Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:26, реферат
Краткое описание
Прокурорский надзор – это самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемый государственными федеральнымиорганами прокуратуры от имени Российской Федерации и направленный на обеспечение законности: опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций.
Оглавление
1. Введение 3 2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ 5 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры 7 4. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ 10 5. Специализированные органы прокуратуры РФ 12 6. Заключение 14 7. Список литературы
Предмет, цели, задачи прокурорского
надзора в РФ
5
Принципы организации и деятельности
прокуратуры
7
Система, структура и организация
органов прокуратуры РФ
10
Специализированные органы
прокуратуры РФ
12
Заключение
14
Список литературы
15
Введение
Из определения о прокуратуре
следует, что прокуратура РФ есть единая
федеральная централизованная система
органов, осуществляющих от имени РФ надзор
за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на территории РФ.
Орган прокуратуры –
это элемент системы прокуратуры РФ, организованный
в соответствии с административно-территориальным
делением РФ. Прокуратура является самостоятельной
независимой структурой, то есть не относятся
ни к одной из ветвей власти.
Прокурорский надзор
– это самостоятельный вид государственной
деятельности, осуществляемый государственными
федеральными органами прокуратуры от
имени Российской Федерации и направленный
на обеспечение законности: опротестование
и отмену противоречащих закону актов
органов государственного управления,
общественных организаций.
Прокурор, осуществляя
надзор от имени РФ, представляет и защищает
общественные интересы не от имени отдельных
органов местного самоуправления или
субъектов федерации, а в совокупности
от всех них, приводя таким образом интересы
отдельных органов, организаций, учреждений,
должностных или физических лиц в соответствие
с интересами государства в целом.
Основателем органов
прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии
с указом от 12 января 1722 года «О должности
Сената» в России появилась прокуратура
как государственно-правовой институт)
В соответствии с разделом
3 Федерального закона РФ «О прокуратуре
Российской Федерации» выделяют следующие
отрасли прокурорского надзора:
Надзор за исполнением законов
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
военного управления, органами контроля и пр.
Надзор за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина органами
государственной власти, местного самоуправления.
Надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие.
Надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного
характера.
Помимо осуществления
вышеприведенных надзорных полномочий,
прокурор участвует в рассмотрении дел
судами в случаях, предусмотренных действующим
процессуальным законодательством Российской
Федерации (ст. 37 УПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст.
25.11 КоАП РФ), рассматривает и разрешает
жалобы и обращения граждан.
Предмет, цели, задачи
прокурорского надзора в РФ
Под предметом прокурорского
надзора следует понимать сферу общественных
отношений, на регулирование которой направлена
деятельность прокурора. Деятельность
прокурора направлена на регулирование
общественных отношений, связанных с соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов
юридическими и физическими лицами.
Цель прокурорского
надзора – это результат, на достижение
которого направлена вся деятельность
прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция
– надзор.
Целями прокуратуры
являются:
1) обеспечение верховенства
закона;
2) обеспечение защиты
прав и свобод человека и
гражданина;
3) обеспечение защиты охраняемых
законом интересов общества и государства;
4) обеспечение единства и укрепления
законности.
На достижения этих целей
направлена вся деятельность прокуратуры:
прокурорский надзор;
уголовное преследование;
координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
Основным средством
достижения целей, определенных Законом
«О прокуратуре», является прокурорский
надзор, так как именно в прокурорском
надзоре состоит основная функция прокуратуры.
Так же мы можем выделить
три вида основных задач, которые ставят
перед собой органы прокуратуры, осуществляющие
прокурорский надзор:
Общие задачи прокурорского
надзора заключаются в укреплении законности
государственного строя, личных и имущественных
прав и охраняемых законом интересов граждан
РФ, которые определяются Конституцией
РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других
нормативных актов (Уголовно-процессуальным
кодексом РФ, Гражданским процессуальным
кодексом РФ).
Специальные задачи – это задачи,
стоящие только перед данным направлением
прокурорского надзора (например, выявление
нарушений и нарушителей законов).
Частные задачи (их еще называют
конкретными) различаются в зависимости
от направления прокурорского надзора,
от вида применяемого правового средства,
от конкретных условий, в которых осуществляется
надзорная деятельность прокурора (получение
полной информации о конкретном нарушении
закона, обеспечение своевременности
опротестования незаконных приговоров
и решений суда и т. п.). Они не являются
постоянными, могут возникать и отсутствовать
при разных условиях.
Принципы организации и деятельности
прокуратуры
Принципы организации
и деятельности прокуратуры – это идеи
и требования, лежащие в основе формирования,
организации и функционирования органов
прокуратуры.
Принципы обязательны
для любого прокурорского работника независимо
от занимаемой должности или конкретного
направления деятельности.
Организация и осуществление
прокурорского надзора взаимосвязаны
и практически неразделимы. Вот почему
мы не можем отделить принципы осуществления
прокурорского надзора от принципов организации
деятельности прокурора. Основные принципы
закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в
Законе о прокуратуре (ст. 4).
Выделяют следующие
принципы организации и деятельности
прокуратуры:
Принципов прокурорского надзора
Поскольку прокурорский надзор
– это одно из направлений прокурорской
деятельности, то и принципы организации
и деятельности прокуратуры выступают
одновременно и в качестве принципов.
Принцип единства
Означает, что все прокуратуры,
действующие на территории РФ, составляют
единую систему, иначе говоря создание
и деятельность на ее территории органов
прокуратуры, не входящих в единую систему
прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии
с этим принципом прокуроры всех уровней
обладают едиными полномочиями и средствами
их реализации.
Принцип централизации.
Централизация системы органов
прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие
прокуроры подчиняются вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ. Генеральный
прокурор издает приказы, указания, распоряжения,
положения и инструкции, обязательные
для исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры.
Принцип законности
Важнейшее общеправовое начало
деятельности всех правоприменительных
и правоохранительных органов. Данный
принцип проявляется в том, что правовое
положение прокурора, его полномочия и
их реализации при осуществлении прокурорского
надзора регламентируются соответствующими
нормативными актами.
Принцип независимости прокурорских
работников.
В законодательстве отмечена
недопустимость вмешательства в деятельность
прокуратуры, воздействия на прокурора
и следователя с целью повлиять на принимаемые
ими решения или воспрепятствовать их
деятельности. Требования прокурора, вытекающие
из его полномочий, предусмотренных законом,
подлежат безусловному исполнению в установленный
срок.
Принцип политической независимости.
Прокуроры и следователи не
могут быть членами выборных и иных органов,
образуемых органами государственной
власти и местного самоуправления. Прокурорские
работники не должны совмещать свою основную
деятельность с любой другой оплачиваемой
или безвозмездной деятельностью, кроме
преподавательской, научной и творческой
деятельности.
Принцип гласности
Означает открытость деятельности
органов прокуратуры, доступность этой
деятельности для граждан, а также для
СМИ. Для обеспечения граждан всей необходимой
информацией по поводу правозащитной
деятельности прокуратуры, данные об этой
деятельности должны публиковаться в
газетах, журналах и в других средствах
СМИ.
Система, структура и организация
органов прокуратуры РФ
Систему прокуратуры РФ составляют:
Генеральная прокуратура РФ
Прокуратуры субъектов РФ
Военные и другие специализированные прокуратуры
Научные и образовательные учреждения
Редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами
Прокуратуры городов и районов
Другие территориальные, военные
и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура
РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные
к ним прокуратуры, научные и образовательные
учреждения имеют в оперативном управлении
объекты социально-бытового и хозяйственного
назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре
РФ»).
Образование, реорганизация
и ликвидация органов и учреждений прокуратуры,
определение их статуса и компетенции
осуществляются Генеральным прокурором
РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Создание и деятельность
на территории РФ органов прокуратуры,
не входящих в единую систему прокуратуры
РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре
РФ»).
Во многих субъектах
РФ образованы только прокуратуры городов
и районов. Некоторые из них подразделяются
на межрайонные прокуратуры, которые осуществляют
свои полномочия на территории нескольких
районов. Например, в г. Москве согласно
административно-территориальному делению
созданы муниципальные районы и административные
округа. Таким образом, в соответствии
с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления
действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие
свои функции на территории ряда муниципальных
районов, и прокуратуры административных
округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре»
предусматривает создание коллегий в
органах прокуратуры. Данные коллегии
являются совещательными органами. На
основании решений коллегий соответствующие
прокуроры издают приказы.
Органы прокуратуры
составляют систему прокуратуры РФ и обладают
следующими признаками:
1) единства (не входят
ни в какую иную систему
органов, единство основных целей
и задач);
3) системности органов
прокуратуры (органы прокуратуры
не только взаимосвязаны, но и
взаимозависимы).
Каждый из элементов
системы прокуратуры РФ состоит из подразделений,
составляющих их структуру. Под организацией
органов прокуратуры РФ понимается установленный
Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре»
порядок назначения на должность прокурорских
работников и порядок создания и ликвидации
отдельных органов прокуратуры. Организацию
прокуратуры РФ следует отличать от организации
прокурорского надзора как основной функции
органов прокуратуры.
Специализированные органы
прокуратуры РФ
Организация и деятельность
специализированных прокуратур на сегодняшний
день определяется обеспечением законности
в сферах деятельности, которые имеют
особую важность общества и государства.
Специализированные
органы прокуратуры являются необходимой
составляющей прокурорской системы, так
как проблемы законности в специфических
сферах сохраняются. На основании этого
сложились специальные прокуратуры двух
типов.
Первый тип: прокуратуры
военные, транспортные, войсковых частей
– они осуществляют функции прокуратуры
в полном объеме в соответствующих сферах
правовых отношений.
Второй тип: прокуратуры
природоохранные и надзирающие за соблюдением
законов в исправительных учреждениях.
Организация и деятельность прокуратуры
на них распространяется так же в полной
мере.
Специализированные
прокуратуры служат необходимым элементом
прокурорской системы.
Военные прокуратуры
осуществляют свои полномочия в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, воинских формированиях
и органах. Систему органов военной прокуратуры
составляют: Главная военная прокуратура,
военные прокуратуры военных округов,
флотов, Ракетных войск стратегического
назначения, Федеральной пограничной
службы РФ, военные прокуратуры объединений,
соединений гарнизонов и другие военные
прокуратуры, приравненные к прокуратурам
городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре
РФ»).
Транспортные прокуратуры
осуществляют расследование преступлений,
совершенных на железнодорожном, водном
и воздушном транспорте.
Природоохранные прокуратуры
осуществляют надзор за исполнением законов
об охране природы и окружающей среды,
расследование экологических преступлений.
Прокуратуры особо режимных
объектов созданы в целях охраны государственной
тайны и обеспечения установленного режима
секретности на особо режимных объектах,
перечень которых устанавливается Правительствам
РФ.