Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
История
исследования налогообложения
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
История
налогов насчитывает
В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый
период развития налогообложения, включающий
в себя хозяйственные системы древнего
мира и средних веков, отличается неразвитостью
и случайным характером налогов. Именно
на этом этапе налоги и механизмы их взимания
возникают в зачаточном состоянии.
Возникновение налогов относят к периоду
становления первых государственных образований,
когда появляется товарное производство,
формируется государственный аппарат
- чиновники, армия, суды. Именно необходимостью
в содержании государства и его институтов
и было обусловлено возникновение налогообложения.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной
из первых организованных налоговых
систем, многие стороны которой находят
отражение и в современном
налогообложении, является налоговая
система Древнего
Рима. Если сравнивать налоговые системы
Древнего Рима и современной России, то
ряд платежей поражают своей схожестью
(Таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Налоговые системы Древнего Рима и Российской Федерации [4]
|
В конце XVII - начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 г.г.). В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства [3].
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике [4].
Российская
система налогообложения на протяжении
времени практически всегда складывалась,
развивалась и претерпевала те или
иные изменения, вместе с изменениями
в ее политическом устройстве и вместе
с историческими вехами.
Финансовая система Древней Руси стала
складываться только с конца IX в. в период
объединения древнерусских племен и земель.
Основной формой налогообложения того
периода выступали поборы в княжескую
казну, которые именовались "дань".
Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV-XVII в.в. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода.
В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 г.г.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета. Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле [3].
Эпоха реформ Петра I (1672-1725 г.г.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В то же время Петром Iбыл принят ряд мер, чтобы обесечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот.В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств - четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.
В период правления Екатерины II (1729-1796 г.г.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался "по совести каждого".
Проблемы
налогообложения постоянно
Начало
XIX в. характеризуется развитием
российской финансовой науки. Так, в 1810
году Государственным Советом России
была утверждена программа финансовых
преобразований государства - знаменитый
"план финансов", создателем которого
выступил выдающийся русский экономист
и государственный деятель М. Сперанский
(1772-1839 г.г.). Многие принципы налогообложения
и идеи организации государственных расходов
и доходов, изложенные в этой программе,
не потеряли актуальности до сих пор.
В 1818 году в России появился первый крупный
труд в области налогообложения - "Опыт
теории налогов", автором которого выступил
выдающийся русский экономист, участник
движения декабристов Н.Тургенев (1789-1871
г.г.). Данное произведение и сейчас является
классическим исследованием основ государственного
налогообложения, а также подробно рассматривает
историю российского податного дела.
Полноценное
теоретическое обоснование
Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование "Общая теория налогов". Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения [1].
В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д.
Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.
Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам [1].
В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797-1877 г.г.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 г.г.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.
Классическая теория налогов имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 г.г.), Давида Рикардо (1772-1823 г.г.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась.
Противоположностью
классицизма выступила
Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению ее автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег.
Теория
экономики предложения сформулированная
в начале 80-х годах американскими учеными
М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером в большей
степени чем кейнсианская теория рассматривает
налоги в качестве одного из факторов
экономического развития и регулирования.
Данная теория исходит из того, что высокое
налогообложение отрицательно влияет
на предпринимательскую и инвестиционную
активность, что в конечном итоге приводит
и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому
в рамках теории предлагается снизить
ставки налогообложения и предоставить
корпорациям всевозможные льготы. Таким
образом, снижение налогового бремени,
по мнению авторов теории, приводит к бурному
экономическому росту.