Технология муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремиться деятельность органов местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

контрольная по муницип менеджмент.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия  по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. 

Одним из принципов  деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды является гласность в работе и тесная связь с общественными организациями, населением в решении природоохранных задач. 

  

Защита интересов  и прав местного самоуправления,  

гарантированных государством 

В России действует  система государственных гарантий местного самоуправления, включая право  на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это важная сторона деятельности органов местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. 

Органы и должностные  лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной  власти, к администрациям предприятий, учреждений и организаций, в том  числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. 

Одной из организационных  форм, с помощью которой осуществляется функция защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов. 

 

3.2. Методы муниципального  управления 

Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых  объект управления направляется на достижение своих целей. 

Методы муниципального управления основываются на объективных  экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, учитывают достигнутый научно-технический уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления. 

Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические. 

Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике. 

  

Экономические методы муниципального управления. 

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов.  Цель этих методов – создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и конкретного жителя. 

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную  политику, налоговую политику, кредитную политику и др. 

  

Административно-распорядительные и правовые методы 

муниципального  управления. 

Исполнительный  орган местного самоуправления (местная  администрация) осуществляет свои функции  двумя способами правовыми и  организационными. 

Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления. 

Организационный способ предполагает организацию работ  по выполнению решений представительного  органа местного самоуправления, собственных решений, а также законов и других нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти. 

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой  совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления. 

Юридическое воздействие  заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях. 

Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые. 

Административные  методы предполагают организационное  и распорядительное воздействие. 

Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование. 

Организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами. 

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов. 

Устав, положения, регламент, должностные инструкции,  распределение прав и обязанностей, организационные структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения. 

Распорядительное  воздействие осуществляется в процессе функционирования муниципального образования  и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние. 

  

Социально-психологические  методы. 

Способы и приемы воздействий, основанные на использовании социальной психологии называются социально-психологическими методами управления. 

В этом управлении используются две группы методов, учитывающих  человеческий фактор: социологические  и психологические. 

Социологические методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества. К этой группе относятся следующие методы: 

а) методы управления социально-массовыми процессами; 

б) методы управления группами;  

в) методы управления групповыми явлениями и процессами; 

г) методы социального  нормирования; 

д) методы ролевых  изменений; 

е) методы социального  регулирования. 

Психологические методы в управлении предполагают использование  не только психологических методов  в чистом виде, но всего комплекса  психологических знаний, которые в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее. 
 

К основным типам  психологических методов управления относятся: психологические методы профессионального отбора и обучения, психологические методы организации и гуманизации труда, методы мотивации трудового поведения. В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека. 

 

3.3. Процесс муниципального  управления 

  

Сущность и  содержание процесса муниципального управления 

Процесс управления – это порядок осуществления  механизма управления. 

Процесс подготовки и выработки управленческого  решения предусматривает выполнение в определенной последовательности следующих работ: сбор, обработка  и анализ информации об объекте управления; определение цели и выработка решения; выдача управляющей команды и доведение ее до исполнителей; реализация решения и изменение объекта. 

Типовой процесс  принятия и реализации решения включает в себя две фазы: выработка управленческого  решения и его реализация, каждая из которых подразделяется на несколько стадий. 

Фаза выработки  управленческого решения включает в себя стадии: выявления, формулировки и обоснование проблемы; сбора  и анализа информации; формулировки и отбора вариантов решения; выбора окончательного варианта и принятия решения. 

Фаза реализации управленческого решения включает в себя стадии: разработки плана  реализации решения, доведение его  до исполнителей и контроль за исполнением  решения. 

  

Особенности и  эффективность управленческих решений. 

Управленческое  решение представляет собой одноразовое  воздействие управляющей системы  на объект управления, содержащее формулировку цели действия и программу ее реализации. Управленческое решение является основной формой управленческой деятельности, необходимой для достижения определенной задачи. 

Эффективность управленческих решений в значительной степени зависит от их качества. Под качеством управленческого  решения понимается совокупность свойств, обеспечивающих его способность  выполнять свое назначение в процессе управления. Эти свойства достигаются выполнением следующих основных требований к управленческим решениям: целенаправленности; научной обоснованности; своевременности; непротиворечивости; реальности; полномочности и правомерности; решения количественной и качественной определенности; гибкости; адресности и полноты оформления. 

Форма изложения  управленческого решения должна быть краткой, четкой, исключить непонимание  или двойственность в толковании задач и указывать конкретные способы и средства осуществления действий, сроки исполнения, ответственных, ресурсы и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Повышение качества жизни населения Российской Федерации  является ключевым вопросом политики   правительства. 

Модернизация  страны потребует присутствия широкой и постоянно растущей прослойки среднего класса со всеми ее составляющими, а именно: 

- качественное  образование; 

- участие в  работе территориальных органов  управления; 

- возможность  осуществлять инвестиции в разные  сберегательные программы; 

- покупка комфортабельного жилья; 

- путешествие  по России и за рубежом; 

- наличие подходящих  условий для учения и воспитания  детей. 

Сегодня не более 15-20 % российских семей могут соответствовать  этим критериям, и относится к  среднему классу. Целью правительственной программы России является повышение уровня и качества жизни населения РФ. К 2020 году планируется увеличить долю семей, которые принадлежат к среднему классу, до 50 %. 

Большие сплоченные семьи всегда были опорой общества Российской Федерации и его культуры. Политическая деятельность, направленная на поддержку и укрепление семей, имеют огромное значение для развития страны. 

Имеются в виду программы, которые охватывают период до рождения ребенка, программы развития детей дошкольного возраста, а  также предоставление школьного и дополнительного образования необходимого уровня, качественного медицинского сервиса и оптимальных условий для существования семьи. Большое значение имеют пенсионные реформы и различные программы для поддержки граждан пенсионного возраста. 

Информация о работе Технология муниципального управления