Сущность и признаки территориальной
организации населения
Местное самоуправление
составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации, признается,
гарантируется и осуществляется на всей
территории Российской Федерации.
Местное самоуправление
в Российской Федерации - форма осуществления
народом своей власти, обеспечивающая
в пределах, установленных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Российский
Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно
и (или) через органы местного самоуправления
вопросов местного значения исходя из
интересов населения, с учетом исторических
и иных местных традиций. [10, 280]
Существуют
основные термины и понятия:
- сельское поселение - один или несколько
объединенных общей территорией сельских
населенных пунктов (сел, станиц, деревень,
хуторов, кишлаков, аулов и других сельских
населенных пунктов), в которых местное
самоуправление осуществляется населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение - город или поселок
с прилегающей территорией (в составе
городского поселения также могут находиться
сельские населенные пункты, не являющиеся
сельскими поселениями, в которых местное
самоуправление осуществляется населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления;
- поселение - городское или сельское поселение;
- муниципальный район - несколько поселений
или поселений и межселенных территорий,
объединенных общей территорией, в границах
которой местное самоуправление осуществляется
в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления,
которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации;
- городской округ - городское поселение,
которое не входит в состав муниципального
района и органы местного, самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- внутригородская территория города федерального
значения - часть территории города федерального
значения, в границах которой местное
самоуправление осуществляется населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления;
- муниципальное образование - городское
или сельское поселение, муниципальный
район, городской округ либо внутригородская
территория города федерального значения;
- межселенная территория - территория,
находящаяся вне границ поселений;
- вопросы местного значения - вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования,
решение которых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным
законом осуществляется населением и
(или) органами местного самоуправления
самостоятельно;
- вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами
местного самоуправления муниципального
района
самостоятельно;
- органы местного самоуправления - избираемые
непосредственно населением и (или) образуемые
представительным органом муниципального
образования органы, наделенные собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения;
- депутат - член представительного органа
поселения, муниципального района, городского
округа или внутригородской территории
города федерального значения;
- должностное лицо местного самоуправления
- выборное либо заключившее, контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными
полномочиями по решению вопросов местного
значения и (или) по организации деятельности
органа местного самоуправления;
- выборное должностное лицо местного
самоуправления - должностное лицо местного
самоуправления, избираемое на основе
всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании на муниципальных
выборах;
- член выборного органа местного самоуправления
- выборное должностное лицо органа местного
самоуправления, сформированного на муниципальных
выборах;
- муниципальный правовой акт - решение
по вопросам местного значения или по
вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации,
принятое населением муниципального образования
непосредственно, органом местного самоуправления
и (или) должностным лицом местного самоуправления,
документально оформленное, обязательное
для исполнения на территории муниципального
образования, устанавливающее либо изменяющее
общеобязательные правила или имеющее индивидуальный
характер;
- административный центр сельского поселения,
муниципального района - населенный пункт,
который определен с учетом местных традиций
и сложившейся социальной инфраструктуры
и в котором в соответствии с законом субъекта
Российской Федерации находится представительный
орган соответствующего муниципального
образования. [16, 141]
В законах и
иных нормативных правовых актах Российской
Федерации слова "местный" и "муниципальный"
и образованные на их основе слова и словосочетания
применяются в одном значении в отношении
органов местного самоуправления, а также
находящихся в муниципальной собственности
организаций, объектов, в иных случаях,
касающихся осуществления населением
местного самоуправления. [11, 396]
Изменение территориальных
основ местного самоуправления является
одним из основных направлений преобразований
системы местного самоуправления в Российской
Федерации, закрепленных Федеральным
законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ». Основными
принципами реформирования в данной сфере
являются:
- создание унифицированной модели территориальной
организации местного самоуправления
на всей территории Федерации, за исключением
городов федерального значения Москвы
и Санкт
- Петербурга;
- законодательное закрепление принципов
установления границ и определения статуса
муниципальных образований.
Модель территориальной
организации местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом
№ 131-ФЗ вся территория субъектов Федерации
должна быть разделена на территории городских
округов и муниципальных районов, границы
которых не пересекаются. При этом территории
городских округов не входят в состав
территории муниципальных районов. Территория
муниципальных районов, в свою очередь,
должна разграничиваться между территориями
городских и сельских поселений. Исключения
могут составлять субъекты Федерации
или отдельные районы в субъектах Федерации,
которые постановлением Правительства
РФ признаются территориями с низкой плотностью
населения. В границах этих административно-территориальных
единиц могут создаваться межселенные
территории - территории, не входящие в
состав поселений, управление которыми
осуществляют непосредственно органы
местного самоуправления муниципальных
районов.
Таким образом,
определены три основных типа муниципальных
образований: городские округа, муниципальные
районы и поселения (городские и сельские).
Городские округа являются одноуровневыми
муниципалитетами. На территории муниципальных
районов создается двухуровневая система
местного самоуправления, при которой
на одной и той же территории действуют
два типа муниципалитетов - муниципальные
районы и поселения.