Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:12, курс лекций
Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремиться деятельность органов местного самоуправления.
Органы местного
самоуправления осуществляют мероприятия
по соблюдению правил, норм и нормативов
в области радиационной безопасности.
Одним из принципов
деятельности органов местного самоуправления
в области охраны окружающей среды
является гласность в работе и тесная
связь с общественными организациями,
населением в решении природоохранных
задач.
Защита интересов
и прав местного самоуправления,
гарантированных
государством
В России действует
система государственных
Органы местного
самоуправления, взаимодействуя с государственными
и иными органами и организациями в различных
сферах местной жизни, должны отстаивать
и защищать интересы населения муниципальных
образований, активно использовать свои
конституционные полномочия на судебную
и иные формы защиты прав местного самоуправления
в случае их игнорирования и нарушения.
Органы и должностные
лица местного самоуправления вправе
обращаться в органы государственной
власти, к администрациям предприятий,
учреждений и организаций, в том
числе и по вопросам соблюдения прав
местного самоуправления, учета интересов
населения муниципальных образований
при решении тех или иных вопросов общественной
и государственной жизни.
Одной из организационных
форм, с помощью которой
3.2. Методы муниципального
управления
Методы управления
– это способы и приемы управленческой
деятельности, с помощью которых
объект управления направляется на достижение
своих целей.
Методы муниципального
управления основываются на объективных
экономических законах, закономерностях
социально-экономических систем, учитывают
достигнутый научно-технический уровень,
социальные. правовые и психологические
отношения в процессе управления.
Методы муниципального
управления всегда используются комплексно,
взаимно дополняя друг друга. Их совокупность
образует целостную систему методов муниципального
управления. Существуют следующие группы
методов: экономические, административно-
Каждая группа
методов обладает определенным характером
воздействия на объект управления. Искусство
управления заключается в овладении этими
методами, в правильном их выборе и сочетании,
умении применить на практике.
Экономические
методы муниципального управления.
Экономические
методы управления – это комплекс
способов и приемов управления, основанных
на использовании экономических законов
и интересов. Цель этих методов – создать
условия, заинтересовывающие производителя
производить необходимые товары и услуги
нужного качества и по приемлемой цене.
Эти методы призваны обеспечить гармонию
и единство экономических интересов предприятий
(организаций), местного сообщества и конкретного
жителя.
Экономические
методы включают в себя планирование,
хозрасчет, ценовую политику, бюджетную
политику, налоговую политику, кредитную
политику и др.
Административно-
муниципального
управления.
Исполнительный
орган местного самоуправления (местная
администрация) осуществляет свои функции
двумя способами правовыми и
организационными.
Правовой способ
предполагает принятие нормативных правовых
актов по вопросам, входящим в компетенцию
исполнительных органов местного самоуправления.
Организационный
способ предполагает организацию работ
по выполнению решений представительного
органа местного самоуправления, собственных
решений, а также законов и других нормативных
правовых актов федеральных и региональных
органов государственной власти.
Административно-
Юридическое воздействие
заключается в применении правовых
норм, регулирующих связи и отношения,
возникающие в процессе управления. Правовые
нормы выражаются в различных законодательных
актах, положениях, инструкциях, приказах
и распоряжениях.
Применение правовых
норм предполагает использование санкций,
которые подразделяются на дисциплинарные,
материальные, административные и уголовно-правовые.
Административные
методы предполагают организационное
и распорядительное воздействие.
Организационное
воздействие выражается в четком
распределении функций
Организационное
регламентирование устанавливает правила,
обязательные для выполнения, и определяет
содержание и порядок управленческой
деятельности в соответствии с правовыми
нормами и инструктивными материалами.
Организационное
нормирование заключается в разработке
нормативов и норм; численности управленческого
персонала и управляемости, затрат труда
в сфере управления и длительности управленческих
операций и процедур, расходов материалов
и других расходов.
Устав, положения,
регламент, должностные инструкции,
распределение прав и обязанностей,
организационные структуры создают базу
для распорядительной деятельности, т.е.
для установления конкретных заданий
и контроля их исполнения.
Распорядительное
воздействие осуществляется в процессе
функционирования муниципального образования
и направлено на обеспечение слаженной
работы, аппарата управления, на поддержание
всей инфраструктуры в заданном режиме
работы или перевод ее в более совершенное
состояние.
Социально-психологические
методы.
Способы и приемы
воздействий, основанные на использовании
социальной психологии называются социально-психологическими
методами управления.
В этом управлении
используются две группы методов, учитывающих
человеческий фактор: социологические
и психологические.
Социологические
методы управления реализуют закономерности
функционирования и развития коллективов
и сообщества. К этой группе относятся
следующие методы:
а) методы управления
социально-массовыми
б) методы управления
группами;
в) методы управления
групповыми явлениями и процессами;
г) методы социального
нормирования;
д) методы ролевых
изменений;
е) методы социального
регулирования.
Психологические
методы в управлении предполагают использование
не только психологических методов
в чистом виде, но всего комплекса
психологических знаний, которые в
рабочей ситуации подсказывают правильное
решение, позволяют понять и оценить происходящее.
К основным типам
психологических методов
3.3. Процесс муниципального
управления
Сущность и
содержание процесса муниципального управления
Процесс управления
– это порядок осуществления
механизма управления.
Процесс подготовки
и выработки управленческого
решения предусматривает
Типовой процесс
принятия и реализации решения включает
в себя две фазы: выработка управленческого
решения и его реализация, каждая
из которых подразделяется на несколько
стадий.
Фаза выработки
управленческого решения
Фаза реализации
управленческого решения
Особенности и
эффективность управленческих решений.
Управленческое
решение представляет собой одноразовое
воздействие управляющей
Эффективность
управленческих решений в значительной
степени зависит от их качества.
Под качеством управленческого
решения понимается совокупность свойств,
обеспечивающих его способность
выполнять свое назначение в процессе
управления. Эти свойства достигаются
выполнением следующих основных требований
к управленческим решениям: целенаправленности;
научной обоснованности; своевременности;
непротиворечивости; реальности; полномочности
и правомерности; решения количественной
и качественной определенности; гибкости;
адресности и полноты оформления.
Форма изложения
управленческого решения должна
быть краткой, четкой, исключить непонимание
или двойственность в толковании
задач и указывать конкретные
способы и средства осуществления
действий, сроки исполнения, ответственных,
ресурсы и т.д.
Повышение качества
жизни населения Российской Федерации
является ключевым вопросом политики
правительства.
Модернизация
страны потребует присутствия широкой
и постоянно растущей прослойки среднего
класса со всеми ее составляющими, а именно:
- качественное
образование;
- участие в
работе территориальных
- возможность
осуществлять инвестиции в
- покупка комфортабельного
жилья;
- путешествие
по России и за рубежом;
- наличие подходящих
условий для учения и
Сегодня не более
15-20 % российских семей могут соответствовать
этим критериям, и относится к
среднему классу. Целью правительственной
программы России является повышение
уровня и качества жизни населения РФ.
К 2020 году планируется увеличить долю
семей, которые принадлежат к среднему
классу, до 50 %.
Большие сплоченные
семьи всегда были опорой общества
Российской Федерации и его культуры.
Политическая деятельность, направленная
на поддержку и укрепление семей, имеют
огромное значение для развития страны.
Имеются в виду
программы, которые охватывают период
до рождения ребенка, программы развития
детей дошкольного возраста, а
также предоставление школьного и дополнительного
образования необходимого уровня, качественного
медицинского сервиса и оптимальных условий
для существования семьи. Большое значение
имеют пенсионные реформы и различные
программы для поддержки граждан пенсионного
возраста.