Специализированные органы прокуратуры РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:26, реферат

Краткое описание

Прокурорский надзор – это самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемый государственными федеральнымиорганами прокуратуры от имени Российской Федерации и направленный на обеспечение законности: опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций.

Оглавление

1. Введение 3
2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ 5
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры 7
4. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ 10
5. Специализированные органы прокуратуры РФ 12
6. Заключение 14
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 27.75 Кб (Скачать)

Содержание

    1. Введение                                                                                                                    3
    2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ                                        5
    3. Принципы организации и деятельности прокуратуры                                   7
    4. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ          10
    5. Специализированные органы прокуратуры РФ                                 12
    6. Заключение                                                                                            14
    7. Список литературы                                                                               15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Из определения о прокуратуре следует, что прокуратура РФ есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

   Орган прокуратуры – это элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ. Прокуратура является самостоятельной независимой структурой, то есть не относятся ни к одной из ветвей власти.

   Прокурорский надзор – это самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемый государственными федеральными органами прокуратуры от имени Российской Федерации и направленный на обеспечение законности: опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций.

   Прокурор, осуществляя надзор от имени РФ, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления или субъектов федерации, а в совокупности от всех них, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

   Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура как государственно-правовой институт)

   В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и пр.
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, местного самоуправления.
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

   Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 25.11 КоАП РФ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

   Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими лицами.

   Цель прокурорского надзора – это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

   Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства  закона;

2) обеспечение защиты  прав и свобод человека и  гражданина;

3) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства;

4) обеспечение единства и укрепления законности.

   На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры:

  • прокурорский надзор;
  • уголовное преследование;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

   Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

   Так же мы можем выделить три вида основных задач, которые ставят перед собой органы прокуратуры, осуществляющие прокурорский надзор:

  1. Общие задачи прокурорского надзора заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).
  2. Специальные задачи – это задачи, стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).
  3. Частные задачи (их еще называют конкретными) различаются в зависимости от направления прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы организации и деятельности прокуратуры

 

     Принципы организации и деятельности прокуратуры – это идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.

   Принципы обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности.

   Организация и осуществление прокурорского надзора взаимосвязаны и практически неразделимы. Вот почему мы не можем отделить принципы осуществления прокурорского надзора от принципов организации деятельности прокурора. Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (ст. 4).

   Выделяют следующие принципы организации и деятельности прокуратуры:

    • Принципов прокурорского надзора

Поскольку прокурорский надзор – это одно из направлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов.

    • Принцип единства

Означает, что все прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему, иначе говоря создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с этим принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации.

 

 

    • Принцип централизации.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

    • Принцип законности

Важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия и их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.

    • Принцип независимости прокурорских работников.

В законодательстве отмечена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

    • Принцип политической независимости.

Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не должны совмещать свою основную деятельность с любой другой оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

    • Принцип гласности

Означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность этой деятельности для граждан, а также для СМИ. Для обеспечения граждан всей необходимой информацией по поводу правозащитной деятельности прокуратуры, данные об этой деятельности должны публиковаться в газетах, журналах и в других средствах СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система, структура и организация органов прокуратуры РФ

   Систему прокуратуры РФ составляют:

  • Генеральная прокуратура РФ
  • Прокуратуры субъектов РФ
  • Военные и другие специализированные прокуратуры
  • Научные и образовательные учреждения
  • Редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами
  • Прокуратуры городов и районов
  • Другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

   Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

   Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

   Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

   Во многих субъектах РФ образованы только прокуратуры городов и районов. Некоторые из них подразделяются на межрайонные прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов. Например, в г. Москве согласно административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. Таким образом, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает создание коллегий в органах прокуратуры. Данные коллегии являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

   Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:

1) единства (не входят  ни в какую иную систему  органов, единство основных целей  и задач);

2) централизованности (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

3) системности органов  прокуратуры (органы прокуратуры  не только взаимосвязаны, но и  взаимозависимы).

   Каждый из элементов системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

Специализированные органы прокуратуры РФ

   Организация и деятельность специализированных прокуратур на сегодняшний день определяется обеспечением законности в сферах деятельности, которые имеют особую важность общества и государства.

   Специализированные органы прокуратуры являются необходимой составляющей прокурорской системы, так как проблемы законности в специфических сферах сохраняются. На основании этого сложились специальные прокуратуры двух типов.

   Первый тип: прокуратуры военные, транспортные, войсковых частей – они осуществляют функции прокуратуры в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

   Второй тип: прокуратуры природоохранные и надзирающие за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется так же в полной мере.

   Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.

   Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

   Транспортные прокуратуры осуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

   Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических преступлений.

   Прокуратуры особо режимных объектов созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ.

Информация о работе Специализированные органы прокуратуры РФ