Контрольная работа по "Прокурорский надзор"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 00:25, контрольная работа

Краткое описание

1. Место прокуратуры Российской Федерации в структуре государственного механизма. Формы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с ветвями государственной власти.
Прокуратура РФ - важнейший государственный орган, к статусу которого приковано повышенное внимание законодателя, ученых, широкого круга общественности.

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор 1 вариант.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

В литературе отмечается, что при анализе этой статьи закона нельзя не прийти к выводу, что в ней названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры призваны осуществлять надзор3. В этой статье не упоминаются предприятия, учреждения, организации, а также различные общественные организации, объединения, движения. В связи с тем, что в обязанности перечисленных органов (организаций) вменено точное исполнение действующих на территории Российской Федерации законов (ст. 15 Конституции РФ) и при их неисполнении или ненадлежащем исполнении нередко ущемляются права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц, включая и государство, эти органы и организации не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности.

Не упоминаются в указанной статье в качестве субъектов надзора и граждане. Между тем требование точного исполнения законов предъявляется также и к гражданам. При нарушениях гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности.

Из этого следует, что граждане в случаях нарушения ими законов также являются субъектами прокурорского надзора.

Как известно, на территории Российской Федерации действуют федеральные законы, законы субъектов РФ (конституции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполнением всех ли законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти в выводу, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих федеральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ — Государственной Думой и Советом Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением двусторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (подписанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законодательство должно соответствовать международному законодательству.

В Законе о прокуратуре не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 110) Президент, являясь главой государства, а Правительство — высшей исполнительной властью, реализуя возложенные на них полномочия, издают нормативные акты — указы и постановления, регулирующие общественные отношения, касающиеся различных сфер жизни и деятельности общества и обязательные для исполнения на всей территории России.

Нередко акты Президента и Правительства РФ выполняют роль первичного или единственного источника правового регулирования, поскольку те или иные общественные отношения законодательно не урегулированы. В связи с этим нормативные указы и постановления Президента и Правительства РФ не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора. По этой причине на прокуратуру не возлагается надзор за законностью актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ. Таким образом, употребляемый в ст. 1, 21 Закона о прокуратуре термин «закон» следует понимать в собирательном значении, близком к термину «законодательство», а не буквально.

Широко определяя предмет прокурорского надзора, федеральное законодательство устанавливает его пределы. Например, «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы" (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре). «Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Из буквального толкования этих норм следует, что надзорная функция прокуратуры заканчивается там, где начинаются функции иных государственных органов, и именно компетенция каждого осуществляющего надзор (контроль) за исполнением законов государственного органа определяет границы компетенции прокуратуры.4

 

3. Задача.

Недавно назначенный на должность помощник прокурора района, не располагая сведениями о нарушении законов, прибыл в ОАО «Кирпичный завод» для проведения проверки исполнения трудового законодательства. Он доложил руководителю завода о цели своего прибытия и потребовал предоставить ему соответствующие документы. Руководитель, посоветовавшись с юристом предприятия, отказался выполнить требование помощника прокурора. Помощник прокурора написал рапорт, в котором изложил суть дела и попросил помощи у прокурора района.

Какая информация является основанием для прокурорской проверки?

Вправе ли помощник прокурора проводить прокурорскую проверку на данном объекте?

Сформулируйте определение понятия «прокурорская проверка».

Оцените действия помощника прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ»

Решение:

Под прокурорской проверкой понимается правовое средство, представляющее комплекс мыслительных, организационно-правовых действий прокурора, направленных на установление нарушений Конституции РФ, законов, действующих на территории РФ, причин и условий, способствующих выявлению правонарушений и виновных лиц.

Пункт 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Следовательно, основанием проведения проверки выступает поступление информации о фактах нарушений законодательства.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Из этого следует, что помощник прокурора проводить прокурорскую проверку на данном объекте. Его действия являются неправомерными.  Руководитель предприятия правомерно отказался выполнить требование помощника прокурора.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014г.) // Российская газета. 1995. 25 ноября.
  2. Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11.
  3. Прокурорский надзор: учебник / Отв. ред. А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, К.Ю. Винокуров. - М.: Юрайт, 2011. – 490 с.
  4. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2012.
  5. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М.: Норма, 2011.

 

1 Некоторые авторы выделяют данный надзор в качестве ведущей отрасли прокурорского надзора, отмечая, что с его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства (см.: Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2012. С. 202).

2 Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - М., 2011. С. 124.

3 Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - М., 2011. С. 120.

4 Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11. С. 15.

 


 



Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорский надзор"