Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:36, реферат
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
1 Введение
2 налог экономический общество
3 Возникновение и развитие налогообложения в Древнем мире и древнем Риме
4 Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.
5 Налогообложение в Европе XIX-XX вв.
6 Краткая история возникновения налогов в Казахстане
7 Заключение
8 Список использованной литературы
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г. после Великой французской революции.
Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…»
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т. к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т. д.
Начало непосредственных
военных действий восставших историки
относят к эпизоду так
Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства.
3. Налогообложение в Европе XIX-XX вв.
Период развития налогообложения
в XIX в. отличается уменьшением количества
налогов и большим значением
права при их установлении и взимании.
Постепенно в обществе наряду с развитием
финансовой науки происходит становление
научно-теоретических
Данный этап в развитии был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства - укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот - переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал - в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов. С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны - развитостью экономической теории в части налогообложения.
Венцом финансовой науки начала XX в. явились налоговые реформы, проведенные после I Мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.
Наибольшее распространение
получили налоги на вновь создаваемую
хозяйствующим субъектом
- принцип получаемых
выгод - различие в налогах
определяется различием в
- принцип платежеспособности
- различие в налогах
Вне зависимости от подхода к налогообложению должен выполняться критерий справедливости. Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении с точки зрения выбранного подхода.
Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Теория и практика общественного сектора обогатили общество новыми формами государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных организаций и т. п.
Краткая история налогов Казахстана
В связи с неразвитостью товарно-денежных отношений налоги взимались в натуральной форме. Например, в Казахстане до середины XIX века эквивалентом - заменителем денег был скот (преимущественно овцы, лошади), в переводе на стоимость которых оценивались другие товары.
Общинники-скотоводы кочевали
на землях, принадлежащих феодалам
и обязаны были платить им земельную
ренту - 20-ю часть скота в ското
Формой обогащения феодалов был сауын - «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом.
Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж - 2/3 урожая.
В 1834г. была введена раскладочная система налогообложения - от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределяли по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены.
В 1841г. зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) - серебром, а согым - деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым - от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.
После отмены в 1855-56гт. специальными Манифестами недоимок самодержавие ввело «окладочную подать», хотя в её основе лежала та же ханская раскладка.
Были и другие повинности: «кибиточная подать» - за проживание за пределами орды - на внутренних землях;
«билетный сбор» - при найме в работники к линейным жителям;
акциз - за перепуск скота за линию на казачьи земли и др.
После установления Советской власти, с 1917 года, финансовое обеспечение потребностей государства осуществлялось, в основном, путем контрибуций с имущих слоев населения, что, однако, не обеспечивало регулярного поступления средств. Поэтому, начиная с 1918 года вводится высокопрогрессивное подоходно-поимущественное налогообложение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, налог с недвижимых имуществ, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919 года была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесценением денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог - «продналог».
С переходом, начиная с 1921 года к новой экономической политике - «нэп» возрождаются денежные формы налогов: косвенные - акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 года для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объединивший продовольственный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.
Финансовые реформы 1930-1932
годов унифицировали
С началом Великой Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.
Вплоть до конца 90-х годов
основными налоговыми источниками
оставались поступления от социалистического
хозяйства - до 92% всех доходов государственного
бюджета: налог с оборота - до 30% доходов,
отчисления от прибыли (в форме платы
за производственные фонды, фиксированных
(рентных) платежей, свободного остатка
прибыли) - до 29% поступлений в бюджет;
кооперативно-колхозные
С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.
С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система.
Закон «О налоговой системе
в Республике Казахстан» от 24 декабря
1991г. практически являлся
С 1992 по 1995 гт. (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:
16 - общегосударственных;
10 - общеобязательных местных налогов и сборов;
17 - местных налогов и сборов.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. количество налогом -11, а с учетом изменении и дополнении с 1999г. по 2001г. их количество увеличилась до 18. В 1999г. был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения (с 1.07.01г. ставка снижена до 21%, а с 2004 г. - действует регрессивные ставки - от 20% до 7%) вместо страховых взносов в размере 30% от ФОТ юридических лиц (в Пенсионный фонд - 23,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования - 3%; Фонд социального страхования - 1,5%; в Государственный фонд занятости населения - 2%). Если в 1998 г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля социального налога в 1999 г. - 17,9%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен вместе налога с оборота и налога с продаж с 1992 г. при ставке 28%, для предприятий общественного питания - 13%, по продуктам первой необходимости (в основном - питания) - 10%. Ряд товаров и услуг освобождался от налогообложения: услуги по предупреждению и ликвидацию стихийных бедствий, услуги учреждения культуры, искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские мероприятия, продукция обществ инвалидов, строительство жилья, товары детского ассортимента. С 1.01.03 ставки установлены в 20% и 16,67% (по товарам, услугам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим НДС). С 2002г. ставка НДС -16%, с 2004-15%.
Налог на прибыль введен с 1991 г. взамен платежей и отчислений от прибыли (плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли). Его ставки устанавливались от 10 до 70%:
для предприятий, объединений и организаций - 25%;
для коммерческих банков и страховых организаций - 45%;
для потребительских кооперативов и коммунального хозяйства - 20%;
для общественных организаций, их предприятий, религиозных организаций и их предприятий -35%;
для производственных кооперативов - не больше 35% (установленные местными советами народных депутатов);
для сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельхозпродукции - 10% (мясной, молочной, хлебопекарной);
для остальных предприятий АПК - 25%;
для предприятий бытового обслуживания - 15%;
для фондовых и сырьевых бирж, брокерских контор и фирм, предприятий посреднической и коммерческой деятельности - 55%;
доходы по дивидендам и процентам от акций, облигаций, ценных бумаг
- 15%;
казино, видео салоны, прокат видео- и аудио кассет, игровых автоматов, от массовых концертно-зрелищных мероприятий - 70%.
Эта система не обеспечивает равенства всех форм собственности и видов деятельности, имелось много льгот, что усложняло контроль. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1.01.1994 г. «О налогообложении прибыли и доходов предприятий» объектом налогообложения устанавливалась балансовая прибыль - сумма всех доходов, уменьшенная на сумму всех расходов. Ставка налога - 30%, а прибыль от банковской и страховой деятельности - 45%, доходы от дивидендов и процентов - 15%.
С 1995 г. введена основная ставка 30% для юридических лиц и дифференцированные ставки для отдельных категорий плательщиков и видов доходов (от 10 до 20%).
В 2001 году принят новый закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2002 г.), в котором дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.
Заключение: