Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:12, курс лекций
Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремиться деятельность органов местного самоуправления.
Органы местного 
самоуправления осуществляют мероприятия 
по соблюдению правил, норм и нормативов 
в области радиационной безопасности. 
Одним из принципов 
деятельности органов местного самоуправления 
в области охраны окружающей среды 
является гласность в работе и тесная 
связь с общественными организациями, 
населением в решении природоохранных 
задач. 
  
Защита интересов 
и прав местного самоуправления,  
гарантированных 
государством 
В России действует 
система государственных 
Органы местного 
самоуправления, взаимодействуя с государственными 
и иными органами и организациями в различных 
сферах местной жизни, должны отстаивать 
и защищать интересы населения муниципальных 
образований, активно использовать свои 
конституционные полномочия на судебную 
и иные формы защиты прав местного самоуправления 
в случае их игнорирования и нарушения. 
Органы и должностные 
лица местного самоуправления вправе 
обращаться в органы государственной 
власти, к администрациям предприятий, 
учреждений и организаций, в том 
числе и по вопросам соблюдения прав 
местного самоуправления, учета интересов 
населения муниципальных образований 
при решении тех или иных вопросов общественной 
и государственной жизни. 
Одной из организационных 
форм, с помощью которой 
3.2. Методы муниципального 
управления 
Методы управления 
– это способы и приемы управленческой 
деятельности, с помощью которых 
объект управления направляется на достижение 
своих целей. 
Методы муниципального 
управления основываются на объективных 
экономических законах, закономерностях 
социально-экономических систем, учитывают 
достигнутый научно-технический уровень, 
социальные. правовые и психологические 
отношения в процессе управления. 
Методы муниципального 
управления всегда используются комплексно, 
взаимно дополняя друг друга. Их совокупность 
образует целостную систему методов муниципального 
управления. Существуют следующие группы 
методов: экономические, административно-
Каждая группа 
методов обладает определенным характером 
воздействия на объект управления. Искусство 
управления заключается в овладении этими 
методами, в правильном их выборе и сочетании, 
умении применить на практике. 
  
Экономические 
методы муниципального управления. 
Экономические 
методы управления – это комплекс 
способов и приемов управления, основанных 
на использовании экономических законов 
и интересов.  Цель этих методов – создать 
условия, заинтересовывающие производителя 
производить необходимые товары и услуги 
нужного качества и по приемлемой цене. 
Эти методы призваны обеспечить гармонию 
и единство экономических интересов предприятий 
(организаций), местного сообщества и конкретного 
жителя. 
Экономические 
методы включают в себя планирование, 
хозрасчет, ценовую политику, бюджетную 
политику, налоговую политику, кредитную 
политику и др. 
  
Административно-
муниципального 
управления. 
Исполнительный 
орган местного самоуправления (местная 
администрация) осуществляет свои функции 
двумя способами правовыми и 
организационными. 
Правовой способ 
предполагает принятие нормативных правовых 
актов по вопросам, входящим в компетенцию 
исполнительных органов местного самоуправления. 
Организационный 
способ предполагает организацию работ 
по выполнению решений представительного 
органа местного самоуправления, собственных 
решений, а также законов и других нормативных 
правовых актов федеральных и региональных 
органов государственной власти. 
Административно-
Юридическое воздействие 
заключается в применении правовых 
норм, регулирующих связи и отношения, 
возникающие в процессе управления. Правовые 
нормы выражаются в различных законодательных 
актах, положениях, инструкциях, приказах 
и распоряжениях. 
Применение правовых 
норм предполагает использование санкций, 
которые подразделяются на дисциплинарные, 
материальные, административные и уголовно-правовые. 
Административные 
методы предполагают организационное 
и распорядительное воздействие. 
Организационное 
воздействие выражается в четком 
распределении функций 
Организационное 
регламентирование устанавливает правила, 
обязательные для выполнения, и определяет 
содержание и порядок управленческой 
деятельности в соответствии с правовыми 
нормами и инструктивными материалами. 
Организационное 
нормирование заключается в разработке 
нормативов и норм; численности управленческого 
персонала и управляемости, затрат труда 
в сфере управления и длительности управленческих 
операций и процедур, расходов материалов 
и других расходов. 
Устав, положения, 
регламент, должностные инструкции,  
распределение прав и обязанностей, 
организационные структуры создают базу 
для распорядительной деятельности, т.е. 
для установления конкретных заданий 
и контроля их исполнения. 
Распорядительное 
воздействие осуществляется в процессе 
функционирования муниципального образования 
и направлено на обеспечение слаженной 
работы, аппарата управления, на поддержание 
всей инфраструктуры в заданном режиме 
работы или перевод ее в более совершенное 
состояние. 
  
Социально-психологические 
методы. 
Способы и приемы 
воздействий, основанные на использовании 
социальной психологии называются социально-психологическими 
методами управления. 
В этом управлении 
используются две группы методов, учитывающих 
человеческий фактор: социологические 
и психологические. 
Социологические 
методы управления реализуют закономерности 
функционирования и развития коллективов 
и сообщества. К этой группе относятся 
следующие методы: 
а) методы управления 
социально-массовыми 
б) методы управления 
группами;  
в) методы управления 
групповыми явлениями и процессами; 
г) методы социального 
нормирования; 
д) методы ролевых 
изменений; 
е) методы социального 
регулирования. 
Психологические 
методы в управлении предполагают использование 
не только психологических методов 
в чистом виде, но всего комплекса 
психологических знаний, которые в 
рабочей ситуации подсказывают правильное 
решение, позволяют понять и оценить происходящее. 
 
К основным типам 
психологических методов 
3.3. Процесс муниципального 
управления 
  
Сущность и 
содержание процесса муниципального управления 
Процесс управления 
– это порядок осуществления 
механизма управления. 
Процесс подготовки 
и выработки управленческого 
решения предусматривает 
Типовой процесс 
принятия и реализации решения включает 
в себя две фазы: выработка управленческого 
решения и его реализация, каждая 
из которых подразделяется на несколько 
стадий. 
Фаза выработки 
управленческого решения 
Фаза реализации 
управленческого решения 
  
Особенности и 
эффективность управленческих решений. 
Управленческое 
решение представляет собой одноразовое 
воздействие управляющей 
Эффективность 
управленческих решений в значительной 
степени зависит от их качества. 
Под качеством управленческого 
решения понимается совокупность свойств, 
обеспечивающих его способность 
выполнять свое назначение в процессе 
управления. Эти свойства достигаются 
выполнением следующих основных требований 
к управленческим решениям: целенаправленности; 
научной обоснованности; своевременности; 
непротиворечивости; реальности; полномочности 
и правомерности; решения количественной 
и качественной определенности; гибкости; 
адресности и полноты оформления. 
Форма изложения 
управленческого решения должна 
быть краткой, четкой, исключить непонимание 
или двойственность в толковании 
задач и указывать конкретные 
способы и средства осуществления 
действий, сроки исполнения, ответственных, 
ресурсы и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повышение качества 
жизни населения Российской Федерации 
является ключевым вопросом политики   
правительства. 
Модернизация 
страны потребует присутствия широкой 
и постоянно растущей прослойки среднего 
класса со всеми ее составляющими, а именно: 
- качественное 
образование; 
- участие в 
работе территориальных 
- возможность 
осуществлять инвестиции в 
- покупка комфортабельного 
жилья; 
- путешествие 
по России и за рубежом; 
- наличие подходящих 
условий для учения и 
Сегодня не более 
15-20 % российских семей могут соответствовать 
этим критериям, и относится к 
среднему классу. Целью правительственной 
программы России является повышение 
уровня и качества жизни населения РФ. 
К 2020 году планируется увеличить долю 
семей, которые принадлежат к среднему 
классу, до 50 %. 
Большие сплоченные 
семьи всегда были опорой общества 
Российской Федерации и его культуры. 
Политическая деятельность, направленная 
на поддержку и укрепление семей, имеют 
огромное значение для развития страны. 
Имеются в виду 
программы, которые охватывают период 
до рождения ребенка, программы развития 
детей дошкольного возраста, а 
также предоставление школьного и дополнительного 
образования необходимого уровня, качественного 
медицинского сервиса и оптимальных условий 
для существования семьи. Большое значение 
имеют пенсионные реформы и различные 
программы для поддержки граждан пенсионного 
возраста.