 кв. м (стандартная трехкомнатная квартира) не будет платить налог вообще», - заявил Аркадий Дворкович. Помимо вычетов, отметил он, регионы и муниципалитеты должны иметь право вводить льготы для определенных категорий граждан. Например, сделать так, чтобы «пенсионеры не платили вообще». 11 марта министр финансов РФ Алексей Кудрин, комментируя Бюджетной послание Президента Владимира Путина, сообщил, что налоговое бремя в отношении малообеспеченных людей осталось на неизменном уровне. Между тем министр признал, что суммарно нагрузка на население при введении налога на недвижимость все же увеличится.

     Однако  предложенный Минфином вариант налога не недвижимость не понравился некоторым депутатам Государственной Думы РФ. Так, 15 марта 2007 года председатель налогового подкомитета Госдумы РФ Наталья Бурыкина сообщила, что по ее мнению, правильнее было бы рассчитывать налог в зависимости от количества квадратных метров и с учетом типа жилья. Она подчеркнула, что это позволит облагать по повышенной ставке владельцев роскошного жилья (или собственников более одной квартиры) и вместе с тем не потребует сложной подготовительной работы. Судя по всему, в Госдуме РФ собираются разработать свой вариант законопроекта о налоге на недвижимость физических лиц, который, возможно, будет впоследствии «конкурировать» с внесенным в Госдуму РФ правительственным законопроектом. 

 

   ГЛАВА 5. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

   Семья Мироновых в составе двух взрослых и одного несовершеннолетнего ребенка  является собственником недвижимости – однокомнатной квартиры в Санкт-Петербурге.

     Квартира расположена на 4м этаже  шлакобетонного пятиэтажного дома, постройки 1962 года; общей площадью 30 кв. метров, в том числе жилой - 16, 2 кв. метра; кухня – 5,8 кв. метра.

   Инвентаризационная  оценка указанной  квартиры составляет  125108 руб. Квартира находится в долевой  собственности в равных долях  по 1/3 –каждому собственнику.

     Семье Мироновых при уплате  налога льготы не предоставляются. 

   Расчет  налога

   Налоговая ставка в Санкт-Петербурге составляет 0.1 %

   125108 руб. х 0.1 % = 125  руб. 108 коп.

   В соответствии с пунктом 4 статьи 225 НК РФ сумма налога определяется в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля. Эта норма установлена в отношении налога на доходы физических лиц, но на практике зачастую применяется и в отношении других налогов, уплачиваемых гражданами.

   С учетом округления сумма налога равна 126 рублей.

   126руб.  / 3 человека = 42 руб. 

   На  каждого члена семьи Мироновых  налог на имущество составляет 42 руб.

   Сумма налога разбивается на равные доли  для уплаты в два срока –  не позднее 15 сентября и 15 ноября.

   В нашем случае: 21 руб.  каждый член семьи Мироновых должен уплатить до 15 сентября, и столько же –  до 15 ноября.

   За  несовершеннолетнего ребенка налог  должны уплатить  родители.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   В ходе выполнения данной работы, я пришла к выводу, что несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.

   Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам существуют положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, которые местными органами власти, не всегда берутся во внимание. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов. Но, все же местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.

   Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно, играет отрицательную роль.

   Устойчивость  налоговой системы во многом зависит  не столько от высоких ставок налогов, сколько от уровня доходов населения, от стабилизации его имущественного положения. Поэтому, при налогообложении  населения высокие ставки налогов, их многочисленность может отрицательно повлиять на уровень сбережений и инвестиций, а, следовательно, отрицательно сказаться на эффективности экономической системы в целом, так как сбережения и инвестиции - это функции прежде всего более высоких по доходам групп населения.

   На  это обратил внимание еще бывший президент Российской Федерации В.В.Путин: “ Не должны успокаивать и данные по росту налоговых поступлений. Нет ни одной развитой страны, где бы казна на 85 % пополнялась за счет налогов от предприятий и только на 15 % от физических лиц. Во всем мире наоборот.”Поэтому налогообложение населения должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения.

   А тот факт, что  число налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует усилить и совершенствовать контроль за  соблюдением законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет. Это должно являться главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I  "О налогах  на имущество физических лиц" (в ред. Закона РФ от 22.12.1992 N 4178-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 25-ФЗ, от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 17.07.1999 N 168-ФЗ,от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.04.2009 N 45-ФЗ)
  1. Рахманова С. Ю. «Налогообложение физических лиц»,  М., изд. «Экзамен», 2006г.
  2. НК РФ
  3. http://www.fontanka.ru
  4. http://for-expert.ru/
  5. http://www.dom-i-zakon.ru
  6. http://www.strana-oz.ru/
  7. http://www.taxpravo.ru  Российский налоговый портал.
  8. www.nalog.ru Федеральная налоговая служба
  9. http://ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

Информация о работе Налог на имущество физических лиц, механизм исчисления, его совершенствование