Анализ изменений в налоговом законодательстве в 2012 году - Контролируемы сделки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

1 января 2012 г. вступил в силу ряд поправок, внесенных в налоговое законодательство. Значимым событием 2012 г. является введение в часть первую Налогового кодекса РФ нового раздела о порядке определения рыночных цен и правовом регулировании сделок между взаимозависимыми лицами, а также новой главы о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Кроме того, нововведения затрагивают НДС, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ и налог на игорный бизнес. В частности, с целью создания благоприятных условий для инновационной деятельности в России введены в действие новые правила признания расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Расширен перечень операций, не облагаемых НДС.

Файлы: 1 файл

Контролируемы сделки.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  архитектурно-строительный университет»

 Кафедра «Экономики  и управления проектами в строительстве»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Изменение налогового законодательства в 2012 году. Их причины и последствия»

по дисциплине «Налоговое право»

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. ЭУП-1-08

Матвейчук Иван

 

Проверил:

Прохоров А.В.

 

 

 

 

Волгоград, 2012

 

Оглавление

 

Введение

 

1 января 2012 г. вступил  в силу ряд поправок, внесенных  в налоговое законодательство. Значимым  событием 2012 г. является введение  в часть первую Налогового кодекса РФ нового раздела о порядке определения рыночных цен и правовом регулировании сделок между взаимозависимыми лицами, а также новой главы о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Кроме того, нововведения затрагивают НДС, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ и налог на игорный бизнес. В частности, с целью создания благоприятных условий для инновационной деятельности в России введены в действие новые правила признания расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Расширен перечень операций, не облагаемых НДС. Установлены некоторые льготы по НДФЛ, налогу на прибыль. Для большинства плательщиков снижен общий тариф страховых взносов. Одновременно с этим предусмотрено, что на суммы выплат, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, также начисляются взносы по специальному тарифу. Изменения также касаются порядка расчета взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В данной курсовой работе будут рассмотрены конкретные изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс с принятием Федерального Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогооблажениея». В частности эти изменения касаются введения нового понятия - "контролируемые сделки" .

С 1 января 2012 года на территории РФ вступил  в силу новый закон о трансфертном ценообразовании. Главная цель нововведения –противодействие выводу прибыли из Российской Федерации и связанному с этим уклонению от уплаты налога. Вместе с тем законодатель установил налоговый контроль за сделками внутри страны в целях справедливого распределения налогов в соответствии с налоговой базой субъектов.

Трансфертное (трансферное) ценообразование  — реализация товаров  или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.

В России с 2012 года действует новое  законодательство по трансфертному  ценообразованию. Оно регулируется Разделом V.1. Налогового кодекса РФ. Новым разделом законодательства вводятся нормы соответствующие руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию. До 2012 года регулирование производилось статьями 40 Налогового кодекса РФ («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения») и статьей 20 Налогового кодекса РФ . Перечень контролируемых налоговыми органами сделок включает также сделки с взаимозависимыми лицами. В этих случаях российские налоговые органы имеют право сравнивать примененные налогоплательщиками цены с рыночными и доначислять налоги.

Цель курсовой работы – рассмотреть изменения, внесенные  в Налоговый кодекс с принятием Федерального закона от 03.12.2011 № 392-ФЗ с принятием Федерального Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогооблажениея», их причины и последствия.

 

Раздел 1. Причины внесений изменений в налоговый кодекс.

 

18 июля 2011 г. Президент  России подписал Федеральный  закон № 227-ФЗ «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с совершенствованием принципов  определения цен для целей налогообложения».

  Нужно отметить, что это долгожданный закон как для предпринимателей, так и для налоговых органов, поскольку существующий порядок вещей не устраивал ни ту, ни другую сторону.

  Суть новаций такова. Первая часть НК РФ дополнена новым разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

В связи с этим отменены статья 20 «Взаимозависимые лица» и статья 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».

Положения статьи 20 и  статьи 40 НК РФ со дня вступления в  силу Федерального закона № 227-ФЗ применяются  исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны, в соответствии с главой 25, со дня вступления в силу указанного Закона, то есть с 01.01.2012 г. (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ).

Если сказать проще, то НК РФ включил в себя новый  раздел, регулирующий вопросы трансфертного (т. е. внутрифирменного) ценообразования и налогового контроля в указанной сфере.

Это касается таких ситуаций, когда налоговые органы, проверяющие  организацию, признают цену сделки нерыночной и применяют налоговые последствия (доначисление налогов, пеней, штрафов и иные меры ответственности), исходя из определяемой ими рыночной цены.

Раньше в НК РФ контролю над ценами сделок были посвящены две статьи: 20-я и 40-я.

В России вопрос о регулировании  трансфертного ценообразования  стал актуален в начале 90-х годов XX века. В те годы действовали правила, согласно которым нельзя было без налоговых последствий продавать продукцию по ценам ниже себестоимости.

Затем в статье 40 НК РФ был закреплен  другой ориентир: допускалось отклонение от рыночной стоимости в размере не более 20 процентов.

Однако, как показала практика, для  регламентирования трансфертного  ценообразования только положений  ст. 40 НК РФ недостаточно, поскольку, применяя их, налоговые органы сталкиваются с большими трудностями.

С момента вступления в силу первой части НК РФ прошло более 14 лет. Уже стало очевидно, что ее нормы, регламентирующие механизм контроля над ценами, сегодня устарели и их нужно приводить в соответствие с правовыми и экономическими реалиями, урегулировать которые можно только на законодательном уровне. Этим и обусловлено появление столь долгожданного закона.

Новые положения Федерального закона №227-ФЗ вводятся в действие с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении  одного месяца со дня его официального опубликования.  Проанализируем новые правила ценообразования, предусмотренные Федеральным законом № 227-ФЗ.

 

Раздел 2. Анализ изменений  и их последствия.

 

Возможность снижать  отчисления в бюджет с помощью  перераспределения прибыли государством не приветствуется. Поэтому трансфертное ценообразование является объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов во всех странах мира. В России на данный момент этот механизм регулируется статьей 40 НК «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», согласно которой налоговые органы следят за полнотой исчисления налогов и проверяют правильность применения цен:

1) по сделкам между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если цены отличаются от рыночных, ИФНС вправе вынести решение  о доначислении налогов и пени.

Предприниматели надеялись, что новый закон позволит на законных основаниях устанавливать сниженные  цены внутри холдингов, между взаимозависимыми и аффилированными лицами. Однако документ лишь ужесточил контроль за сделками, в которых цены могут быть уменьшены, а следовательно, не исключено занижение налогооблагаемой базы. С 1 января 2012 года существенно расширен круг взаимозависимых лиц, в НК добавлен целый раздел «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Так, в случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, ИФНС вправе произвести корректировку соответствующих налоговых баз. Это относится к тем случаям, когда занижение стоимости товаров (работ, услуг) повлекло уменьшение отчислений по одному из налогов: на прибыль организаций; НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ; на добычу полезных ископаемых; на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу). Выходит, новый закон только усиливает контроль, который к тому же повлечет за собой проведение новых проверок, необходимых для того, чтобы выявить занижение цен.

Однако в документе, который в целом крайне сложно оценить, как выгодный для бизнеса, можно найти и положительные моменты. Например, согласно закону организация имеет право самостоятельно произвести корректировку недоплаченного налога. На практике компания может на протяжении года использовать цены ниже рыночных, но в конце года «одуматься» и до сдачи годового отчета по налогу на прибыль доплатить разницу за весь период занижения стоимости товаров. В такой ситуации к организации не будут применяться штрафы и пени. Фактически этот метод может быть использован для оптимизации налогов в течение года на законном основании.

Еще одним плюсом рассматриваемого изменения в НК является установленное  ограничение, выраженное в размере  доходов (от 60 млн. рублей до 1 млрд. рублей), которые должны быть получены сторонами  по сделкам, для того чтобы таковые попадали в разряд контролируемых. Если компании заключают контракты на меньшие суммы, налоговые органы должны оставить без внимания деятельность компаний и не проверять «рыночность» цен.

Более того, Закон установил  случаи, когда сделки, не зависимо от их стоимости, не будут контролироваться. Это сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами страны;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • - отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с рассматриваемым законом.

Основные надежды компании возлагали на соглашение с налоговым  органом. Все было бы законно и  просто: пришел бизнесмен в налоговую, сказал, что у него есть несколько  компаний, которые, по сути, работают вместе, заключил соглашение о том, что между этими организациями цены будут установлены ниже рыночных..

Закон действительно  подразумевает заключение соглашения о применении трансфертных цен, но воспользоваться  им с начала 2012 года удастся единицам. Минфин и налоговая служба предупреждают бизнесменов о сложностях, с которыми будет связано подписание этих документов. Контролирующие органы ссылаются на практику развитых стран, в которых в год заключается не более 20–30 договоров. При таком растянутом процессе «простые смертные» воспользоваться законом смогут еще не скоро.

 

Более того, исходя из текста документа, соглашение о ценообразовании  вообще имеет право заключить  только организация, относящаяся к  крупнейшим налогоплательщикам. При  этом, госпошлина за рассмотрение вопроса ФНС составляет 1 500 000 рублей. А рассчитывать на вынесение решения стоит через 6–9 месяцев после предоставления всех бумаг.

То, что изначально рассматривалось  как привилегия, которой смогут воспользоваться  многие, обернулось обязанностью. Статья 105.14 № 227-ФЗ подробно раскрывает понятие контролируемых сделок. С вступлением закона в силу налогоплательщики будут обязаны уведомлять налоговые органы о заключении договоров, цена которых соответствует определенной сумме. Минимальный ценовой порог контролируемых сделок в первый год действия закона (в 2012 году) составит 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей.

Информация о работе Анализ изменений в налоговом законодательстве в 2012 году - Контролируемы сделки